Транспортная фанера: инструкция по выбору своими руками, особенности

Транспортная фанера: области применения и технические характеристики

О том, что такое фанера, знают практически все. В строительстве домов и других сооружений материал укладывают на пол, с его помощью можно возводить перегородки. Но немногие знают о том, что она используется в авиа- и судостроении. Существует еще и транспортная фанера, от обычной она отличается наличием дополнительного ламинирующего слоя. Чаще всего такой материал применяется для обустройства полов в прицепах и фургонах, но этим ее области использования не ограничены.

Какая фанера называется транспортной?

Ламинированная фанера в автомобилестроении играет важную роль. Она делится на несколько типов в зависимости от своей толщины. У каждого из них своя область применения:

  1. Толщина ламинированной фанеры для отделки двери и пола в автомобильных фургонах будет зависеть от используемого металлического каркаса. Для снижения трения пола используется сетчатая фанера, в то время как для отделки стен и дверей с обеих сторон листа будет ламинирующий слой. Толщина фанеры в этих случаях будет до 27 мм.
  2. Идеальным вариантом для полуприцепа является транспортная фанера толщиной до 20 мм.
  3. Для легкового транспорта и легких лодок используется ламинированная фанера толщиной 10 мм.

В некоторых случаях, например, для обшивки бортов транспорта, используются тонкие листы, но применять их для пола невозможно в силу недостаточной прочности.

Как появилась транспортная фанера?

Родоначальницей ламинированной фанеры является Финляндия, потому многие называют такой вид изделия еще и финской. Технология изготовления материала в СССР не была изучена детально, потому пользовались преимущественно импортным товаром.

На сегодняшний день транспортную фанеру используют не только в автомобилестроении. Благодаря своим характеристикам она получила более широкое распространение. Ее используют в таких сферах:

  • судостроение – в яхтах, катерах и лодках ламинированной фанерой выстилают полы, обшиваются борта;
  • строительство – при возведении опалубки является самым оптимальным и экономически выгодным вариантом;
  • в торговле и на складах – из ламинированной фанеры можно изготавливать полки, стеллажи для хранения;
  • внутренняя отделка помещений – листы становятся прекрасным материалом для пола и обшивки стен.

Особенности материала и его виды

Среди аналогов финская ламинированная фанеры является одним из самых качественных материалов. Для ее производства используется только шпонированная береза, другие виды дерева не подходят. При производстве для скрепления шпона используются специальные смолы и лаки, после тщательной пропитки фанера обладает высокими характеристиками износостойкости и влагостойкости. В процессе производства некоторые слои материала подвергаются обработке высокими температурами, охлаждение происходит под высоким давлением, в результате увеличивается их влагостойкость. На финальном этапе производства изделие подвергается дополнительной обработке специальными спиртовыми составами.

Свойства транспортной фанеры

Главные характеристики транспортной фанеры:

  • высокая прочность и устойчивость к влаге;
  • устойчивость к появлению плесени и грибков;
  • пожаробезопасность;
  • высокая устойчивость к воздействию кислот, щелочи и других соединений;
  • эксплуатация может происходить при любых климатических и температурных условиях.

Некоторые виды транспортной фанеры могут использоваться в автомобилестроении и для внутренних отделочных работ жилых и офисных помещений. В таком случае принято применять тип ФБС-Ф и ФБС1-А. Разновидность фанеры ФБС1 отличается более низким качеством, для отделки помещений она не используется, но зато материал нашел широкое применение в судостроении.

Благодаря пропитке бакелитовыми смолами транспортная фанера имеет высокую прочность, причем порой этот показатель превышает даже сталь. Именно поэтому ламинированная фанера нашла настолько широкое применение в различных отраслях строительства.

Экономическая выгода использования

Изделия из ламинированной фанеры могут использоваться многократно, однако для этого следует придерживаться целого ряда требований, которые способны значительно увеличить срок службы материала. После распила листа все торцевые швы обязательно должны быть обработаны акриловыми красками, причем в идеале в три слоя.

