Каноэ из фанеры: инструкция по монтажу своими руками, чертежи, цена, фото

Каноэ из фанеры своими руками: описание конструкции, основы проектирования лодок и изготовление

Малоразмерные суда разного вида используются человечеством с давних времен. Опыт показывает, что изготовить каноэ из фанеры вполне способен мастер со средними и даже относительно небольшими навыками работы с древесиной.

При постройке лодки необходимо соблюдать технологию и использовать только качественные материалы. Для того чтобы плавсредство получилось достаточно легким и прочным применяют фанеру.

Классические каноэ преимущественно выдалбливаются из цельного куска дерева, но эта технология сложная и требует больших трудозатрат. Такой способ совершенно непригоден, гораздо проще скроить лодку из фанерных листов. Фото каноэ из влагостойкой фанеры

Главной отличительной особенностью каноэ является отсутствие уключин для весел и рулей направления. Лодочник преимущественно сидит в ней, но может, и стоят на обеих ногах или опустившись на одно колено. Техника управления веслом предполагает его последовательное движение вдоль одного и другого борта.

Описание конструкции и основы проектирования лодок

Каноэ представляет одно из самых удобных и практичных малоразмерных судов. Соотношение собственного веса и грузоподъемности у него очень высокие, так же как и ходовые качества. Судно имеет абсолютно одинаковые очертания носа и кормы, днище плоское, что определяют низкую осадку и возможность плаванья по мелководью.

Удлиненный корпус, расширенный в миделе, сообщает лодке большую вместимость.

Найти чертежи каноэ из фанеры можно в интернете или в специальной литературе. Описание и эскизы отдельных деталей позволят произвести правильный раскрой материала. Предлагаемый проект имеет ряд усовершенствований, которые позволяют исправить отдельные недостатки и особенности лодки.

Смещение максимального расширения обводов корпуса к корме позволит компенсировать некоторую его неустойчивость при плавании в одиночку. Одна из схем конструкции лодки

Способ изготовления плавсредства – клеевой на продольном силовом наборе, который называется матрицей. Отдельные детали в виде полос создают неразъемные соединения с основой и придают конструкцию необходимую жесткость на излом и скручивание.

Такая технология позволяет создавать прочные корпуса сложной формы, например, борта, могут быть выпуклыми с наклоном их верхней части во внутрь.

Изготовление лодки каноэ

Перед началом работ необходимо подготовить рабочее место, которое лучше всего оборудовать в закрытом помещении. Это позволит исключить влияние погодных условий на процесс (см.также статью Возможно ли изготовление лодки из фанеры своими руками).

Важно! Помещение должно хорошо вентилироваться, так как в работе используются эпоксидные смолы. Эти клеи имеют довольно резкий и неприятный запах. Рабочее место должно быть достаточно просторным и хорошо освещенным.

Материалы и инструменты

Для создания корпуса лодки нам понадобятся материалы согласно перечню приведенному ниже:

  1. фанера влагостойкая, многослойная толщиной не менее 6 мм в листах;
  2. рейки из твердых пород дерева, заданного сечения и имеющие определенную влажность;
  3. доска обрезная без чистовой обработки и не имеющая крупных отклонений от линейности;
  4. Брус деревянный сечением 50×100 мм для изготовления устойчивого стапеля;
  5. клей эпоксидный двухкомпонентный должен быть высококачественным и обеспечивать надежное соединение деталей.

Все перечисленные материалы доступны, цена – относительно невысокая, и их можно приобрести в розничной сети. При выборе необходимо проверять наличие сертификатов соответствия или других документов, подтверждающих их кондиционность. Для клея обязательно должна быть инструкция по применению.

Для изготовления лодки нам потребуются инструменты, применяемые при деревообработке:

  1. лобзик электрический с лезвиями;
  2. дрель электрическая с набором сверл;
  3. молоток, стамеска, отвертки с плоской и крестообразной рабочей частью.

Недостающую часть оборудования можно взять напрокат в специализированных пунктах, расположенных в строительных магазинах.

Подготовка к работе

В первую очередь необходимо изготовить стапель, который должен быть установлен строго горизонтально. Его размещают на подставке с возможностью свободного доступа со всех сторон (читайте также статью Лодка-плоскодонка из фанеры своими руками: чертежи, особенности сборки).

Стапель для выполнения работ

Самодельное каноэ из фанеры формируется на силовом наборе из шпангоутов и стрингеров, закрепленных на стапеле. Все сооружение должно быть достаточно жестким и прочным, исключающим перемещение частей друг относительно друга. Силовой каркас будущего каноэ

Раскрой материала

Из картона изготавливаются лекала, которые должны точно соответствовать чертежам и быть симметричными относительно продольной оси. Выпиливание заготовок по шаблонам

Полезный совет! Для точного изготовления шаблонов можно воспользоваться услугами широкоформатной печати. По чертежам в цифровом формате легко изготовить точные лекала на плотной бумаге ил и картоне. Вырезать по линиям ножницами и обвести по месту простым карандашом несложно.

Детали вырезаются при помощи электролобзика, края тщательно зачищаются при помощи шлифовальной бумаги. Это касается всех без исключения частей и силового набора, и обшивки.

Выклеивание корпуса

Технологическая операция по сборке корпуса лодки относится к числу наиболее ответственных.

Порядок сборки следующий:

  1. Стрингеры вставляются в специальные пазы шпангоутов и закрепляются при помощи проволочных стяжек. После окончания монтажа эти временные элементы удаляются.
  2. Заранее подготовленные полосы фанеры приклеиваются к силовому набору и к шпангоутам, и к стрингерам;
  3. Листы наклеиваются встык, и после полного высыхания первого слоя устанавливается второй.

Склеивание деталей корпуса

Завершающие операции по доводке и шлифовке корпуса производятся только после полного их высыхания. Для придания каноэ дополнительной водостойкости она покрывается специальным лаком в несколько слоев.

