Катамаран из фанеры: инструкция как сделать своими руками, особенности выкроек

Как сделать катамаран своими руками из полистирола

В нескольких видео показано, как мастер – Автор канала “Александр Седой” задумал и реализовал идею построения своими руками качественного катамарана из полистирола. Была поставлена задача, плавательное средство должно быть:
1. Непотопляемым.
2. Неубиваемым.
З. Невозможно перевернуть.
4. Складной, с возможностью перевозить на багажнике
небольшой легковой машины.
5. Приличные габариты, для комфортного плавания.
б. Осадка меньше чем у байдарки в два раза.
7. Легкий, каждая деталь не должна быть тяжелее 20 кг.
8. Быстро и просто собираться.
9. Вместительная.
10. Грузоподьемная, не менее 700 кг.
11. Автономная, несколько спальных мест, место для рыбалки и мангала.
12. Возможность установки на катамаран мотора до 10 п.с.

Выбор материала поплавков.
Купил сначала пеноплекс “Комфорт”. Ширина 100 миллиметров. Приобрёл упаковку. Вес 18,7 килограмм веса. Кубатура 0,28.
В конечном счете мастер остановился на URSA. Благородный материал, приятный,с ним удобно работать. Толщина 50 миллиметров. Вес оказался 15,7 килограмм. Кубатура 0,3. Стоимость одной упаковки 1200 руб. Вес 1 листа урсы 1,1 килограмм. Почему 50? Прочитал, что конечно, сотку клеить легче, 2 раза быстрее, но чем больше промежуточных слоев – ребер жёсткости, тем прочнее конструкция катамарана. Поэтому остановился на ширине листа в 50 мм.

Задача катамарана – плавать вместе с байдарками. Поэтому осадка должна быть не больше 3-5 сантиметров. У байдарки до 15 – 17 сантиметров. Максимальный комфорт для рыбалки. Конструкция должна быть полностью разборная, длиной не больше 2 метров каждая часть. Как можно легче.

Сначала приготовим приспособление для обрезки кромок. Будет использована нихромовая нить. При этом запекаются стенки, они становятся гладкими. Лишняя жесткость и влагостойкость не помешают. Материалы понадобятся ровно три упаковки. 50 x 125 x 600.

Самое главное, чтобы надежно была закреплена спираль, иначе размер уплывет. Если спираль четко держится всё время, все детали будут совершенно одинаковыми. Резко происходит с помощью трансформатора 220 на 5 вольт плавная регулировка “затухание света”. Приспособление режет материал как масло, важно при этом, чтобы не нагревалась нить докрасна. Напряжение подается 1,5 -а 2 вольта. При ручной подаче идеальных границ вряд ли удастся добиться. Но этого и не требуется. Работа проходит без пыли, шума, достаточно ровно и аккуратно. Подавать материал URSA необходимо плавно.
Мастер показал, как отличаются рез нихромовой нитью и заводской.

Теперь режем ровно пополам без штампов. Если не нагревается спираль докрасна, что материал не дает никакого запаха. Приспособление прекрасно работает. Почему рез делается пополам. Потому что решил делать не поперечный, а продольный. Благодаря этому нет отходов. Кроме кромки. Кромка срезается с двух сторон по длине. Кромка сбоку срезается только с 12 листов из 24. Другое преимущество: не надо никаких штампов. Появилась возможность увеличить длину катамарана на 1 метр. Пришлось докупить еще три листа, в итоге получилось три пачки и четыре листа. Всего 24 листа. Дополнительные 100 килограмм водоизмещение. Уменьшение осадки и увеличения скорости. Упрощение монтажа изделия. Идеально гладкая и ровная поверхность. Экономия шпаклевки и клея в несколько раз. Уменьшение работы на порядок. По прочности гораздо лучше, чем поперечный набор. Продольный набор в шахматном порядке.

Вторая часть видео о строительстве самодельного катамарана. Панели для поплавков соединяются воедино с каждой стороны. Заготовки обрабатываются водостойкими средствами.

3 часть о строительстве катамарана из полистирола.

4 часть

Ждем заключительную 5 часть с испытаниями самодельного катамарана на водоеме, которую автор выложит, предположительно, весной или летом.

