Что можно сделать из досок: инструкция по монтажу своими руками, особенности изготовления

Лиственные породы

  1. Берёза довольно твёрдая и сложная в обработке, но обладает привлекательной текстурой.
  2. Бук характеризуется повышенной прочностью, но деформируется при перемене влажности.
  3. Ольха мягкая и при высокой влажности быстро гниёт.
  4. Дуб твёрдый, имеет свойство раскалываться, но устойчив к сырости и красивый.
  5. Орех обладает интересной текстурой, легко поддаётся обработке, не боится влаги и механических воздействий.
  6. Клён умеренно твёрдый, неплохо обрабатывается, средне противостоит сырости.

Для изготовления входных деревянных дверей чаще используют дуб или бук.

  • Рейсмус необходим для обработки доски. Самыми производительными являются двусторонние строгальные станки, зачищающие заготовку за один проход.
  • Без фрезерногостанка изготовление деревянных дверей невозможно. С его помощью делают замковые соединения на досках, выбирают фаски, обрабатывают фигурные заготовки.
  • При наклеивании на деревянную раму накладок применяют пресс.
  • Циркулярнойпилой распускают доску до нужных размеров.

Стол из дерева и эпоксидной смолы своими руками

Для изготовления столешницы стоит подготовить древесину с характерным рисунком. Она должна быть выдержанной, сухой, с оригинальными краями. Это позволит добавить столешнице индивидуальности.

Внимание! Предпочтителен слэб камерной сушки, изготовленный из дуба либо тополя.

1. В зависимости от конфигурации, размеров элементов и габаритов будущего стола выбирают оптимальное расположение деревянных фрагментов. Контролируют плотность прилегания элементов.

2. Перед изготовлением столешницы с поверхности досок снимается кора, удаляются все имеющиеся на поверхности повреждения и дефекты. Слэб шлифуют дважды с обеих стороны. Для первой обработки используют фрезер для выравнивания досок. Вторая обработка чистовая. Направлена на удаления изъянов, способных ухудшить внешний вид готового изделия.

3. Из досок сколачивается каркас, повторяющий конфигурацию будущей столешницы. Форма устанавливается на стол, застеленный линолеумом. Деревянные элементы помещаются внутрь формы. Последнюю обязательно герметизируют для исключения вытекания состава за установленные границы.

4. Эпоксидной смолой заполняются все углубления, каверны, имеющиеся на поверхности досок. Через два часа заливается основной объем эпоксидки. В процессе застывания эпоксидки обработанные участки прогреваются газовой горелкой, чтобы избавиться от пузырьков воздуха, присутствующего в сформированном слое.

5. После полного застывания состава столешнице придают нужную форму. Тщательно шлифуют, полируют и покрывают слоем лака. Изготавливают ножки. Эффектно смотрятся крестообразные опоры из металла, покрытые черной краской. Их соединяют со столешницей, обеспечивая горизонтальность последней.


Действовать будем в следующей последовательности:

Как сделать столешницу

Схемы сборки столешницы упростят предстоящую работу. Наиболее простым, но недешевым вариантом является столешница из ДСП с ламинированным покрытием или ламината. Современные модели мебельного ламината характеризуются экологической безопасностью, поэтому их активно внедряют для создания кухонных столов.

Столешницу из досок склеивают в дощатых обоймах с клиньями и приставками.

Каждый из вариантов отличается простотой. К тому же, проявив немного фантазии, можно смастерить оригинальные столы из дерева, которые будут отличаться неповторимым дизайном и формой.

Какую фанеру называют транспортной и где она применяется?

Таким строительным материалом как фанера, сегодня наверно никого не удивить. По крайней мере, так может показаться на первый взгляд. При помощи фанеры можно возводить перегородки, укладывать ее на пол, использовать в качестве судостроительного и авиастроительного материала.

Особенно следует отметить транспортную фанеру. Эта продукция кардинально отличается от привычных фанерных листов и в первую очередь тем, что она имеет ламинирующий слой. Используется транспортная фанера в основном для обустройства полов в автомобильных прицепах и фургонах.

Таким строительным материалом как фанера, сегодня наверно никого не удивить. По крайней мере, так может показаться на первый взгляд. При помощи фанеры можно возводить перегородки, укладывать ее на пол, использовать в качестве судостроительного и авиастроительного материала.