Каноэ Амазонка собственного изготовления на воде

Заключение

Качественная байдарка из фанеры своими руками при наличии всего необходимого создается приблизительно за 5 – 7 суток. Это время с учетом высыхания эпоксидной смолы и лаков. Такое относительно недорогое плавательное средство прослужит долгое время и доставит массу приятных моментов от простой прогулки по водоему до рыбалки на утренней зорьке (узнайте здесь, как сделать скворечник своими руками из фанеры).

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме:

Инструкция по сборке каноэ «Амазонка»

Инструкция по сборке каноэ «Амазонка» из набора www.

Что входит в набор для сборки?

В набор для сборки каноэ «Амазонка» входит:

1. Днище лодки – две заготовки

2. Центральный шпангоут – одна заготовка (толщиной 12 мм) или две (по 6 мм)

3. Кормовой шпангоут – одна заготовка

4. Носовой шпангоут – одна заготовка

5. Проволока медная

6. Инструкция по сборке

Фанерные детали для сборки лодки

Необходимые инструменты и приспособления

Для сборки каноэ Вам потребуются:

Столярные инструменты: ножовка, нож, рубанок, рашпиль, киянка и т. д.

Плоскогубцы и кусачки

Электроинструмент: в принципе можно обойтись без него, но все таки желательно иметь электродрель. Так же полезна будет шлифовальная машинка.

Для работы необходимо иметь ровную поверхность длиной 3,5 – 4 метра и шириной 1-1,5 метра. Такую поверхность можно изготовить, например, из досок.

Общая последовательность сборки

Для удобства сборщика в данном разделе приводится общее описание последовательности сборки. Сборка включает в себя следующие основные разделы:

склейка длинномерных деталей из заготовок склейка шпангоутов из заготовок вклейка центрального шпангоута (2 этапа) сшивка штивней лодки с помощью медной проволоки установка носового и кормового шпангоутов проклейка и обработка швов установка реечного усиления бортов установка банок отделка

В зависимости от Вашей квалификации сборка займет 20-30 рабочих часов.

При перевозке набор упаковывается в стрейч-пленку и скрепляется шурупами. Отверстия от шурупов в оболочке необходимо впоследствии зашпаклевать.

Работа с эпоксидной смолой.

Для работы Вам потребуется эпоксидная смола (приобретается дополнительно)

Предлагается использовать эпоксидную смолу ХТ-119. Компоненты смолы разводятся в соотношении 1:1 с возможно более высокой точностью. Чем выше температура при приготовлении и использовании смолы, тем качественнее результат. В любом случае мы не рекомендуем работать с эпоксидной смолой при температуре ниже +15 градусов Цельсия.

Склейка длинномерных деталей

На первом этапе необходимо склеить длинномерные детали: днище, рейки. Фанерные детали имеют подготовку для склейки в виде пазла. Детали необходимо приложить друг к другу, при необходимости слегка подогнать рашпилем.

Детали оболочки перед склейкой

Склейка оболочки каноэ имеет свои особенности. Детали изготовлены из тонкой 4мм фанеры, поэтому при промазывании клеем их может слегка «вести». Поэтому для надежной фиксации деталей мы предлагаем несколько приемов:

Имеет смысл сразу после промазывания клеем прикрепить место склейки к ровной поверхности (доске) с помощью шурупов или гвоздей. В этом случае до схватывания клея детали не сместятся. Для того, чтобы оболочка не приклеилась к выравнивающей доске, проложите под детали оболочки полиэтиленовую пленку. После схватывания клея дополнительно листы обшивки необходимо стянуть скобами из медной проволоки как показано на рисунках. Это предотвратит смещение деталей при высыхании клея и последующих технологических операциях. Скобы страхуют соединение на время сборки лодки, так как при определенных условиях (например температура при работе ниже 25 градусов Цельсия) эпоксидная смола набирает прочность относительно медленно, и в момент последующих сгибов шов без страховки может разойтись.

Крепление склеиваемой оболочке к выравнивающей доске с помощью шурупов

Установка страховочных скрепок на соединение оболочки.

Рейки для усиления бортов поставляются с подготовкой для склейки «на ус», их так же можно склеить на этом этапе работы.

Эпоксидная смола должна набрать прочность до следующих технологических операций (при сборке лодки детали будут изгибаться), поэтому, при температуре на месте проведения работ ниже 25 градусов Цельсия нужно дать заготовкам склеиться в течение нескольких дней.

Подготовка центрального шпангоута

Если центральный шпангоут поставляется в виде двух заготовок из 6мм фанеры, то перед сборкой каноэ заготовки необходимо склеить между собой по плоскости так, что бы толщина центрального шпангоута стала 12мм. Склейка производится с помощью струбцин, так же дополнительно можно применить шурупы (в комплект не входят).

Центральный шпангоут перед склейкой.

Вклейка центрального шпангоута в оболочку

Эту операцию из за формы центрального шпангоута необходимо провести в два этапа.

На первом этапе оболочка приклеивается к днищу (границы первого этапа вклейки ясны из фотографии) , на втором этапе формируются борта. Для удобства работы можно использовать пару реек, с забитыми в них у краев гвоздями, для удержания бортов. Так же можно предварительно скрепить оболочку в носовой и кормовой частях на временные проволочные стяжки.

Центральный шпангоут приклеен к оболочке

При приклейке шпангоута к оболочке используются шурупы. Непосредственно при приклейке под шурупы необходимо просверлить отверстия специальным сверлом, одновременно формирующим расширение под головку шурупа. Если такого сверла нет, то при склейке сверлятся отверстия под шуруп (диаметром на 2мм меньше диаметра шурупа), а после схватывания клея шурупы можно вывинтить, раззенковать отверстия и вкрутить шурупы на клею окончательно.

Крепление центрального шпангоута шурупами

Центральный шпангоут установлен и приклеен к днищу.