Катамаран из фанеры: инструкция как сделать своими руками, особенности выкроек

Здесь приведены выкройки и фотографии реальных и предполагаемых катамаранов, а также мои впечатления и мысли про эти катамараны. Прошу воспринимать это не как готовый рецепт изготовления, но лишь как собрание разных (возможно полезных) идей.

Крейсер “Аврора”. Самый старый и заслуженный катамаран.

В конце 70-х (?) родители купили б/у баллоны из БЦУ для плота, 5шт длиной около 270см и диаметром 50см. К ним были сшиты чехлы – трубы из матрасной ткани (верх) и бракованного БЦУ (низ). Этот плот использовался в нескольких походах (Урик-Онот-1979. )

Примерно в 1985 году чехлы сшили попарно и сделали катамаран. В этом виде катамаран использовался до 1997 года (Светлая-1985, Колвица-1992, Умба-1993, Водла-1995, Чирко-Кемь-1996, Сев.Шуя-1997).

Перед своим первым большим самостоятельным походом на Сев.Шую в 1998 году я сшил новые чехлы из рюкзачной ткани (верх) и односторонней легкой тезы (низ). В 2001-м были склеены и новые баллоны из чернухи. В этом виде катамаран активно используется до сих пор (2010г).


1997г – старые чехлы и баллоны

Вес чернушных баллонов 4*1140г, вес тезовых чехлов 2*4080г. Чехлы + баллоны – 12.7кг.

Катамаран сшитый Мариной Галкиной в 1999г. Был куплен Володей К. у Марины для похода на Тумчу в 1999г. Использовался в очень многих походах примерно до 2006 года. Насколько я помню, выкройка происходит из т/к Леракт. Проблема выкройки – швы на дне. Эта проблема легко решается хорошей проклейкой дна, мы же этого не сделали и в 2002 году в Саянах перешивали и заклеивали все протершиеся швы, с носа до кормы.


Тумча, 1999г

Вес баллонов: 2*1170, вес чехлов 2*2030. Чехлы + баллоны – 6.4кг.

Катамаран, сшитый для похода на Башкаус – Сумульту 2003 г. По мотивам катамарана М.Хвостова.

  • Длина 380 см, диаметр по миделю 50 см.
  • Материал дна и подкроев – александровская теза (

650 г/м2), верха – ткань “турист” (

150г/м2).

  • Вес чехлов – 2*2685г, вес баллонов 2*2050г. Чехлы + баллоны – 9.6кг.
  • Форма показалась удачной, единственно, так и не понял преимуществ “верблюдности”. Петли для крепления рамы оказались не слишком удачными, встроенное в оболочку катамарана полотенце – тоже не слишком удачно. (Чем проще – тем лучше! :)) Короткая рама (см. фото; поперечины и продолины – по 180 см.) понравилась.

    Использовался в походах на Башкаус-Сумульту (2003), Жом-Болок (2005), неоднокрано выдавался для походов разным людям.

    Еще не сшитый катамаран Упрощение предыдущей выкройки.

    Легкий и простой катамаран для не слишком мощной воды. По параметрам похож на катамаран производства М.Галкиной. Пока сшита только модель 1:5.

    Прогноз веса для двух оболочек с дном и подкроями из тезы 650г/м2 и верхом из силиконовой таффеты 90 г/м: 2910 г. С дном из авизента 250г/м2: 1280 г

    Возможно, стоит немного удлиннить выкройку.

    Маленький катамаран (2004г) Неудачная попытка сшить катамаран по предыдущей выкройке.

    Из-за ошибки сделал слишком узкие по сравнению с выкройкой носы и толстую середину. В результате получилась очень неудачная форма при хороших материалах и исполнении. Такой короткий катамаран надо обязательно делать тупоносым! В результате, просто наклонившись вперед, можно было легко опрокинуть катамаран через нос, в бочках и валах нельзя было зацепляться, было очень существенно расположение вещей и посадочных мест и т.д. Кроме того, у катамарана получилась большая осадка, что сильно мешало на мелях. Подсдуть баллоны, чтобы уменьшить осадку, было нельзя – катамаран совсем терял устойчивость.