Транспортная фанера: особенности, размеры, области применения

Что за материал скрывается под названием транспортная фанера 1250х2500 х 27 гл с? На каком связующем и из каких пород древесины она производится? Для чего может применяться этот сравнительно редкий вид фанеры? Давайте разбираться.

Разрешите представить: фанера транспортная.


Что за материал скрывается под названием транспортная фанера 1250х2500 х 27 гл с? На каком связующем и из каких пород древесины она производится? Для чего может применяться этот сравнительно редкий вид фанеры? Давайте разбираться.

Применение

В автомобильной отрасли используются стандартные размеры фанеры транспортной сетчатой ламинированной: ФОФ 2500 * 1250. Основной критерий, который определяет её применение – это толщина. В зависимости от этого фактора можно выделить следующие типы:

  • Листы с ламинированным покрытием толщиной от 24 до 27 мм. Применяются для отделки дверей и полов в фургонах. Выбор толщины в каждом отдельном случае зависит от металлического каркаса, который может отличаться. Для кузова, стен или дверей используются листы с двухсторонним ламинированием. Для пола используются только сетчатые, чтобы улучшить силу трения.
  • Листы толщиной от 15 до 21 мм. Используется, как правило, для полуприцепов. Как грузовых, так и легковых автомобилей.

Важно! Немаловажным фактором, влияющим на приобретение, является стоимость фанеры. Поэтому достаточно часто листы с большей толщиной кладут на дно, а с меньшей на борта.

  • Листы толщиной от 9 до 12 мм лучше всего подходят для легковых полуприцепов. Ещё одной сферой применение являются лёгкие лодки вместимостью до 5 человек.
  • Листы толщиной 6 мм применяются только для обшивки бортов автомобиля. Для пола их использовать нельзя.

Фанера транспортная на полу фургона

Таким образом, основная сфера применения фанеры транспортной ламинированной сетчатой – для пола или для бортов автомобиля, иногда лодок и катеров.

Отличные технические характеристики транспортной сетчатой фанеры позволили успешно применять её даже в строительстве, особенно для изготовления опалубки.

Важно! Учитывая стоимость фанеры, экономически целесообразно её применять только для многократного использования. Обычно такая фанера может выдержать до 100 циклов заливки.

Отличные технические характеристики транспортной сетчатой фанеры позволили успешно применять её даже в строительстве, особенно для изготовления опалубки.

Какая бывает фанера?

Фанеру классифицируют по многим параметрам:

  • эксплуатационному назначению (строительная, общего применения, мебельная, декоративная и пр.);
  • степени водостойкости клеевого соединения;
  • типу обработки поверхности (шлифованная/нешлифованная);
  • толщине и количеству слоев;
  • размерности листа;
  • классу эмиссии и т.д.

Тем не менее, главным критерием, определяющим особенности фанерного листа, является его сортовой показатель.

В маркировке сорт фанерного листа указывают через дробь, например, I/II. Это значит, что для лицевой стороны использовался шпон первого сорта, а для оборотной – второго.

Немного истории

Мало кто знает, что в свое время ламинированная фанера, которая завозилась на территорию нашей страны, тогда еще СССР, из Финляндии. Поэтому она и получила название финской фанеры.

В то время это был высококачественный материал, произведенный из березового и только из березового шпона с применением фенолформальдегидного клея и тонкой пластиковой пленки. Тогда эта технология была малоизученна, но отзывы впечатляли.

Читайте также:  Доска из ПВХ для забора и пола: террасная, инструкция по монтажу своими руками, фото и цена

Постепенно область применения материала начала расширяться:

  • В строительстве — многократно используемая ламинированная фанера для возведения опалубки, особенно в случаях монтажа плит на месте;
  • Выстилка дна кузова, бортов в грузовых автомобилях и автопоездах;
  • Судостроение – внутренняя отделка.

К сведению! Поставляемый материал был двух видов: с двумя гладкими поверхностями (верхней и нижней), с одной гладкой и одной сетчатой поверхностью, что и выделило эти изделия в разряд транспортных. В настоящее время транспортной считается именно транспортная сетчатая фанера, хотя и гладкая применяется и достаточно успешно, но об этом чуть ниже.