После того, как клей высохнет, нужно провести второй этап приклейки центрального шпангоута к оболочке. При этом можно воспользоваться набором струбцин, либо простейшими зажимными приспособлениями. Для удобства работы на борта в районе центрального шпангоута нужно подложить обрезки доски (см фото)

Читайте также:  Тонкие доски: инструкция по монтажу своими руками, особенности хвойных, террасных, половых

Приспособление для укрепления бортов при вклейке центрального шпангоута

«Притяжка» бортов к центральному шпангоуту с помощью стропы и рычагов

Сшивка лодки с помощью медной проволоки.

Это самый ответственный этап работы. Лучше работать вдвоем, однако можно сделать всю работу в одиночку. Начинать работу по формированию штивней лодки можно до того, как клей на центральном шпангоуте окончательно затвердеет. Дело в том, что после затвердевания смолы оболочка становится ощутимо более жесткой. Однако принцип работы и при затвердевшей, и при «податливой» оболочке одинаков. Не следует мочить или нагревать лодку паром, оболочка рассчитана точно, и дополнительного размягчения не требует, а при применении воды и пара корпус может покоробиться.

Сначала лодка переворачивается в положение «днищем вверх».

А – лодка перед формированием штивней; Б – установка первых скреп

Далее аккуратно сверлятся отверстия в оболочке, и ставятся первые скрепы в различных местах оболочки. Не следует сразу сводить борта в точках крепления первых скреп. Лодка принимает форму постепенно, по мере установки новых скреп и подтягивания уже установленных.

Формирование корпуса лодки

Каноэ принимает форму

На этом этапе формируется поверхность у центрального шпангоута

Разрезы в оболочке

Технологические разрезы бортов сведены и готовы к склейке

В заключении этапа формирования формы корпуса имеющиеся технологические разрезы на бортах лодки формируются в виде клина, ножовкой срезается нужное количество материала и технологические разрезы бортов скрепляются проволокой.

После сшивки оболочки каноэ нужно проклеить швы эпоксидной смолой. Этот этап – предварительная проклейка, на последующих этапах швы будут шпаклеваться и обрабатываться. На этом этапе не следует ставить цель сделать шов красивым и герметичным. Тут важно, что бы эпоксидная смола проникла между деталями по всей длине шва.

Установка реечного усиления бортов

Для того, что бы лодка была надежной и удобной, на борта нужно установить усиления из сосновых реек вдоль верхней кромки бортов согласно чертежа. Предварительно склеенные на ус рейки приклеиваются к бортам и притягиваются шурупами. При этой операции удобно пользоваться струбцинами.

Первый этап приклейки реек к оболочке. Рейки приклеены в районе центрального шпангоута.

Не очень опытным строителям можно рекомендовать эту операцию делать в несколько этапов, начиная приклейку реек у центрально шпангоута, а затем, после затвердевания клея, продолжить работу продвигаясь к штивням. Дело в том, что при приклейке к бортам рейка из за формы лодки изгибается в двух направлениях, и выполнить операцию за один этап может только достаточно опытный мастер. Так же для ускорения работы для проведения этой операции можно рекомендовать применить «бригадный подряд», когда работают несколько рабочих.

Если укрепить усилитель в точном соответствии с линей борта не удалось, после окончательного крепления усилителей бортов борт обрезается по верхнему краю получившегося усиления с помощью лобзика, ножовки и т. д. борт совместно с усилителем обрабатывается до получения ровной поверхности.

После сшивки лодки, установки усилителей бортов нужно проклеить швы эпоксидной шпаклевкой, изготовленной из эпоксидной смолы и порошка аэросила (приобретается отдельно). Проклейка осуществляется с помощью шпателя, сначала изнутри лодки (удалять проволоку при этом не нужно). При проклейке изнутри нужно сформировать галтель так, что бы проволока осталась внутри эпоксидного слоя.

После высыхания внутренней части шва, работу проводят на наружной части лодки. При этом проволоку откусывают кусачками на уровне оболочки.

Все неровности лодки шпаклюют с помощью эпоксидной смолы и аэросила.

Замечания для строителя

Изготовление лодки самостоятельно – творческий процесс. Когда оболочка собрана, установлены усилители бортов и швы проклеены, нужно принять решения о дальнейших действиях. В стандартном случае в лодку устанавливаются носовой и кормовой шпангоуты, крепятся банки, лодка отделывается и красится /покрывается лаком.

Однако, в зависимости от ваших предпочтений, привычки, опыта банки могут иметь различную конструкцию и место расположения. Мы рекомендуем продумать этот вопрос. В качестве возможного варианта можно предложить отделать и покрасить лодку снаружи и провести пробные тесты лодки на воде (обязательно на мелком месте и при тихой погоде!), выясняя удобное расположение банок. При этом в качестве тестовых сидений можно использовать небольшие скамеечки, сделанные из подручного материала, надувные подушки и т. д. Сами банки могут отличатся по конструкции, например быть выполненными в виде кресел, и т. д. Информацию по вариантам можно найти в интернете

Установка шпангоутов и банок

После проведения тестов может выяснится, что банки для Вас удобнее установить в месте, отличном от указанного на чертеже. Однако в любом случае мы рекомендуем установить носовой и кормовой шпангоуты.

Шпангоуты устанавливаются согласно чертежа. Допускается отклонение мест установки исходя из мест будущего расположения банок.

Если оболочка после сборки не соответствует форме шпангоута в месте установки, то шпангоуты необходимо подогнать. Удобно приложить шпангоут в месте установки и провести линию карандашом или ручкой как показано на рисунке. Линия на шпангоуте точно повторит линию днища.

Одновременно со шпангоутами можно подогнать усилители банок (изготавливаются из реек, приобретаемых дополнительно). В стандартном варианте банка одним краем опирается на шпангоут, а другим на усилитель из рейки. Если расположение банок отличается от стандартного, их можно установить на две рейки каждую, предварительно подогнав все по размеру.