    Чехлы сверху из силиконовой таффеты, снизу из пропитанной кордуры. Баллоны односекционные из чернухи, точно под размер чехлов. Длина 270 см, диаметр баллона 50 см, носы острые. Вес чехлов и баллонов 4.0 кг.

    Использовался в одном походе – Светлая-Баргузин-Гарга-Турокча (2004)

    Легкий катамаран для выплывания (2003г)

    Чехлы снизу из авизента, сверху из ткани oxford-210. Длина 360см, диаметр баллонов 50см, носы достаточно тупые. Баллоны от желтого катамарана из чернухи с большим запасом по длине. Вес чехлов 2500г, вес баллонов 4100г.

    Использовался в походах по рекам Кизир (2003), Светлая-Баргузин-Гарга-Турокча (2004), Гутара (2005), Чая (2006), Конгор-Агаякан (2014). Во втором походе авизент сильно протерся на отмелях р.Гарга и на дно были пришиты большие заплаты-усиления из кордуры-600.

    Конструкция признана очень удачной. Низ лучше делать из кордуры-1000, для большой долговечности (хотя авизент тоже вполне неплох на достаточно мощных реках, где не надо волочить катамаран несколько дней по камням). Катамаран большой, на несложных речках на него можно посадить четырех человек.

    Катамаран сшитый на заказ для К.Б. (2008г) Выкройка такая же, как у предыдущего катамарана. Исполнение – более хорошее.

    Чехлы снизу из кордуры-1000 (294г/м), сверху из ткани oxford-210 (131г/м). Длина 350см, диаметр баллонов 50см. Баллоны из чернухи. Вес чехлов 2*1400г.

    немного фотографий есть здесь: здесь

    Использовался в походе на Сунтар-Хаяту в 2014 году (реки Конгор-Агаякан)

    Катамаран сшитый на заказ для Г.М. (03/2010г) По мотивам все той же выкройки, уменьшенного размера.

    Чехлы снизу из кордуры-500 (225г/м), сверху из ткани Турист (150г/м). Длина 300см, диаметр баллонов 36см. Вес чехлов 2*730г.

    Тривиальный раскрой из стандартной ткани шириной 150см и чернухи шириной 80см: дно – 2 детали 300*75, верх – 4шт*(50+100)*47см, баллон 180*(80+40).

    Катамаран сшитый для летнего похода 2010 (03/2010г) Почти точная копия предыдущего. Два баллона вместо четырех, низ из кордуры-1000. Вес двух чехлов: 1380г, вес двух баллонов: 1820г.

    Использован в пеше-водных походах по Оке, Айнаку и Урда-Оке в 2010г, на Кизир в 2011г, на Баргузинский хребет в 2015; выдавался Саше П. для сплава по Лемве в 2013. На простых сплавах и переправах садились втроем, но это уже совсем на пределе (рама немного полощется в воде).

    Замечания к выкройке: сделать верх и низ одинаковой ширины – будет проще и легче, и баллоны будут лучше вязаться к раме (завязки ниже – баллон подтянут кверху и не болтается); крайние проушины сместить к центру – так они не используются, а на краях рамы были бы полезнее (под квадратную раму 180х180см).

    Как сделать парусный катамаран своими руками?

    В этой статье мы расскажем как сделать парусный катамаран своими руками. Сразу скажем,что простейший катамаран для отдыха на озере или реке можно сделать из подручных средств, плотно связав материалы, хорошо держащиеся на плаву. Самодельный катамаран из бутылок — забавная конструкция, которая прослужит пару дней и сделает Ваши выходные незабываемыми.

    Для начала посмотрите на конструкцию катамарана из пластиковых бутылок:

    В данной статье мы предлагаем более сложный вариант самодельного катамарана. Достоинства данной конструкции:

    • Основной материал – древесина сосны: доступен любому желающему;
    • собрать и перевезти сможет один человек;
    • просторная палуба

    Такая постройка способна прослужит не один сезон и при правильной сборке способна заменить лодку или катер для рыбалки. Перейдем непосредственно к пошаговой инструкции, которая поможет сделать катамаран своими руками.

    Основной материал – сосна (качественная, сухая).