Объективности ради, хочется отметить, что практически ничего не поменялось. Для нужд автоперевозок все также используется транспортная ламинированная фанера с сетчатым слоем. Характеристики изделий: высокая прочность, влагостойкость и отсутствие эффекта скольжения востребованы и используются.

Применение

Фанера для пола толщиной 24 или 27 мм применяется редко. В основном она нужна, чтобы обшивать стенки и дверки. Теоретически принято считать, что слой должен соответствовать применяемому профилю, однако подобные параметры вполне вписываются в большинство вариантов. Материал с двусторонней ламинацией применяют для вертикальных поверхностей. А вот сетчатые изделия обычно используют для пола полуприцепа или прицепа.

Конструкции толщиной от 1,5 до 2,1 см более распространены именно в полуприцепах, а не в полноценных прицепах. Фанера подобного типа неспособна перенести существенную нагрузку. Сетчатым материалом можно устилать также донную часть обычного легкового полуприцепа. Фанера толщиной 2,1 см сравнительно дорога. По этой причине как раз основная часть мастеров использует ее именно как напольное покрытие, борта отделывают более тонкими материалами с доступной ценой.

Перевозка самых легких грузов обычно позволяет применять лист толщиной 0,95 — 1,2 см. Такие конструкции применимы даже для лодок и катеров. Они помогут справиться с нагрузкой, которую создают 2-5 человек. В некоторых случаях для стенок фургонов применяют фанеру толщиной 0,65 см. Подобное изделие подойдет даже для оснащения изотермических фургонов и мобильных холодильников на колесах.

Необходимо обязательно учитывать нагрузку на пол. Речь идет не об абсолютной загрузке перемещаемыми товарами, а о нагрузке, которую создают действия погрузчиков в полуприцепе. В норме пол рассчитывается на величину такой нагрузки от 7100 до 9500 кг (в пересчете на одну ось). Однако грамотный подсчет возможен только при учете существования еще более тяжелых погрузчиков.

Кроме того, при реальном использовании фанеры приходится обращать внимание на диаметр колеса и его ширину.

Отдельная тема — применение транспортной фанеры в газель и иные мелкие микроавтобусы. Пол из ламинированного материала можно сделать даже собственными руками, не обращаясь к профессионалам. Простое ламинированное изделие лучше специализированного (предназначенного именно для автомобилей) уже в силу куда более доступной цены. Также это покрытие:

  • позволяет получить отличную крепость и стойкость к износу;
  • без проблем нарезается в точные размеры;
  • достаточно гибко (что важно при обшивке стен);
  • не разбухает и не страдает как-то еще от влаги;
  • не подвержено расслоению;
  • сравнительно стойко к огню.

В дополнение к фанере потребуются:

  • каркасные рейки;
  • состав для защиты от коррозии;
  • мастика для фанерных материалов;
  • металлический крепеж;
  • алюминиевые уголки на порог;
  • планка в виде буквы Т (для стыков).

Раньше всего создается реечная обрешетка. Уже на нее и прикручивают настил. Заменой рейкам могут послужить толстые фанерные полосы. Каркас можно прикрепить, проделав в кузове отверстия. Эти места непременно обрабатывают составом, подавляющим коррозию металла. Далее закрепляют рейки на пол, колесные арки можно закрыть каркасом, хотя это не обязательно.

Подготовка фанеры существенно облегчается при помощи выкройки. Ее тщательно переносят на листы. Фигурные резы обычно вырабатывают с помощью пилки с небольшим зубом. Обычно листы крепят с использованием саморезов. Но для наибольшей надежности можно применять алюминиевые вытяжные заклепки.

Самодельный пол для кузова в грузовик может крепиться на петли небольшого размера и саморезы. Некоторые люди для фуры (для грузового фургона), где планируется только ходить, но не катать какие-то тяжелые тележки, выбирают листы толщиной 0,5 см.

Точно такой же материал подойдет и в багажник легкового автомобиля. Заготовки в этом случае обычно вырезают электрическим лобзиком.

Еще рекомендовано брать:

  • на полы – фанеру F/W;
  • на переднюю стенку – марку F/F толщиной 2,4 — 2,7 см;
  • на обшивку стен – гладкую фанеру F/F толщиной 0,65 см.