Дело в том, что необработанные торцы – это слабое место, через которое в материал может проникать влага и бактерии, в итоге теряется прочность изделия, возникает риск гниения. Конструкционные отверстия должны быть защищены составами на основе силикона, они также будут защищать от проникновения влаги и противостоять процессам гниения.

В случаях, когда транспортная фанера используется для опалубки, после изготовления и до момента ее использования она должна храниться в тех же условиях, при которых будет происходить заливка бетона. До того, как будет происходить заливка, поверхность фанеры покрывается специальными маслами. Это необходимо для того, чтобы раствор бетона не прилипал к верхнему ламинированному слою. В итоге получаются изделия из бетона с гладкими сторонами, а фанера может быть использована повторно.

Когда изделия из транспортной фанеры правильно используются и хранятся, то срок их службы значительно увеличивается, а значит появляется возможность экономии на покупке новых листов.

Транспортная фанера

Фанера является материалом, обладающим достаточно интересным происхождением и большой перспективой, в особенности, если учесть, что на сегодняшний день технологии предлагают специальные пропитки, которые дают возможность применять ее в строительстве, для изготовления упаковки, в автомобильном и судовом строительстве. Транспортная фанера выступает самым лучшим примером в данной ситуации. Итак, где же используется данный материал, и за счет чего он вообще считается транспортным? Давайте разберемся.

Особенности автомобильной фанеры

Всем уже давно известно, что фанера является слоеным материалом из лущеного шпона березы или хвойного дерева. Для большей объективности хочется сказать, что фанера может изготавливаться не только из березы и хвои, но и других пород деревьев. Кроме того, технология всегда остается одинаковой.

Не стоит рассказывать обо всех технологических этапах изготовления. Лучше давайте поговорим о главном:

Уже давно замечено, что с помощью пропитки увеличивается влагостойкость, а иногда материал становится более прочным. Но вот только она не увеличивает сопротивляемость изгибам и кручениям. Но проблему решили при помощи склеивания волокон под различными углами от тридцати до шестидесяти градусов (самый лучший эффект достигается при использовании угла в 45 градусов). Благодаря таким изменениям можно распределять равномерно всю нагрузку, которую получают готовые фанерные изделия. Благодаря своему сложному и неоднородному строению на изделия из слоеного материала меньше всего воздействует агрессивная внешняя среда. Это может быть разбухание, растрескивание или же усыхание.

Намного увеличились возможности фанеры после того, как был изобретен ламинированный слой и стали наносить сетчатую структуру. Это позволило использовать данный материал для строительства кораблей и автомобилей. Транспортная ламинированная сетчатая фанера является таким типом материала, который дает возможность обшивать автомобильный кузов и переносить большую нагрузку.

История возникновения сетчатой фанеры

Многие не знают о том, что ламинированная фанера еще в СССР, поставлялась из Финляндии. По этой причине ее стали называть финской.

В те времена она считалась материалом с самым высоким качеством, который производили только из березового шпона с использование формальдегидного клеящего состава и тоненькой пластиковой пленки. Тогда данная технология была еще малоизученной, но отзывы о ней впечатляли.

Со временем сферы применения становились все шире:​

Строительство – фанеру можно много раз использовать для строительства опалубки, в особенности, когда монтаж плит производится на месте;

Применяется для выстилки кузова, бортов в грузовых авто и авто поездах;

Для внутренней обшивки судов.

Фанера имела два вида. Первый сверху и снизу обладал гладкими поверхностями, а у второго была одна сторона гладкая, а другая сетчатая, что и сделало данные изделия именно транспортными. На сегодняшний день транспортной принято считать именно сетчатую фанеру. Но и материал первого типа тоже не менее популярен.

С того времени мало что изменилось. Для сборки автомобилей используется все та же сетчатая транспортная фанера. Что касается характеристик изделий, то они следующие: высокая прочность, влагостойкость и отсутствие какого-либо скольжения, что является очень востребованным и с успехом используется.