После подгонки всех деталей на места устанавливаются банки на шурупах и клее.

Проведение на шпангоуте линии, параллельной днищу.

Лодка проклеена, носовой шпангоут подогнан и готов к установке.

Подгонка усилителей банок

Отделка и окраска

После установки всех деталей лодка окончательно шпаклюется и шлифуется.

В качестве стандартной отделки мы предлагаем покрыть лодку морилкой (не водной), а затем покрыть яхтенным лаком в несколько слоев.

Лодка перед покрытием лаком

В этом случае лодка будет выглядеть «Натурально».

Так же лодку можно покрасить алкидной краской в несколько слоев.

Постройка каноэ

Настоящее наслаждение испытываешь, двигаясь по воде в легкой, послушной малейшему движению весла, лодке.

Построить такую лодку может каждый, имеющий время и некоторые навыки обработки древесины. Живой интерес читателей к каноэ, чертежи и описание которого можно посмотреть здесь, заставил нас продолжить эту тему.

Интерес оправдан. Ведь по грузоподъемности каноэ в сравнении с другими гребными лодками — вне конкуренции, а по весу — сравнимо только с байдаркой. Симметричные в нос и корму от миделя обводы, седловатость бортов и их завал в верхней части внутрь, плоское днище и большое удлинение придают корпусу каноэ хорошие ходовые качества, остойчивость и управляемость. Сидящие на кормовой и носовой банках гребцы шутя разворачивают лодку на месте вокруг вертикальной оси.

Каноэ, которое мы предлагаем вам построить в этот раз, имеет усовершенствованные обводы и иную технологию изготовления корпуса.

Обводы отличаются, прежде всего, смещением наибольшей ширины корпуса в корму от миделя, что при одиночном плавании уменьшает дифферент на корму и облегчает гребцу управление лодкой.


Теоретический чертеж каноэ
увеличить, 2168х1323, 195 КБ

Таблица плазовых ординат
по наружным размерам формообразующего каркаса корпуса каноэ
Линия теоретического чертежаНомера конструктивных шпангоутов
1234567
Полушироты от ДП
Линия борта — ЛБ230360400420380290150
Линия наибольшей ширины корпуса — ЛНШ270380440450430370230
Высоты от ОП
Линия борта — ЛБ430390380370380410470
Линия киля — ЛК302010102030

Что же касается технологии, то корпус выклеивают на продольном наборе — матрице. Легко изгибаемые полосы тонкой водостойкой фанеры диагонально укладывают на эпоксидном клее в два слоя и более. Так можно строить узкие корпуса со сложными округлыми обводами (даже с указанным ранее завалом бортов внутрь) и получать прочную монолитную обшивку. Прочность обшивки в наиболее нагруженных местах может быть повышена за счет увеличения количества слоев материала. Например, среднюю часть длинного корпуса каноэ можно оклеить дополнительным слоем шпона.

Опыт показывает, что на строительство этой лодки потребуется не менее 120-140 часов (в зависимости от навыков и сноровки мастера). Все это время корпус должен находиться на стапеле. Поэтому помещение для работы должно быть не только просторным, но и отапливаемым в холодное время года.

Для возведения стапеля подойдут нестроганые сосновые доски толщиной 30-40 мм. Остальные части стапельного набора (поперечные шпангоуты-лекала, точно соответствующие теоретическому чертежу обводов корпуса, и продольные стрингеры) делают из обычной строительной фанеры и строганых сосновых реек разного сечения. Раскрой деталей стапеля по длине производят с учетом выбранных размерений лодки. При сборке их соединяют длинными шурупами. От точности сборки зависит качество будущего корпуса.

С помощью уровня тщательно выверяют горизонтальность стапеля. Его опоры (козлы) надежно крепят к полу, чтобы они случайно не сдвинулись с места при обшивке набора и позволили строгать и шлифовать снаружи оболочку корпуса.

Очень важно точно перенести с чертежа на фанеру форму шпангоутов и вырезать их по контурам. Внутренний технологический вырез в шпангоутах делают так, чтобы последние можно было надеть на балки стапеля. После расстановки их выверяют по высоте и продольной оси, ориентируясь по струне (стальной проволоке), туго натянутой вдоль стапеля над линией пересечения основной и диаметральной плоскостей теоретического чертежа. Нужно еще убедиться, что плоскости лекал-шпангоутов строго параллельны. Затем их прикрепляют шурупами к балкам стапеля.


Масштабный чертеж выкраиваемых деталей каркаса каноэ:
А — штевни; Б — сечения по шпангоутам.
увеличить, 2116х868, 202 КБ

Также точно вычерчивают и вырезают (но уже из водостойкой фанеры толщиной 15-20 мм) передний и задний штевни. Их устанавливают по месту и соединяют со средней балкой стапеля с помощью двух деревянных накладок. Соединение лучше всего сделать с помощью шкантов, которые впоследствии, при извлечении из корпуса набора-матрицы, можно будет спилить.

Изготовленный заранее киль подгоняют к штевням и временно закрепляют шкантами в средних вырезах шпангоутов-шаблонов. Также раскладывают по шпангоутам внутренние привальные брусья левого и правого бортов.

Убедившись, что киль и оба привальных бруса имеют плавную погибь, симметричны относительно диаметральной плоскости и хорошо прилегают к шаблонам шпангоутов, их окончательно крепят латунными шурупами к штевням, предварительно промазав эпоксидным клеем места соединения.

Рейки (они являются стрингерами каркаса, на котором можно будет выклеить «скорлупу» корпуса) шкантами крепят в вырезах шпангоутов. Со штевнями их соединяют проволочной скруткой. При снятии выклеенного корпуса с каркаса проволоку перекусывают кусачками.

После монтажа всех элементов каркас каноэ обрабатывают ленточно-шлифовальной машинкой, снимая выступающие кромки стрингеров и скашивая по бокам киль. Обработку периодически контролируют, накладывая на каркас под углом 45° от киля до привального бруса полосу фанеры или шпона (толщиной 2,5 мм) будущей обшивки.