Еще рекомендовано брать:

Зашкуривание и отделка фанеры

Из-за структуры фанеры, вы должны быть очень осторожны при шлифовке. Очень легко отшлифовать верхний слой шпона и вызвать то, что называется “ожог”, где проявляется второй более темный слой. С другой стороны, вы можете достичь некоторых интересных эффектов, творчески “сжигая” фанеру и шлифуя через несколько слоев. Фанера слоится с чередующимися слоями и обычно чередующимися тонами, поэтому агрессивное шлифование может дать вам более творческую отделку, как показано на фото ниже.

Однако, если вы хотите ровную отделку, без изменения цвета, сделайте несколько меток карандашом, которые будут служить вам как маяки.

Если у вас будут открытые торцевые кромки, сделайте их слегка округлыми. Фанера шелушится на режущей кромке, а шлифовка помогает обеспечить чистый и аккуратный край.


Однако, если вы хотите ровную отделку, без изменения цвета, сделайте несколько меток карандашом, которые будут служить вам как маяки.

Сорта и виды фанеры — подбор правильного типа

Фанера – многокомпонентный материал, состоящий из несколько тонких слоев древесины. Она отличается стабильностью формы и высокой прочностью. Основные разновидности фанеры классифицируются по экологичности, влагостойкости составу сырья, методам обработки и назначению. Виды фанеры отличаются по рабочим свойствам и структуре древесины.

Процесс изготовления фанеры состоит из следующих этапов:

Транспортная фанера: инструкция по выбору своими руками, особенности

Заявка успешно отправлена.

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Структура и производство фанеры

Фанера (нем. Furnier, от франц. fournir – снабжать, накладывать) – листовой строительный материал, который обычно состоит из плотно склеенных по толщине нескольких тонких слоев древесины (шпона), причем направления волокон в соседних слоях шпона, как правило, взаимно перпендикулярны.

Для производства фанеры используют главным образом берёзовый шпон, в меньшей степени ольховый, буковый, сосновый и др. пород. Однако производятся и специальные виды фанеры, рассчитанные на повышенное сопротивление изгибу и кручению.

Industrial plywood – «специальная фанера» . Специальной считается такая фанера, которая, приобрела особые свойства в результате каких либо технологических процессов и применяется в определённой области или нескольких областях. Отчасти специальной можно считать большеформатную фанеру (1220х2440;1525х3050), которую в Европе и Северной Америке широко используют в строительстве. Под это определение подходит и фанера ламинированная. Сюда относится и фанера бакелизированная («финская», «водостойкая»), а также другие марки фанеры узкой области применения: облицованная стеклотканью, листовым металлом, пробковой крошкой, армированная, биостойкая (антисептированная), композиционная, электротермическая, с рельефной поверхностью и т.д.

Читайте также:  Как крепить плинтуса к бетонной стене, чем лучше прикрутить пластиковый багет, крепление

Фанера с симметричной относительно среднего слоя (серединки) структурой лучше всего сопротивляется короблению. Такая структура типа «сэндвич» характерна для промышленно выпускаемой фанеры, которая обычно склеивается из нечетного числа слоев и соответственно называется трехслойной, пятислойной, семислойной и т. д. Лист шпоновой фанеры набирается из слоев шпона одной древесной породы. Столярные фанерованные изделия с облицовкой и декоративной отделкой широко применяются при изготовлении мебели, дверей, стен и пр.

Основными качественными параметрами фанеры являются следующие:

Листы фанеры (размерами 1220 х 2440 мм) разного рода, различные по качеству, назначению и толщине, складируются и продаются как готовые строительные панели.

Такие панели широко используются при

· сооружении различных желобов, опалубок и пр.

В разрезанном виде их применяют во многих отраслях производственной деятельности.

В высококачественных изделиях мебельной промышленности плоские поверхности делаются из фанеры, обычно облицованной дорогим декоративным шпоном. Такая фанера изготавливается, как правило, в специальном цехе мебельного предприятия, поскольку качество и внешний вид мебели существенно зависят от совместимости лицевого шпона и породы дерева основы или каркаса.