Основные размеры также близки к стандартным:

Листы имеют следующие размеры (мм) – 1220х2440, 1250х2500, 1500х3000;

Толщина листов от 4 до 30 мм.

Для автомобилестроения применяются не все типы листов. Самым главным критерием в данном случае, безусловно, является толщина листа.

Какая транспортная фанера применяется в автомобилестроении?

Ламинированная фанера с толщиной 24 и 27 мм. Она используется в основном для обшивки фургонов и дверей. И хоть в основном толщина зависит от используемого металлического профиля, она укладывается в эти пределы. При этом следует отметить, что материал с ламинированием с обеих сторон используют именно для кузовов, стенок и дверей, а сетчатый слой укладывается только на полу.

Читайте также:  Виниловый сайдинг: инструкция по монтажу своими руками, особенности обшивки дома, забора

Материал с толщиной 15-21 мм. Он больше используется для полуприцепов, в которых перевозится меньше груза и их вес намного меньше. Кроме этого сетчатую фанеру можно использовать для того, чтобы выстилать дно и простого полуприцепа, который используется для легковых авто. Вообще фанера 21 мм является довольно дорогой, по этой причине большинство мастеров рекомендует пользоваться ею только для полов полуприцепов, а борта отделывать более тонким материалом, стоимость которого наиболее оптимальна.

В случае, если перевозить большие грузы вы не планируете, то можно использовать более дешевый вариант – листы с толщиной 9,5-12 мм. Их можно использовать даже для лодок и катеров. Данные изделия отлично справляются с весом от двух до пяти человек.

И, наконец, еще одна толщина, которая является значимой для автомобилестроения – 6,5мм. Хочется оговориться сразу, что используется она только для стенок фургона. Именно ее применяют для обшивки стен и для авто-термофургонов, промышленных холодильников, технологических слоеных стенок.

Несмотря на то, что транспортная фанера стоит дорого, но она обладает высокой прочностью, отлично переносит атмосферные осадки и очень проста в использовании. Кроме этого монтировать и демонтировать ее можно и самостоятельно, что совсем не сложно.

Характеристики фанеры

Технические характеристики различных марок фанеры.

Транспортная фанера: виды, применение

Фанера — материал с интересной историей и большим будущим, особенно учитывая то, что современные технологии предлагают пропитать слоенку специальными пропитками, что фактически позволяет использовать изначально строительный и упаковочный материал в автомобилестроении и даже судостроении. Транспортная фанера — яркий тому пример. Данная инструкция подготовлена с целью раскрытия этой малоосвещаемой области применения материала.

Фото материала, применяемого в автомобилестроении.

Что делает материал транспортным

О том, что фанера как материал представляет собой слоенку из лущеного шпона березы или хвойных сортов древесины — знают все. Объективности ради, хочется упомянуть о том, что не только береза, но и другие сорта лиственной древесины могут быть с успехом применены при изготовлении фанеры, при этом технология не меняется и соседние слои накладываются друг на друга с пересечением волокон под углом в 90 градусов.

Опустим все технологические этапы приготовления и перейдем к главному:

  • Было замечено, что пропитка может придать материалу водостойкость, а в некоторых случаях и большую прочность. Но только она одна не в состоянии решить вопросы сопротивляемости таким неприятным моментам как изгиб и кручение. Решение этой проблемы было найдено достаточно быстро, волокна стали склеивать под разными углами, начиная от 30 и заканчивая 60 (интересный эффект при склеивании слоев под углом волокон в 45 градусов);

Интересно знать! Изменение направления волокон позволяет распределить все нагрузки воспринимаемые изделиями из фанеры равномерно. За счет сложности и неоднородности слоенки сами изделия меньше склонны к таким неприятным последствиям воздействия агрессивных внешних факторов как разбуханию, растрескиванию и усыханию.

  • Изобретение ламинированного слоя и нанесение сетчатой структуры значительно расширили возможности такой фанеры, ее стали использовать в кораблестроении и автомобилестроении. Фактически, транспортная, позволяющая выстилать кузов автомобиля и воспринимать значительные нагрузки – это транспортная ламинированная сетчатая фанера.