Читайте также:  Имитация бруса: инструкция по монтажу своими руками, производство, сколько штук досок в кубе

Если полоса хорошо прилегает к каркасу и образует плавную форму обводов корпуса, то можно приступать к основной части работы — выклейке корпуса.

Фото каноэ – процесс постройки:


Для изготовления каноэ собственными силами нужно иметь сухое отапливаемое помещение площадью, достаточной для сборки каркаса выбранных вами размерений, чертеж лодки и материалы для стапеля, набора и обшивки корпуса.
Пользуясь таблицей плазовых ординат необходимо вычертить в натуральную величину шпангоуты-лекала и штевни. С помощью копирки, подкладываемой под чертеж, их контуры переносят на фанеру толщиной 15 мм. Чертеж и копирку прикрепляют к фанере мелкими гвоздиками.


Шпангоуты выпиливают электролобзиком по контуру. Одинаковые по форме шпангоуты вычерчивают, используя как шаблон первый из них.

Внутри шпангоутов-лекал выпиливают фанеру так, чтобы шпангоуты можно было плотно надеть на несущие балки стапеля, где их точно выставляют по месту и фиксируют деревянными накладками на гвоздях или шурупах.


Чтобы доработать наружные контуры одинаковых по форме шпангоутов, их шкантами скрепляют вместе и в таком положении прижимают к верстаку. Следы от пилки лобзика удаляют ленточно-шлифовальной машинкой.

Штевни устанавливают в нужное положение, сверяясь с чертежом, и прикрепляют к стапелю прочными фанерными накладками на шурупах. Киль и оба привальных бруса раскладывают в вырезы шпангоутов и отрезают до нужной длины, не соединяя их со штевнями и поперечным набором.


Киль (представляющий собой планку) рубанком прострагивают с концов так, чтобы он по ширине точно сопрягался со штевнями. Эту работу выполняют, временно скрепив детали на шкантах. Окончательно их соединяют на стапеле.

Привальные брусья при укладке в вырезы шпангоутов надежно скрепляют мебельными уголками на шурупах. При разборке каркаса их придется удалять, поэтому в брус заворачивают только по одному шурупу на каждый шпангоут.


С помощью вспомогательной скобы, вырезанной из куска фанеры и обрезка деревянного бруска, концы привальных брусьев сводят к штевням и размечают по линиям соединения «на ус».

Обрезку по плоскости соединения производят мелкозубой пилой.


Определяющий форму наружной оболочки лодки каркас образуют сосновые рейки-стрингеры. Их раскладывают по вырезам шпангоутов и временно крепят шкантами. Со штевнями их соединяют, как показано на фото 12.

Стрингеры притягивают на место, скручивая пропущенную через высверленные в штевнях отверстия тонкую проволоку. Воротком может служить большой гвоздь. От перемещения по штевню стрингеры фиксируются деревянным шкантом.


Клей на основе эпоксидной смолы делают по рецепту, указанному на упаковке, и обязательно с пластификатором. Главное, чтобы было обеспечено прочное склеивание штевней с килем и привальными брусьями. Это соединение усиливают латунными шурупами. Головки шурупов утапливают.

После приклейки привальных брусьев, киля и фиксации стрингеров весь набор обрабатывают шлифовальной машинкой с лентой зернистостью 60 так, чтобы его наружная поверхность соответствовала поверхности будущего корпуса.


В подготовленном к обклейке фанерой и (или) шпоном наборе все элементы, не подлежащие соединению с корпусом каноэ, укрывают полиэтиленовой пленкой или клейкой лентой. Это делают для того, чтобы к ним не приклеилась наружная оболочка. (© www.vodnyimir.ru)

Об основной части работы — выклейке корпуса каноэ читайте на следующей странице.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Каноэ чертежи

Такие гребные лодки, как каноэ, сейчас очень популярны. Они были изобретены в незапамятные времена североамериканскими индейцами, изначально выдалбливались из дерева или собирались из бересты и использовались для промысла, походов, сражений с врагами. Узкие, поворотливые, легкие и вместительные каноэ привлекли внимание европейцев и, в результате, распространились по многим странам мира.

Это беспалубные лодки, которые имеют симметричную по миделю форму, острые, немного закругленные оконечности, седловатые, заваленные внутрь борта с линией, проходящей вниз от носа и кормы. Гребцы в каноэ располагаются на сиденьях-банках или стоят на коленях на днище, управляя судном однолопастными веслами. Лодки вмещают от одного до десяти человек, обладают превосходными скоростными характеристиками, малой осадкой и высокой проходимостью. Они способны свободно миновать мелководье, заполненные топляком, заболоченные, заросшие камышом места, узкие излучины, крутые пороги и перекаты. Именно поэтому в наши дни каноэ пользуются высоким спросом и широко используются для туристических путешествий, спортивных мероприятий, для рыбалки, охоты, сплава, дальних походов и семейных прогулок.

Сегодня в продаже есть много разновидностей каноэ, изготовленных из композитных материалов, пластика, полиэтилена, стеклопластика, дюралюминия, ПХВ. Они имеют различную стоимость, которая нередко бывает вполне демократичной. Тем не менее, находится немало людей, желающих собрать каноэ своими руками. Впрочем, их можно понять. Самостоятельно выполненные каноэ можно подогнать под себя и под какие-то конкретные цели, в то время как лодки от производителей ориентированы на массового потребителя и нередко нуждаются в каких-то доработках. Если же лодка собирается своими руками, ее модификация продумывается до мелочей и основывается на желаниях владельца и выбранных материалах. Но для того чтобы она получилась максимально качественной, потребуются чертежи, которые можно разработать отдельно или найти в готовом виде в журналах или интернете. Какими же они бывают?