    Рама составляется из 8 брусьев: 4-х стрингеров и 4-х бимсов (поперечные).

    Каждый состоит из двух частей. Части разной длины: в местах их соединения крепятся подуключены (длина подбирается индивидуально – под «гребца»). Далее необходимо:

    • Выстругать бруски — 8 шт. (40×40). Длина 4-х из них – 1110, 4-х – 1340.
    • Части стрингеров соединить с уголками (40x40x4) так, чтобы на стык частей попадала середина уголка. В стыках частей обязателен зазор!
    • Выстругать бруски – 4 шт. (75×30 x1380). Концы сузить «на ус», для уменьшения массы. Поместите бимсы на стрингеры и просверлите.
    • Подрундучники – кормовые (45x23x770) и носовые (58x24x1010). Оптимальное крепление подрундучников к бимсам – гвоздь.
    • Деревянные детали хорошо зашкурить, покрыть олифой.

    Палуба

    Материал – брезент (самый плотный).

    • Добавив к длине рамы припуски на карманы получите длину полотнища для палубы. Припуск нужен под карманы для шпангоутов.
    • Ширину вычислим измерив расстояние между третьим и вторым стрингерами. Оставьте достаточный припуск для подворота кромки.
    • Сформируйте карманы под средние бимсы. Для этого снизу пришейте широкие полоски.
    • Отверстия под болты следует обметать суровой ниткой.
    • При крепеже бимсов к стрингерам проследите, чтобы палуба была туго натянута.

    Рундуки

    Материалы: фанера (3 – 4 мм), деревянные рейки (20×15), клей, петли рояльные (крепление крышек), шурупы.

    Для чехла подойдет любая плотная ткань.

    Точное соблюдение их размеров необходимо, чтобы носовой рундук легко вставлялся в кормовой, упрощая транспортировку. Будут удобны ручки, протянутые сквозь отверстия в боках меньшего рундука.

    Размеры большего: 800x285x225 мм.

    Уключины

    • Можно сделать из стальных стержней (достаточно диаметра 14 мм).
    • По оси стержни распилить на глубину 7 см и разогнуть «рожки» в стороны.
    • Ось качания заменит гвоздь (4 мм), леска выполнит функцию шплинтов.

    Подуключины

    Материал: труба алюминиевая (диаметр 22)

    Вставки – пластины (алюминий, толщина 7).

    • Прикрепить их вертикально к уголкам стрингеров (первого и четвертого).
    • Крепить шарнирно, но плотно (заклепать).
    • Подобным способом прикрепить к полкам подкосы из труб (диаметр 20). Подойдет хомут из алюминиевой пластины.

    Поплавки

    Материал: плотная палаточная ткань, резиновые шары.
    В прорези сшитого баллона поплавка вставляют шары.
    Размеры: длина – 3600, диаметр – 400.

    • Оставить припуск на подворот (40), на шов (60).
    • Чтобы придать поплавку нужную форму вырезают по 4 кормовых и носовых клина (длина 760).
    • Прикрепить страховочные ленты (для шаров) к внутренней поверхности баллона. Тесемки от лент потом завяжете на стрингерах.
    • Оставив в корме и носу отверстия для трубок от шаров, сшейте края прочной нитью.

    Мачта

    Конструкция мачты напрямую зависит от модели паруса. Поэтому ее надо подбирать после приобретения паруса. Скажем только, что этот катамаран будет «чувствовать» себя прекрасно с 4-метровой мачтой. Лучше сделать ее разборной – трехсекционной.

    Заготовка: брусок 30×30

    • Повторяется технология изготовления мачты.
    • Петли для переднего конца – стальные полосы.
    • Просверлить отверстия для соединения с вертлюгом.
    • Задний конец снабдите накладками для стыковки с ноком.

    Технология изготовления повторяется. Последнее действие: оборудуйте нок проволочной уткой и шкивом из металла.

    Парус

    Пошив паруса – особое искусство! Если опыта у вас нет, знатоки советуют оборудовать свое детище готовым парусом. Приличную скорость и достаточную безопасность такой конструкции сможет дать парус площадью 4 м2. При необходимости можно сделать простенькую конструкцию из готового полотна.