Немного истории

Мало кто знает, что в свое время ламинированная фанера, которая завозилась на территорию нашей страны, тогда еще СССР, из Финляндии. Поэтому она и получила название финской фанеры.

В то время это был высококачественный материал, произведенный из березового и только из березового шпона с применением фенолформальдегидного клея и тонкой пластиковой пленки. Тогда эта технология была малоизученна, но отзывы впечатляли.

Постепенно область применения материала начала расширяться:

  • В строительстве — многократно используемая ламинированная фанера для возведения опалубки, особенно в случаях монтажа плит на месте;
  • Выстилка дна кузова, бортов в грузовых автомобилях и автопоездах;
  • Судостроение – внутренняя отделка.

К сведению! Поставляемый материал был двух видов: с двумя гладкими поверхностями (верхней и нижней), с одной гладкой и одной сетчатой поверхностью, что и выделило эти изделия в разряд транспортных. В настоящее время транспортной считается именно транспортная сетчатая фанера, хотя и гладкая применяется и достаточно успешно, но об этом чуть ниже.

От истории к сегодняшнему дню

Объективности ради, хочется отметить, что практически ничего не поменялось. Для нужд автоперевозок все также используется транспортная ламинированная фанера с сетчатым слоем. Характеристики изделий: высокая прочность, влагостойкость и отсутствие эффекта скольжения востребованы и используются.

И хотя основные характеристики фанеры не поменялись:

  • Размеры листа 1220х2440, 1250х2500, 1500х3000 (все размеры приведены в мм);
  • Толщина листа от 4 до 30 мм;

В автомобилестроении используются не все виды листов. И главный критерий здесь, безусловно, считается толщина изделия.

  1. Фанера ламинированная 24 и 27 мм. Используется достаточно широко, так как основное поле деятельности этого материала полы фургонов и двери. И хотя зачастую толщина фанеры определяется толщиной металлического профиля, но все равно она находится именно в этом диапазоне. Кроме того необходимо заметить, что гладкий ламинированный двухсторонний материал идет именно на кузов, на стенки и двери, а сетчатый слой – на пол (читайте также статью ОСБ или фанера на пол — что выбрать).
  2. Материал от 15 до 21 мм. Это уже для полуприцепов, где количество перевозимых грузов и их масса гораздо меньше. Так же фанера сетчатая может быть использована для выстилки днища обычных полуприцепов, рассчитанных для легковых автомобилей.

Совет! Сама по себе слоенка в 21 мм недешевый материал, поэтому многие мастера советуют использовать в полуприцепах ее только на пол, борта делать из более тонокого материала, цена которого более приемлема.

  1. Если вы не планируете перегружать свой полуприцеп избытком грузов, то существует еще более бюджетный вариант ламинированной «сетки» — от 9.5 до 12 мм. Такой транспортный вид подойдет не только на полуприцепы, но даже и на самодельные лодки и катера. Изделия прекрасно справятся с нагрузкой от своего веса и веса от 2 до 4-5 человек.
  2. И еще один размер, который будет иметь значение в автомобилестроении, это 6.5 мм. Скажем сразу это не для дна фургона, это для стенок. Именно он идет на обшивку стен фургона, а также авто-термофургона, промышленного холодильника, в технологические слоеные стенки (см.также статью Обшивка фанерой фургона или как защитить металл от вмятин и коррозии).

В заключение

Хотя транспортная фанера — недешевый материал, но достаточно прочный, стойкий к атмосферным воздействиям и неприхотлив в эксплуатации, кроме того монтаж и демонтаж таких элементов производится своими руками достаточно легко. Видео в этой статье подготовило тематическую подборку, смотрим.

Фанера транспортная сетчатая ламинированная – что надо знать, как использовать и где купить

Постоянное совершенствование строительных материалов стало отличительной чертой последнего времени. Современные технологии открывают новые методы производства привычных материалов, наделяя их дополнительными характеристиками, которые значительно расширяют сферу их применения. Ярким примером такого улучшения можно назвать изобретение фанеры транспортной сетчатой ламинированной, без которой сейчас невозможно представить производство автомобилей и перевозку грузов.