Стандартные чертежи каноэ

На сборку этого каноэ понадобится неструганный брус, стеклоткань, клей (эпоксидная смола), шурупы, гвозди, краска. Для того чтобы остойчивость лодки была довольно высокой, ее ширина должна быть 94 сантиметра и более, длина – от 4 метров до 6 метров.

Теоретический стандартный чертеж корпуса каноэ

Здесь ОЛ означает основную линию чертежа, которая проходит параллельно днищу лодки. ДП – это диаметральная плоскость, условно разделяющая площадь корпуса вдоль на две полностью симметричные части. ВЛ1 означает одну из линий, которая образуется гранью между мокрым и сухим бортом при установке каноэ на воду. ГВА – это главная ватерлиния, ЛБ – линия борта, Б1, Б2 – батоксы, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – шпангоуты, которые создают форму поперечных обводов. Так как корпус каноэ от 6 шпангоута полностью симметричен, на чертеже представлена только половина длины лодки.

Такую модель, обшивка которой представляет собой доски или рейки, удобнее собирать по поперечным лекалам с формой, аналогичной форме шпангоутов. Их можно единожды жестко смонтировать на стапеле и потом собирать сколько угодно корпусов каноэ одинакового типа.

Сначала с чертежа на лекала переносятся все контрольные точки. Они представляют собой отметки линии ДП, основной линии корпуса, ватерлинии и линии борта. Затем на стапель крепятся лекала шпангоутов, сделанные в полном соответствии с чертежами. После этого в верхней кромке ДП протягивается струна из стальной проволоки, нужная для того, чтобы проложить отметки ДП на лекалах. Все лекала должны лежать параллельно друг другу.

На крайние лекала устанавливаются ахтерштевень и форштевень. Получается остов корпуса, имеющий контур, аналогичный обводам будущего каноэ. Если по лекалам вдоль этого остова проложить тонкую рейку, она соприкоснется с каждым лекалом только в одной точке. Это означает, что с их кромок нужно снять малку. После этого временно несколько реек-рыбин приклеивают от ахтерштевня до форштевня.

Затем готовят материал для обшивки из реек или досок, хорошо обрабатывая их кромки. Сама обшивка делается вгладь или внакрой. При обшивке внакрой на корпус накладываются отмалкованные кровки так, чтобы толщина их перекрытия была не меньше, чем толщина двух досок.

Обшивку начинают укладывать с днищевой доски. Ее кладут по ДП и соединяют со штевнями при помощи клея и шурупов. К лекалам доски крепятся гвоздями, которые прибиваются к кусочкам фанеры. По кромкам вдоль корпуса они соединяются гвоздями или небольшими шурупами. Для того чтобы соединения было герметичным, перекрой прокладывают ленту стеклоткани, пропитанную эпоксидной смолой.

После того, как обшивка будет окончена, весь временный крепеж удаляется, корпус каноэ снимается с лекал и устанавливается на кильблоки. После этого через каждый 15-30 сантиметров (зависит от размеров каноэ) вставляются рейки шпангоутов. Они изготавливаются из дуба или ясеня. Рейки плотно прижимаются к обшивке, а потом приклепываются к ней заклепками-гвоздями.

Затем по верхним кромкам бортов лодки внутри корпуса устанавливаются привальные брусья. Они придают бортам жесткость и крепятся на шурупах и эпоксидной смоле. Привальные брусья прочно скрепляют с верхними краями шпангоутов. В том случае, если планируется собирать запалубленную лодку, привальные брусья станут опорой для бимсов настила палубы. Если палубы нет, борт у каноэ накрывают планширем, края которого немного выступают наружу, а поперек корпуса устанавливают несколько распорок. Их количество зависит от длины лодки.

После такого строительства получается каноэ с легким, прочным и герметичным корпусом. Его обшивка представляет собой жесткую сплошную оболочку, элементы которой не смещаются относительно друг друга ни при каких обстоятельствах. Это обеспечивает полную водонепроницаемость корпуса. Главное, чтобы он состоял из качественной древесины, не имеющей сучков и впадин.

Чертежи каноэ с усовершенствованными обводами

При желании можно построить каноэ с усовершенствованными обводами, обусловленными расположением максимальной ширины корпуса ближе к корме. Это делает более легким управление лодкой и снижает дифферент на кормовую часть, если в каноэ находится один гребец.

Корпус такого каноэ выклеивают на матрице, являющейся продольным набором, из полос водостойкой фанеры. Их изгибают и склеивают диагонально с помощью эпоксидной смолы в два и более слоя. Среднюю часть корпуса лодки в данном случае можно усилить слоем шпона. Каноэ строится на стапеле, который можно сделать из досок толщиной примерно 4 сантиметра. Лекала поперечных шпангоутов, сделанные точно по чертежам обводов, продольные стрингеры конструкции создаются из стандартной фанеры и реек различного сечения, выструганных из сосны.

Переносить с чертежей на фанеру форму шпангоутов и штевней нужно очень тщательно и точно обрисовывать их контуры. Штевни вырезают из водостойкой фанеры.

Чертеж деталей каркаса каноэ

В-чертеж сечения корпуса по шпангоутом

Киль для лодки изготавливают заранее. Его соединяют со штевнями и временно фиксируют в средних вырезах шаблонов шпангоутов с помощью шкантов. По шпангоутам раскладываются внутренние привальные брусья обоих бортов лодки. Киль и привальные брусья должны иметь плавный прогиб и быть симметричными по ДП. Они фиксируются шурупами из латуни на штевнях. Места соединений сначала промазываются эпоксидной смолой. Рейки (стрингеры каркаса) закрепляются в вырезах шпангоутов шкантами и соединяются со штевнями при помощи проволочной скрутки. После сборки всех элементов каркас лодки обрабатывают шлифовальной машинкой ленточного типа, убирая все выступающие части. Киль при этом следует скашивать. Потом выклеивают корпус.