    Основные материалы: сосна (бруски), фанера 10, трос стальной, листовая сталь 1,7.

    Стойка с составляющими руля через уголок притянута к шпангоуту (горизонтальная полка этого же уголка крепится шурупами). Дополнительно стойку оборудуйте тросовыми растяжками.

    Стойку руля и древко баллера соединить уголковыми петлями. Через их отверстия проденьте проволочную поворотную ось. Из трех пластин (толщина каждой – 1,7) можно склепать подвижную часть баллера.

    Поворотное перо готовят из листа дюралюминия 1,5.

    Швертовое устройство
    1. Балку изготовьте из уголков (дюралюминий) размером 35×35 и 30×30.
    2. Аккуратно пропилите отверстия для шипов подвески кронштейна.
    3. Кронштейн можно склепать из нескольких профилей.
    4. Растяжки сделайте из стального троса 2 мм, колец и кусков медной трубки.
    5. Для обшивки шверта возьмите дюралюминиевый лист 2 мм.
    6. Канавку в месте сгиба выберите круглым напильником диаметром 5 мм.
    7. «Хвостовую» часть склепайте. Используя фанерные подкладки, укрепите шверт и вставьте консоль (изготовить из шеста для прыжков).
    8. Обшивку с консолью соедините заклепками.
    9. Вклейте в шверт обтекатели из пенопласта, предварительно обернув их в марлю, пропитанную эпоксидкой.
    10. Шверт с кронштейном соедините шарнирно.

    Все размеры даны в миллиметрах.

    Как сделать катамаран из пластиковых труб своими руками?

    ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.

    Самодельный катамаран из пластиковых труб

    Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

    В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.

    Почему катамаран?

    Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.

    • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
    • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
    • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
    • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
    • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

    Из чего состоит катамаран?

    Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

    Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра

    Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

    1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
    2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
    3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
    4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
    5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

    Расчет размеров судна

    Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

    Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

    Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

    • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
    • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
    • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

    Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность. Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

    Чем больше размер судна, тем больше его проходимость и устойчивость, но меньше маневренность. Это касается как его длины, так и ширины.

    Ширина катамарана, в первую очередь, определяется его назначением и способом приведения в действие. Если вы изготавливаете катамаран для сплава по реке на веслах по принципу байдарки, его ширина не должна превышать 1,2 метра. В противном случае, захват воды веслами становится невозможным. Если планируется посадка гребцов на баллоны, ширина судна может быть увеличена до 2 метров.

    Если же катамаран будет рыболовецким или прогулочным и его планируется оснащать парусом, мотором или лопастями с педалями, его ширина может быть увеличена еще.

    Катамаран на веслах

    Ширина катамарана должна быть минимум в полтора раза меньше его длины.

    Порядок изготовления

    Чтобы изготовить катамаран своими руками, нужно определиться с его назначением и, исходя из этого, рассчитать размеры. Мы рассмотрим два варианта судна: простейшее одноместное и туристический плот на основе катамарана.

    Одноместный катамаран

    Изготовление простейшего одноместного катамарана начинаем с изготовления поплавков. Берем две трубы одинакового диаметра и длины (исходя из расчетов, приведенных выше, нам понадобятся пластиковые трубы для наружной канализации диаметром 0,4 метра и длинной 2 метра). С одной стороны обоих труб крепим пластиковые заглушки. Это будет задняя часть катамарана.

    Переднюю часть, для большей проходимости и маневренности нужно приподнять. Для этого используем два пластиковых колена с изгибом 120 градусов. Крепим их на второй конец труб и так же закрываем заглушками.

    При сборке баллонов особое внимание обращайте на герметичность стыков. Малейшая разгерметизация может привести к потоплению судна на воде.

    Поплавки готовы. Можно приступать к сборке.

    Изготовление сиденья для одноместного катамарана

    Для соединения поплавков в один «целый» катамаран можно использовать все, что угодно. Подойдут пластиковые трубы небольшого диаметра, деревянные бруски, металлические уголки и прочее.