Транспортная фанера ламинированная

Особенности транспортной фанеры

Традиционная технология изготовления фанеры предполагает послойное склеивание хвойного или берёзового шпона перпендикулярно каждому предыдущему слою. Дополнительная обработка позволила создать водоотталкивающий слой. Но долгое время фанера была достаточно уязвима при любых нагрузках, предполагающих изгибы либо скручивание.

Решение было найдено путём склеивание слоёв под разными углами начиная от 30 и заканчивая 60 градусами. В результате готовый лист стал не только устойчив к любым механическим воздействиям, но и позволил равномерно распределять возникающую нагрузку по всей поверхности. Дополнительной особенностью стала устойчивость таких листов к растрескиванию.

Читайте также:  Доска 25х100, 25х100х6000: обрезная, строганная, инструкция по монтажу своими руками

Наличие ламинированного слоя только добавило преимуществ. Сегодня выпускается два основных типа транспортной фанеры, являющихся незаменимыми в автомобильной промышленности:

  • Листы, имеющие ламинированное покрытие с двух сторон.
  • Листы с одной ламинированной стороной и сетчатой.

Фанера с сетчатым покрытием

Применение

В автомобильной отрасли используются стандартные размеры фанеры транспортной сетчатой ламинированной: ФОФ 2500 * 1250. Основной критерий, который определяет её применение – это толщина. В зависимости от этого фактора можно выделить следующие типы:

  • Листы с ламинированным покрытием толщиной от 24 до 27 мм. Применяются для отделки дверей и полов в фургонах. Выбор толщины в каждом отдельном случае зависит от металлического каркаса, который может отличаться. Для кузова, стен или дверей используются листы с двухсторонним ламинированием. Для пола используются только сетчатые, чтобы улучшить силу трения.
  • Листы толщиной от 15 до 21 мм. Используется, как правило, для полуприцепов. Как грузовых, так и легковых автомобилей.

Важно! Немаловажным фактором, влияющим на приобретение, является стоимость фанеры. Поэтому достаточно часто листы с большей толщиной кладут на дно, а с меньшей на борта.

  • Листы толщиной от 9 до 12 мм лучше всего подходят для легковых полуприцепов. Ещё одной сферой применение являются лёгкие лодки вместимостью до 5 человек.
  • Листы толщиной 6 мм применяются только для обшивки бортов автомобиля. Для пола их использовать нельзя.

Фанера транспортная на полу фургона

Таким образом, основная сфера применения фанеры транспортной ламинированной сетчатой – для пола или для бортов автомобиля, иногда лодок и катеров.

Отличные технические характеристики транспортной сетчатой фанеры позволили успешно применять её даже в строительстве, особенно для изготовления опалубки.

Важно! Учитывая стоимость фанеры, экономически целесообразно её применять только для многократного использования. Обычно такая фанера может выдержать до 100 циклов заливки.

Приобретение

Продажа фанеры осуществляется по всей территории страны как строительными магазинами, так и специализированными фирмами. Обычно покупателю предлагается весь ассортимент строительных материалов, который кроме фанеры включает плиты ОСБ, ДВП и ДСП. Таким образом, можно всегда выбрать оптимальный вариант для любых работ.

Где купить

Какие фирмы предлагают купить фанеру транспортную ламинированную сетчатую, их контактные данные и особенности реализуемого ассортимента, можно узнать далее.

Предлагает приобрести транспортную сетчатую ламинированную фанеру толщиной от 9 до 21 мм. Производство – «Свеза-Лес», Россия.

  • Расположение: ул. Родионовская 10, Москва
  • Звонить сюда: +7 (499) 55 700 55
  • Узнать подробнее: www.ingcoma.com

Фирма «СтройМастер КМВ»

В продаже листы транспортной ламинированной фанеры толщиной от 6 до 30 мм в 3-ех размерных вариантах.