Чертежи каноэ по технологии СиС

Самостоятельно можно построить каноэ по технологии СиС, состоящее из четырех поясов. Возьмем для примера лодку длиной 4,2 метра, шириной 97 сантиметров, высотой по борту 37 сантиметров. Ее корпус собирается из пяти листов фанеры толщиной 4 миллиметра и размерами 1,55х1,55 метра.

Читайте также:  Клей для потолочного плинтуса: инструкция по монтажу своими руками, какой лучше

Чертежи каноэ по технологии СиС

Листы фанеры распиливаются пополам, склеиваются методом «на ус» три заготовки, ширина которых составляет 0,75 миллиметров, длина около 4,5 метра. Чертежи переносятся на фанеру, выпиливаются заготовки, в них по всему контуру через одинаковые расстояния высверливаются отверстия. Заготовки сшивают при помощи пластиковых кабельных стяжек. После чего проводят эпоксидной смолой первичную проклейку швов. Потом убираются все стяжки, на всех швах формируется галтель, швы дважды проклеиваются лентами стеклоткани и пропитываются горячей эпоксидной смолой. Затем каноэ переворачивают, швы зашпаклевывают, а поверхность корпуса зашкуривают. Корпус лодки оклеивают стеклотканью при помощи эпоксидной смолы. Потом делают привальные брусья, склеивают деку из обрезков фанеры, покрывают лодку краской и лаком.



Как легко и правильно сделать своими руками каноэ из фанеры?

Каноэ является одним из немногих плавательных средств, которые можно изготовить самостоятельно, при этом имея даже совсем небольшой опыт работы с древесиной. И если полноценная лодка в основных случаях делается из целых больших кусков дерева, что очень трудно и затратно, то простейшее, но при этом не менее надежное каноэ можно изготовить и из обычной фанеры.

Общий вид и продольный разрез каноэ.

Из некоторых особенностей такого каноэ можно выделить полное отсутствие специальных держателей для весел и руля, при помощи которого лодкой можно осуществлять управление. При этом сам процесс управления предполагает лишь движение веслами вдоль лодки. При остановке движения, соответственно, останавливается и каноэ. Как же быстро и правильно смастерить каноэ из фанеры самостоятельно?

Материалы и инструменты

Масштабный чертеж выкраиваемых деталей каркаса каноэ: А — штевни; Б — сечения по шпангоутам.

При изготовлении каноэ своими руками главное – приобрести качественные материалы и инструменты. В качестве основного материала здесь выступает фанера. Материал выбирается влагостойкий, а листы фанеры нужно подбирать больших размеров, чтобы легче было их соединять. Толщина материала должна составлять не менее 6 мм, причем состоять она должна из нескольких слоев.

Помимо фанеры, вам еще понадобятся хорошо пропитанные специальными антисептиками доски, а также деревянный брус с сечением примерно 1х 0,5 см. Влажность всей древесины должна составлять 12%. При этом поверхность на себе не должна иметь трещин и сильных повреждений. Помимо материалов, вам пригодятся для работы такие инструменты:

  • электролобзик (желательно с лезвиями);
  • плоские и крестовые отвертки;
  • гвозди;
  • молоток;
  • стамеска;
  • дрель;
  • эпоксидный клей самого высокого качества;
  • плотная пленка;
  • ножницы;
  • простой карандаш для разметок;
  • силикон;
  • лак по дереву и кисточка;
  • металлические пластинки и уголки;
  • саморезы.

Изготовление лекал

Рисунок 1. Штапель можно изготовить из любых подручных материалов, но чаще всего используется древесина.

Итак, когда все материалы и инструменты куплены, можно приниматься и за работу. Сначала необходимо установить штапель. Это специальное сооружение из очень крепких досок, на котором каноэ будет изготовляться. Чтобы не заморачиваться с изготовлением штапеля, лучше всего взять его напрокат, так как вам это обойдется намного дешевле. Выглядит конструкция примерно так (рис. 1).

Теперь принимаемся за раскрой деталей. Начинаем с лекал, которые необходимо сначала изготовить на больших кусках картона. Сначала расчерчиваем все карандашом, а лучше всего делать такую работу при помощи компьютерной программы для чертежей. Так вы получите более совершенные линии. Потом печатаем и вырезаем шаблоны. Вид лекал примерно такой (рис. 2).

Когда вы вырежете картонный шаблон, можно переносить его на фанеру и вырезать при помощи лобзика. При этом старайтесь хорошо обработать края, чтобы потом о них не пораниться. Теперь по этим шаблонам нужно вырезать доски для изготовления силового каркаса. В идеальном варианте для небольшого каноэ должно быть по 4 каркасных планки с каждой стороны. При этом верхняя планка должна быть более толстой.

Рисунок 2. Для изготовления лекал из фанеры необходимо использовать электролобзик.

Тяжелее всего сделать днище, которое плавно переходит в высоту каноэ. Выглядеть каркас будет следующим образом (рис. 3). Если основную часть не получится вырезать самостоятельно, что может оказаться очень тяжело за счет требуемой плавности линий, то лучше обратиться к специалистам. Еще одна планка нужна будет для задней части, чтобы расположить ее поперечно основанию. Скрепление всего каркаса осуществляется при помощи специальных металлических пластинок и уголков, которые посредством саморезов соединяют доски, как это показано на рис. 3.

В последнюю очередь крепятся перепонки внутри каноэ между его боковушками. Они нужны для того, чтобы со временем каркас не разваливался и не деформировался. Крепить их нужно на саморезы или все те же металлические уголки. Перепонок всего должно быть три, а расположить их необходимо друг от друга на равном расстоянии.

Обработка каркаса и крепление

Рисунок 3. Каркас лодки изготавливается из сосновых реек.

Итак, каркас готов. Теперь вам необходимо убедиться в его надежности. Для этого проверьте, ничего ли не шатается, все ли расположено ровно. В случае обнаружения дефектов необходимо их сразу же исправить, подбив каркас молотком. Если все нормально, можно переходить к следующему этапу работы.