    1. Из выбранного вами материала делаем поперечины шириной 1,2 метра.
    2. Устанавливаем баллоны строго параллельно друг другу так, чтобы загибы смотрели вверх и в одном направлении.
    3. Закрепляем поперечные планки поверх баллонов. Для крепления могут быть использованы как хомуты, так и саморезы, которыми поперечные планки можно прикрутить к поплавкам для большей прочности.
    4. На поперечные балки устанавливаем любое удобное сидение, берем в руки весла и гребем, куда хотим.

    Одноместный катамаран из пластиковых труб своими руками (видео)

    Туристический плот

    Основные принципы изготовления этих двух плавсредств своими руками не имеют особых различий. Разница лишь в том, что прогулочный плот будет рассчитан явно не на одного человека. А еще лучше, если на нем поместится и груз в виде провизии, зонтика от солнца, одежды посуды и прочего.

    1. Изготавливаем поплавки указанным выше способом. Но брать следует трубу диаметром 500-600 мм и длиной 6 метров. Это позволит сделать устойчивое и проходимое судно, на котором можно подремать, не переживая за жизнь экипажа.
    2. Делаем прочную раму размером 6*2 метра. Поскольку рама не только должна удерживать баллоны в правильном положении, но и служить платформой для палубы, ее лучше изготовить из металлических уголков.
    3. На трубы, из которых изготовлены поплавки, затягиваются хомуты, к которым, в свою очередь, с помощью болтов крепится рама.
    4. На раме делают настил из досок.

    Так может выглядеть туристический плот

    Такая конструкция позволяет установить на катамаран любое движущее устройство, начиная от лопастей, приводимых в движение педалями, и заканчивая бензиновыми двигателями.

    К тому же, такая платформа позволяет полноценно позагорать на солнышке, половит рыбку, в общем, весело и плодотворно отдохнуть в узком кругу лучших друзей.

    Самодельный катамаран

    Многие задаются вопросами: “Как? Из чего? С помощью каких инструментов? По каким чертежам?” можно самостоятельно изготовить Катамаран. На просторах интернета есть масса информации по данной теме, конечно множество способов, идей, смет и схем будет представлено вашему вниманию. Теоретические знание определенно понадобятся, но лучше увидеть весь процесс собственными глазами и выбрать ту модель катамарана, которая подходит именно вам, и запастись терпением при осуществлении задуманного. В данной статье представлено несколько вариантов постройки катамарана.

    Первый вариант

    Какое парусное судно можно построить при минимальных затратах, не имея ни специального места для постройки и хранения судна, ни высококачественных материалов?
    Таким судном был признан сверхмалый катамаран длиной менее двух с половиной метров. В том, что на катамаране подобных размеров можно успешно ходить под парусом, нас убедила фотография в одном из номеров французского журнала «La Revue Marittirne». Выбранная длина позволила не только построить корпуса в условиях любой городской квартиры, но и перевозить их в электричке, на трамвае и тем более на крыше автомобиля.

    Требовалось обеспечить и другие качества катамарана: простоту сборки и вооружения, легкость в управлении и быстроходность. Была разработана разборная конструкция со съемным мостиком и герметичными корпусами.

    Тип парусного вооружения—бермудский кэт.

    Основные параметры малого катамарана:

    • Длина наибольшая, м – 2.43
    • Ширина наибольшая, м – 1.34
    • Ширина корпуса, м – 0.30
    • Осадка со швертом, м – 0.42
    • Осадка без шверта, м – 0.13
    • Вертикальный клиренс, м – 0.23
    • Полное водоизмещение, кг – 120
    • Вес, кг – 40
    • Площать парусности, м2 – 5.3
    • Площадь смоченной поверхности, м2 – 2.1

    Для увеличения продольной остойчивости корпуса имеют довольно полные оконечности. Округлые обводы обеспечивают минимум смоченной поверхности, которая при выходе одного корпуса из воды уменьшается еще на УзМатериалом для обшивки корпусов послужил картон толщиной 3 мм, имеющийся в большом выборе в магазинах строительных товаров. Картон достаточно прочен и технологически удобен.

    Обшивка приклеена к набору казеиновым клеем с запрессовкой шурупами. Корпуса обтянуты снаружи бязью на эпоксидном клее и пропитаны изнутри смесью олифы и скипидара.
    Продольный набор корпуса состоит из киля, мидельвейса (карленгса), привальных брусьев и двух стрингеров. Шпангоуты выпилены из фанеры толщиной 12 мм. В оконечностях шпация уменьшена для удобства крепления обшивки.