Фанера шпонированная

Инженерная доска

Фанера по сниженым ценам

Раскрой фанеры

Заказ раскроя +7 (905) 507-00-72

Аренда опалубки

Фанера ЛАМИНИРОВАННАЯ ФОФ | 6.5мм | 1500 мм х 3000 мм | береза
Фанера ЛАМИНИРОВАННАЯ ФОФ | 12мм | 1220 мм х 2440 мм | береза
Фанера ЛАМИНИРОВАННАЯ ФОФ | 18мм | 1220 мм х 2440 мм | береза

Подробнее..
Широкая тумбочка для большого телевизора и аппаратуры Дизайн тумбы позволяет ее использовать с любыми мебельными наборами. Широкая.

Подробнее..
Изготовление стульев из фанеры – сам себе дизайнер и мастер После посещения мебельных гипермаркетов и небольших салонов практически.

Обшивка кузова автомобиля фанерой

Выбор именно этого материала для отделки обусловлен технологией его изготовления. Наложение тонких листов шпона друг на друга и склеивание – придает материалу значительную жесткость и прочность. При этом низкая стоимость фанеры, также влияет на ее популярность.

Фанера изготавливается путем перекрестного наложения тонких листов древесины, что в результате обеспечивает очень высокую прочность и жесткость.

Кроме того, между фанерой и стенкой кузова можно проложить тепло- или шумоизоляционный материал, что дополнительно повысит эффективность обшивки.

Обшивка кузова фанерой позволяет снизить риск повреждения перевозимых товаров, а значит гарантировать качество работы.

Возможно несколько вариантов обшивки фургона:

  • настил на пол

  • частичная отделка боковых панелей и дверей

  • полная отделка боковых панелей и дверей

  • комплексная облицовка

Для каждого из этих направлений используется одинаковая технология монтажа. Различается только толщина применяемого материала.

Чтобы обшить кузов фанерой понадобится:

  • специальная автомобильная фанера.

Особенность этого вида продукции заключается в наличии сетчатой поверхности. Сами листы изготавливаются из шпона березы и отличаются высокой плотностью и вязкостью. Высушенный до оптимального значения лист не «поведет» в процессе эксплуатации.

По классу автомобильная фанера относится к марке ФСФ, что свидетельствует о высокой устойчивости к воздействию влаги. Ламинирование также создает дополнительную защиту от влаги. Сетка на поверхности придает фанере антискользящие свойства, поэтому, укладывая материал, нужно гладкой стороной положить лист на пол.

Выбор толщины листа для обустройства его на полу зависит от тоннажа машины. Для перевозки не более двух тонн достаточно 12 мм. В прочем, на рынке присутствует материал толщиной до 30 мм.

Как правило, колесные арки выполняются из более толстой фанеры ФСФ.

Для стен пригоден материал толщиной до 24 мм, который крепится на вытяжные заклепки. Незначительная толщина позволяет сохранить полезный внутренний объем кузова и обеспечить сохранность перевозимого груза.

Итак, выбор толщины зависит он грузоподъемности автомобиля и от бюджета.

  • подложка под фанеру. Ее целевое назначение – устранять скрипы.
  • антикоррозийный состав. Все металлические части, которые будет размещаться под фанерой, нужно обработать антикоррозийным составом.
  • алюминиевые вытяжные заклепки. Особенностью монтажа фанеры в кузове автомобиля, является необходимость обустройства каркаса. Соединение с каркасом осуществляется с помощью заклепок, гвоздей или саморезов.
  • мастика под фанеру. Специальный состав позволит надежно склеивать поверхности.
  • нержавеющий уголок. Применяется для облицовки порога авто, чтобы предотвратить коррозию металла.

Монтаж

Чтобы обустроить каркас под фанеру, заготавливаются тонкие рейки или нарезаются из фанеры тонкие полоски. Они крепятся на основание поверхностей и пола кузова. Места сверления тщательно обрабатываются антикоррозионным раствором, дабы избежать появления ржавчины.