Фанера из древесины как твердых, так и мягких пород выпускается нескольких типов и сортов, которые различаются назначением, сроком службы, внешним видом и стоимостью. Среди этих типов выделяют, например, фанеру для внешних работ, для судостроения, для опалубок и влагостойкую фанеру. В самолетостроении применяется фанера толщиной от 1 мм и более; в домостроительстве используются готовые фанерные панели толщиной от 6 до 25 мм; для изготовления мебели применяется фанера толщиной от 3 мм (трехслойная низкосортная для задников зеркал и днищ ящиков) до 30 мм (пятислойная высокосортная для столешниц письменных столов). Для изделий различных отраслей промышленного производства требуется фанера толщиной от 3 мм (для фасонных лотков и желобов) до 38 мм (для печатных форм на линолеуме). Из дешевой тонкой фанеры повсеместно производят комплекты для тары, которая сшивается гвоздями.

Большая часть фанеры выпускается в виде плоских листов или панелей, но существуют механизированные методы производства и гнутых изделий из нее. Фанеру можно проклеивать, согнув ее по несложным контурам, например, заготовок для сидений в общественных местах или корпусов радиоаппаратуры и т.п. Обычно фанеру слегка изогнутой формы прессуют, зажимая ее между парой горячих пресс-форм. Выпускаются из фанеры также фасонные заготовки для кабин и кают, самолетных деталей и т.д.

Производство

Клеящие составы готовятся в механизированных смесителях и при производстве фанеры подаются в желобки пары клеевых вальцов (из металла или жесткой резины), которые прокатываются с обеих сторон каждого второго слоя шпона или пиломатериала. Затем пакеты промазанного клеем шпона зажимаются и склеиваются в гидравлических или пневматических, а иногда в винтовых (что наименее желательно) прессах.

Если клей наносится при комнатной температуре (от 21° до 27° С), то после этого листы проклеенной фанеры обычно складываются в штабели и выдерживаются в них 6 ч и более для затвердевания клея. Прессование фанеры с синтетическими термореактивными клеями наиболее эффективно при повышенной температуре — горячей склейкой, когда на получение готовых листов уходит всего несколько минут. Для этого гидравлические прессы делаются в виде многоярусного набора инструментальных плит с паровым подогревом от 120° до 150° С; между каждой парой таких плит закладывается прессуемый пакет – будущий лист фанеры. Существуют прессы с электрическим подогревом инструмента резисторами или высокочастотным электрическим полем.

Для производства гнутой фанеры плоские инструментальные плиты пресса снабжаются соответствующей парой металлических пресс-форм. При изготовлении фасонной фанеры сложного профиля одной из пресс-форм служит нагнетаемый объем в герметичной оболочке, который по всем направлениям давит с одной стороны на формуемую фанеру, помещенную на жесткую неподвижную пресс-форму. Для полимеризации смоляных клеев при этом применяют либо нагреваемые пресс-формы, либо в нагнетаемый объем накачивается горячий пар. Так как податливость древесины возрастает при ее подогреве, то для изготовления качественной сложно профилированной фанеры нельзя применять клеи, застывающие при комнатной температуре.

Выпускаются различные виды клееной фанеры:

· с облицовкой крафт-бумагой;

· с пропиткой и без нее;

· пригодные для внешней обшивки и фанерования.

Металлизированная фанера, т. е. клееная фанера со слоями металла, применяется там, где по условиям эксплуатации необходима прочная и плотная поверхность, например, в кузовах грузовиков, или там, где благодаря металлической прокладке повышается износоустойчивость и противопожарная безопасность материала.

Производится и фанера высокой плотности. Обычно их листы набираются из слоев бакелизированного шпона и прессуются методом горячей склейки. Удельный вес фанеры этого типа может достигать значения 1,3, причем древесина такой фанеры существенно уплотняется в процессе горячего прессования.

Сорта фанеры

В зависимости от внешнего вида наружных слоев фанеру подразделяют на пять сортов:

Сорт фанеры обозначается сочетанием сортов шпона лицевого и оборотного слоев: сорт лицевого слоя / сорт оборотного слоя, например, E/I, I/I, I/II, II/II, II/III, II/IV, III/III, III/IV, IV/IV и т.д

Сорт I — булавочные сучки до 3 шт., здоровые сучки до 15 мм , выпадающие сучки до 6 мм допускаются, сомкнутые трещины допускаются не более 200 мм в количестве 2 шт. на 1 м ширины, здоровое изменение окраски допускается не более 5%, остальные дефекты древесины не допускаются.