Теперь самое время перейти к обшивке вашего будущего каноэ. Но для начала необходимо каркас дополнительно защитить при помощи специальной водонепроницаемой пленки, которая должна быть закреплена при помощи мебельного степлера как на внутреннюю, так и на внешнюю сторону каркаса.

Пленку нужно хорошо натягивать, но при этом следить, чтобы она не растягивалась и не рвалась, так как тогда основа может испортиться.

Рисунок 4. Все стыки необходимо тщательно промазать герметиком, чтобы защитить фанеру от воды.

Теперь принимаемся за крепление к каноэ фанеры. Идеальный вариант – два слоя фанеры внутри лодки и два снаружи. Крепление производится при помощи эпоксидного клея. Этот процесс в итоге займет у вас времени больше всего, так как при наклеивании фанеры нужно ее крепко прижимать, пока все схватится. Листы клеятся встык, как можно плотнее друг к другу.

После окончания процесса те места, где листы фанеры стыкуются, нужно промазать силиконом, чтобы влага туда не попадала. А когда силикон полностью высохнет, покройте все каноэ лаком – так оно прослужит вам намного дольше. Когда первый слой лака высохнет, нанесите второй.

Итак, простейшее каноэ из водостойкой фанеры своими руками полностью окончено. При правильном подходе оно прослужит вам не менее двух лет.

Главное – выбрать самые качественные материалы, так как от этого зависит эксплуатация каноэ в первую очередь.

Выглядит окончательный вариант каноэ примерно так (рис. 4), что очень схоже с байдаркой.

КАНОЭ ЗА 3 ДНЯ

Эта самоделка началась еще давно, с книги «Каноэ за 6 часов», которую я никогда не читал. Интригующе, не правда ли? Суть в том, чтобы построить лодку из простых материалов и в короткий срок, может даже в чужой стране. Проштудировав интернет на эту тему, я удивился большому количеству информации, советов, мнений и приступил к созданию этой авантюрной самоделки.

Этой идеей я «заразил» своего друга, который захотел посмотреть, что из всего этого выйдет, и предложил помощь в создании чертежа.

Шаг 1: Разметка и резка

По размерам чертежа от моего друга я разметил и ручной пилой вырезал из фанеры детали каноэ. Пила ручная, так как это входит в условия создания самоделки, но работает великолепно, не шумит, не пылит, главное чтобы ее не зажимало.

Шаг 2: Стыковые соединения

На стыках я испробовал 4 марки эпоксидной смолы и 3 марки армирующей ленты вместо стеклоткани, пробовал древесную замазку и армирующую ленту вместо стыковой фурнитуры. Пищевую пленку я использовал для защиты стола и фанеры от попадания смолы.

В итоге, на стыках вместо разнообразной стыковочной фурнитуры я накладывал три слоя эпоксидной смолы с обеих сторон и временно армировал ее лентой, соединение получалось очень крепким.

Шаг 3: Склейка

В начале, для сборки конструкции, как временный элемент, я применял липкую ленту, но от нее пришлось отказаться в пользу медных проводов. Пустоты в стыках заполнял шпатлевкой из древесной пыли и эпоксидной смолы.

Шаг 4: Обнаруженные хитрости

При сборке деталей поделки я использовал армирующую ленту не как усиливающий элемент, а для того чтобы эпоксидка не растекалась. После высыхания лента была удалена.

Шаг 5: Сиденья

На фото показано, как я сделал сиденья. Обратите внимания на поролон и болты для крепления задника сиденья.

Шаг 6: Крышка отсека

С помощью шнуров и деревянных блоков я сделал крепление для крышки кормового отсека.

Шаг 7: Тест на плавучесть

Испытание водой каноэ прошло отлично, даже наполненная водой лодка была наплаву.

Шаг 8: Каноэ 2. Чили

К строительству второго каноэ я приступил по приглашению моего второго друга, который любезно предоставил свой инструмент и сарай.

Шаг 9: Стяжка

Используя свои уже имеющиеся знания и опыт, я создавал каноэ в Чили. На этот раз для временной стяжки я использовал хомуты, их проще снимать. А липкая лента удерживала шпатлевку от вытекания.

Шаг 10: Отделка корпуса

На фото друг снимает хомуты и зачищает швы для последующего нанесения эпоксидной смолы, которую уже наношу я. Армирующая лента здесь временный элемент, для удержания смолы от растекания.

Шаг 11: Успешное плавание

В Чили на Ларго-Гранде друг провел испытание второго каноэ, на которое мы потратили лишь 2 листа фанеры общей площадью 4.7м. Такое каноэ идеально для 2 человек и снаряжения.

Шаг 12: Посадочные места

При одиночном плавании я сажусь со стороны кормы ближе к середине на колени, так понижается центр тяжести судна. Строение судна, а именно положение переборок позволяют сделать это, а сами переборки упрощают процесс создания каноэ и придают ему еще и жесткости.

Шаг 13: Более подробно о процессе

День первый: нарезка деталей из фанеры, сращивание длинных деталей, сборка на стяжки и промазывание швов.

День второй: армирование лентой, накладывание нескольких слоев эпоксидки, смешивание шпатлевки из древесной пыли и эпоксидки, заделывание швов шпатлевкой. Приклеивание бортиков на мастику.

День третий: установка переборок и сидений на временные стяжки, промазывание их эпоксидной смолой.

День четвертый: удаление стяжек и лент, обработка швов.

День пятый: доработка корпуса, покрытие лодки еще несколькими слоями эпоксидки.

Это теоретический план, который я реализовал с некоторыми изменениями.

Шаг 14: Извлеченные уроки

Создавая эту самоделку я познакомился со многими энтузиастами, просто великолепными и отзывчивыми людьми, которые всегда помогут реализовать даже безумные идеи. Так что вперед, в творчество, не бойтесь реализовывать свои амбициозные планы!

Ссылка на основную публикацию