2. Подготовить листы.

Прежде чем разрезать фанеру изготавливают «выкройки», которые индивидуальны для каждого автомобиля. Далее выкройки переносят на фанеру. Так достигается точное соответствие кусков требуемым параметрам и появляется возможность более экономно расходовать материал.

Все куски, предназначенные для облицовки, разрезаются с применением фрезерного оборудования. Использование электрического лобзика нежелательно, потому что его использование не гарантирует сохранность места реза. А значит, появляется вероятность того, что места реза будут расщепляться и впитывать влагу.

3. Прикрепить ровные листы фанеры к боковым поверхностям.

Вырезанные в размер листы крепятся к каркасу с помощью гвоздей, саморезов или заклепок. Наиболее качественное соединение обеспечивают вытяжные заклепки. Они обеспечивают наиболее простое, быстрое и надежное крепление. Кроме того, они изготовлены из алюминия, а этот материал не подвержен коррозии и лучше выдерживает механические повреждения.

Осуществляя монтаж листа, важно следить за тем, чтобы осевая линия жесткости проходила перпендикулярно направляющим рейкам. Соблюдение этой рекомендации позволит повысить прочность листа.

Обшивка потолка фанерой происходит аналогичным образом.

Прикрепить гнутые листы фанеры.

Не все поверхности в кузове авто ровные. Часто возникает необходимость зашивать искривленные поверхности.

Для их обустройства используется гнутая фанера. Ее монтаж осуществляется в последнюю очередь, после того как были зашиты все поверхности. Это делается потому, что гнутые детали крепятся не на каркас, а на предварительно установленные ровные листы.

Обустройство пола.

Прежде чем прикрепить листы фанеры на пол, нужно создать обрешетку. Если есть выступающие колесные арки – нужно учесть это в конструкции. И обшить их дополнительно.

Иногда уровень пола поднимают настолько, чтобы закрыть колесные арки. Тогда каркас обрешетки должен быть поднят на их высоту.

В дальнейшем облицовка осуществляется аналогично облицовке стенок и потолка.

Особенности обшивки

Данная технология применима для облицовки любой конструкции кузова. Обшивка фанерой микроавтобусов, о которой шла речь выше, отличается большей трудоемкостью и длительностью работ.

Обшивка газели фанерой более проста. Поскольку там меньшее количество зашиваемой площади и нет изогнутых поверхностей. Пример обшивки представлен на фото.

Заключение

Как видно, из фото, такую затею, как обшивка кузова автомобиля фанерой – легко выполнить своими руками с использованием минимума инструмента.

Читайте также:  Доска ламината: инструкция по монтажу своими руками, особенности палубных

Самодельная лодка из фанеры своими руками

Из-за достаточно высоких цен на лодки, покупка готового изделия заводского стандарта становится затруднительной. К тому же модель, изготовленная согласно государственным стандартам не всегда удовлетворяет потребности потребителя. К примеру, надувные лодки достаточно мобильны и удобны в транспортировке, но велик процент быстрого износа ввиду физических повреждений корпуса. Долгожданная рыбалка или активный отдых на воде может внезапно закончиться из-за малейшего прокола.

Опытные рыболовы, желающие сберечь накопленные деньги, и получить плавсредство, соответствующее всем требованиям, принимают решение собственноручно сделать лодку из листов фанеры. Лодка из фанеры своими руками достаточно увлекательное дело для рыбаков, желающих творчески проявить свою личность. Кораблестроение начинается с определения величины плавсредства, набросков, которые по ходу доработок становятся мастерски выполненными чертежами.

Из чего состоит лодка

В начале конструирования лодки для рыбалки необходимо ознакомиться с терминологией. Итак:

  1. Киль. Основание для крепления всех имеющихся элементов конструкции. Основной элемент корпуса.
  2. Форштевень. Носовая часть лодки.
  3. Ахтерштевень. Противоположная носу сторона плавсредства.
  4. Шпангоуты. Поперечные детали, которые создают необходимую жесткость и плавный контур корпуса.
  5. Слань. Индивидуальный настил, расположенный по дну лодки.
  6. Борта лодки. Борта формируются из досок, которые установлены над форштевнем и ахтерштевнем, объединенные в процессе крепления со шпангоутами.