Сорт II – допускаются булавочные сучки, здоровые сросшиеся до 25 мм, выпадающие до 6мм, сомкнутые трещины и разошедшиеся 2 мм в количестве 2 шт. длиной до 200 мм, здоровые изменения окраски, вставки из древесины.

Сорт III — допускается здоровые сучки, выпадающие сучки до 6мм, сомкнутые трещины, разошедшиеся трещины 2 мм в количестве 2 шт. длиной до 300 мм, здоровые изменения окраски, вставки из древесины, волнистость, рябь.

Сорт IV — допускаются выпадающие сучки до 40 мм без ограничения количества, разошедшиеся трещины шириной не более 10 мм без ограничения, вставки из древесины, волнистость, рябь.

Фанера является весьма распространенным материалом, который применяется, в том числе, и в мебельной промышленности. Широкое распространение фанера получила благодаря небольшому весу, легкости и простоте в обработке, устойчивости к резким сменам температуры окружающей среды. Кроме того, эстетические свойства фанеры достаточно высоки, она легко сочетается с любым другим материалом. По многим характеристикам, таким как теплопроводность, экологичность и прочность, фанера превосходит ДСП, ДВП и МДФ.

Читайте также:  Доска 25х100, 25х100х6000: обрезная, строганная, инструкция по монтажу своими руками

Изготавливать фанеру гораздо экономичней, чем изделия из металла или пластика, рассчитывается это в сравнении себестоимости производства фанеры с ее эксплуатационными показателями. Фанера производится несколькими различными способами. Типы фанеры разделяются по способам производства шпона на: пиленую, строганную и лущеную.

Первый тип фанеры — пиленая фанера, она производится только из ценных пород дерева. Пиловчинка — сырье для изготовления фанеры распиливается на полосы, толщиною до 5 миллиметров. Расходы сырья при производстве пиленой фанеры очень высоки, а производительность мала. По этой причине на данный момент пиленую фанеру во всем мире производить практически перестали.

Из названия типа фанеры понятно, что строганая фанера производится при помощи строгания заготовки. При этом шпон имеет толщину до 3,5 миллиметров. Сейчас подобный шпон производят по большей части из ценных пород лиственных деревьев. Строганая фанера имеет достаточно высокую степень производительности, но показатель этот все же ниже, чем у лущеной.

Лущение – самая производительная технология изготовления фанеры. Толщина шпона при лущении 1,2-1,9 мм. Сам процесс лущения напоминает работу токарного станка, отличие заключается в том, что для заготовки – кряжа (или как его по-другому называют – чурака), верхний слой снимается на всю ширину. Затем большое полотно режут под нужный формат и склеивают.

Изготавливают фанеру из одного или нескольких видов древесины, но фанеру считают изготовленной из той породы дерева, из которой сделан внешний ее слой. Если фанера изготовлена только из одной породы дерева, ее называют однородной. Если используется несколько пород, то комбинированной фанерой. Кроме того, фанера делится на несколько типов: клееную, бакелизированную (отличающуюся большой водостойкостью) и фанеру для декоративных целей. Из всех трех типов фанеры только клееная имеет виды: ФСФ – фанера с высоким показателем водостойкости, ФК и ФБА – средний показатель водостойкости и ФБ – ограниченная водостойкость.

Водостойкая фанера ФСФ применяется в строительстве для защиты наружной части домов (при этом саму фанеру дополнительно окрашивают) и внутреннего помещения (без окрашивания) от влаги. Кроме того, фанера используется в судо-, вагоно- и автостроении как строительный материал для конструкций, а также применяется в качестве многоразового опалубка во время заливки бетона в строительной промышленности.

Для того, чтобы повысить прочность и продлить срок эксплуатации фанеры, ее ламинируют. Делают это при помощи нанесения на фанеру импрегнированной фенольной смолы. Для строительных целей изготавливают ламинированную фанеру с сетчатой поверхностью. Такую фанеру используют при заливке бетона. Когда бетон застывает, на его поверхности отпечатывается сетчатый узор. Такую хитрость применяют потому, что на сетчатые углубления в бетоне гораздо легче наносится отделочный материал.