Размеры лодки, ее виды и формы

Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

  • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
  • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
  • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
  • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.

Особенности изготовления

Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

  • надежность и длительный срок службы конструкции;
  • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
  • вместительность лодки до 5 пассажиров.

Материалы и инструменты

Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

  • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
  • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
  • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.

Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

  • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
  • брусья и доски;
  • стеклоткань для изоляции швов;
  • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
  • эпоксидный клей;
  • проволока медная;
  • шурупы;
  • гвозди.

Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.

Этапы изготовления

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Строительство модели из фанерных листов начинается с грамотно оформленных чертежей. Новичкам можно воспользоваться подсказками всемирной паутины, либо приобрести чертежи в магазине. Чертежи, составленные профессиональными конструкторами на чертежной бумаге, дают возможность подробно изучить все углы конструкции.

Чертеж в реальный размер модели можно отобразить следующим образом:

  • по центру листа проводится линия, разделяющая чертеж лодки из фанеры на две равные части. Непременным условием составляет симметричность сторон;
  • начерченная линия условно разделяется на четыре равных отрезка для установки шпангоутов;
  • графически отображается вертикальное изображение и вид модели сверху;
  • по нанесенным диаметральным линиям вырисовывают формы шпангоутов;
  • для контроля точности чертежа сверяются основные параметры всех фракций в заданном масштабе;
  • на плотной бумаге вырисовывается в масштабе 1:1 форма шпангоутов;
  • пользуясь лекалами и длинной линейкой, прорисовывают гибкие линии модели;
  • составленный набросок складывают вдоль горизонтальной линии и сверяют на точность начерченных деталей. Обе части рисунка должны быть идентичны друг другу.

Чертеж перемещают на картон после детальной сверки. Жесткая бумага облегчает процесс перенесения на фанеру чертежа. Изображение переносится на фанеру с учетом всех соблюдаемых масштабов, в соответствии с тем, как оно нарисовано. Увеличение или уменьшение размеров категорически недопустимо. Важно при копировании зарисовок на фанеру принимать во внимание направление волокон древесины. На этом этапе это зависит от конструкции элементов модели, так как слои фанеры расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Сборка корпуса модели плавсредства

Раскройка деталей для самодельной конструкции трудностей не вызывает. Для распила деталей потребуется электролобзик. Очень важно распиливать детали электролобзиком, так как другой инструмент может оставить кривую линию среза, и детали останутся в сколах.

После распила всех элементов необходимо отшлифовать все составляющие конструкции и просверлить в них отверстия для сшивания корпуса. Отверстия следует просверлить с равным расстоянием в 100 мм для сохранения эстетичности внешнего вида. Сшивать днище конструкции следует капроновой нитью, так как капроновая нить достаточно прочная, не поддается гниению, после пропитки эпоксидной смолой выступает в роли армирующего элемента.

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

  1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
  2. прикрепить транец ко дну;
  3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
  4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
  5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
  6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
  7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
  8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
  9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
  10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
  11. таким же образом склеивают наружные швы;
  12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.

Финишная отделка плавсредства

После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

Последовательность финишной обработки готовой конструкции:

  1. Зашкуривание наждачной бумагой все неровные фрагменты эпоксидной смолы;
  2. Влагостойкой шпатлевкой выравниваются все полученные в процессе стройки изъяны;
  3. Готовую конструкцию покрывают лаком или влагоустойчивой краской в несколько слоев;
  4. Приобретение весел или изготовление их своими руками.

Для предупреждения гниения лодки с течением времени, не обойтись без проведения профилактических обработок по всему корпусу. При постоянном уходе и бережном использовании самодельная лодка из фанеры прослужит длительное время.

Ссылка на основную публикацию