Для производства гнутой фанеры плоские инструментальные плиты пресса снабжаются соответствующей парой металлических пресс-форм. При изготовлении фасонной фанеры сложного профиля одной из пресс-форм служит нагнетаемый объем в герметичной оболочке, который по всем направлениям давит с одной стороны на формуемую фанеру, помещенную на жесткую неподвижную пресс-форму. Для полимеризации смоляных клеев при этом применяют либо нагреваемые пресс-формы, либо в нагнетаемый объем накачивается горячий пар. Так как податливость древесины возрастает при ее подогреве, то для изготовления качественной сложно профилированной фанеры нельзя применять клеи, застывающие при комнатной температуре.

Фанера для наружных работ

Для наружных работ фанеру чаще всего используют при строительстве быстровозводимых домов. Влагостойкая, легкая, жесткая и прочная, она подходит для обшивки каркасов из брусьев. Сначала по фундаменту укладывают слой гидроизоляции. Затем по нему монтируют каркас (нижняя обвязка-стойки-верхняя обвязка). Его обшивают листовым материалом, который крепят саморезами.

Пространство между стойками каркаса заполняют утеплителем. Его укрывают пароизоляционным материалом и уже с внутренней стороны дома обшивают гипсокартоном или плитами ОСП. Такой дом из фанеры способен прослужить многие годы, практически не требуя ремонта.


Правильно уложенная фанера – хорошее основание для чистового напольного покрытия. Черновой настил из этого материала получается прочным, износостойким и ровным.

Виды фанеры

Фанера условно подразделяется на несколько видов согласно сфере применения.

Строительная фанера – это конструкционный материал для строительных работ, а также опалубка при возведении домов. Ее используют для обустройства полов, потолков, стен, перегородок.

Мебельная фанера отличается от строительной более высоким качеством склеивания, поверхности, а также формой листов. Нередко мебельную фанеру используют и в декоративных целях.

Декоративная фанера – материал, который изготовляется путем склеивания листов шпона и облицовки пленочными покрытиями.

Бакелизированная фанера изготовляется из березового шпона, который пропитывают фенольной смолой и склеивают под большим давлением. Основная сфера применения этого типа фанеры – автостроение (настилы в троллейбусах, автобусах), также ее часто используют как опалубочный материал.

Авиационная фанера – это фанера, которую активно применяют в авиастроении. Здесь основное требование к материалам – высокая прочность и низкая плотность. Основа данного типа – лущеный березовый шпон. Еще одна сфера применения авиационной фанеры – изготовление музыкальных инструментов.

Ламинированная фанера имеет специальное покрытие, которое делает ее особенно устойчивой к внешним воздействиям. Поэтому ее часто используют в областях, где износостойкость является важнейшим требованием (хранение продуктов питания, полы железнодорожных вагонов, палубя судов и т.д.). Стоит отметить, что ламинированная фанера прекрасно подходит и для строительства, и для опалубки. Она может быть изготовлена из разных пород дерева, соответственно, и цвет, и качество ее может также варьироваться в широких пределах.

Первый сорт – это вид, в котором допускаются лишь случайные отклонения, без заметного брака. Категорически недопустимы отверстия от выпадающих сучков, червоточины, прожилки. Первый сорт используется в основном для изготовления ламинированной фанеры.

Олифа для влагостойкости фанеры

Олифа — самый простой и распространенныйспособ увеличить влагостойкость фанеры.

Олифу можно приобрести в любом специализированном магазине. При покупке стоит хорошо подумать, какое количествовам понадобится для качественной обработки фанеры. Олифа должна хорошо пропитать фанеру.

Обработка олифой будет происходить в несколько этапов:

Нагреваем олифу на водянойбане до температуры 50-60° С.Наносим олифу на лист фанеры.

Это можно сделать кисточкой. Особое внимание уделить краям и торцам.Затем необходимо просушить лист. Для этого подойдет утюг или строительный фен нагретый до 200° С.После сушки наносим очередной слой олифы и снова сушим.Проделываем данный процесс до тех пор, пока фанера не перестанет впитывать олифу и начнет ее отталкивать.

Фанеру следует держать в горизонтальном положении. Это даст максимальный эффект пропитки.


Изучив особенности фанерных панелей, выбрать материал, соответствующий определенным потребностям, не составит труда.

Ссылка на основную публикацию