    Сборка корпусов производилась без стапеля с проверкой по струне.
    Мостик опирается на корпуса концами двух коробчатых балок. Подмачтовая балка имеет сечение 64X80 мм и рассчитана на изгиб от давления мачты 150 кг. Запас прочности фанерных поясов балки n=3,5. На корпусах установлены ясеневые подушки с широкими петлями, в которых концы балок фиксируются четырьмя болтами. При таком креплении мостик приподнят над корпусами, что увеличивает вертикальный клиренс.

    Пустотелая мачта состоит из двух частей. Верхняя половина надевается на нижнюю и крепится болтом. Место стыка закрыто обтекателем из пенопласта. В нижней части к мачте крепится пара бамбуковых ног; эти ноги заменяют штаги, принимают часть нагрузки вант, облегчают установку мачты.

    Разобранная мачта и гик хранятся в корпусе катамарана. Для этой цели в транце одного из корпусов сделан лючок, который задраивается крышкой с резиновой прокладкой.
    Шверты и рули вырезаны из дюралюминия Д16 толщиной 3 мм.

    Фаловая дощечка паруса служит одновременно для крепления пенопластового поплавка. Объем мачты, обтекателя и поплавка достаточен, чтобы предотвратить полное опрокидывание лежащего на борту катамарана.
    Остойчивость столь малого судна зависит, прежде всего, от эффективности откренивания. При выходе из воды наветренного корпуса с рулевым на нем восстанавливающий момент равен 100—120 кгм. Номинальным для катамарана следует считать ветер 7—8 м/сек. В этом случае кренящий момент не превысит 90 кгм, а расчетная скорость на курсе галфвинд будет равна 12 узлам. Полное сопротивление судна при этом составляет 16 кг.

    Быстроходность для катамарана (даже такого маленького, как «Колибри») справедливо считают вопросом престижа. Результаты расчета позволяют надеяться, что на закрытых водоемах скорость будет достаточно высокой.
    Катамаран имеет запас плавучести 280 кг и может брать на борт второго человека или груз. Увеличение осадки при этом составит 1 см на 12 кг груза.

    Второй вариант

    МОДЕРНИЗАЦИЯ КАТАМАРАНА

    1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.
    2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.
    3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.
    4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.

    В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

    • Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис, 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.
    • Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Обошлись они нам в 10 000 рублей.
    • Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.
    • Для руля и шверта была использована фасадная солнцезащитная ламель из алюминиевого аэродинамического профиля. 3 метра ламели обошлись нам в 3 000 рублей.
    • Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.
    • Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.
    • 50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава.
    • Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.
    • Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок.
    • Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.
    • На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.
    • Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.
    • Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.
    • Веревка в количествах.

    Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

    На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные деньги, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

    Третий вариант

    Самодельный катамаран из пенопласта непотопляем, удобен в эксплуатации, долговечен и прост в изготовлении.

    Его размеры: 3750 х 1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

    Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200-250°С, или на специальном станке.
    Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей,- дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни диаметром 10-12 мм. Резьбу на трубах диаметром 1/2 нарезают трещоткой клупа или плашкой, а на стержнях – плашкой с основной метрической резьбой (М10).

    Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25 х 25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М5с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками.
    Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.
    Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1-5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до м/2.

    Четвертый вариант

    Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

    Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:

    • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
    • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
    • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
    • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
    • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

    Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

    Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

    1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
    2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
    3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
    4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
    5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

    Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

    Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

    Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

    • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
    • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
    • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

    Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

    Катамаран из фанеры: инструкция как сделать своими руками, особенности выкроек

    Самодельная лодка из фанеры (мастер-класс, фото, пошагово)

    Вот и дошли руки до осуществления давней мечты, принялся строить лодку. Для первого раза выбрал лёгкий проект, ну так сказать для тренировки. Съездил на производство аналогичных лодок в Череповец и там кое что подсмотрел и прикупил недостающих материалов, за что отдельное спасибо хозяину верфи.

    Вот такая должна получиться лодка:

    Сегодня раскроил листы фанеры и приступил к самому важному и сложному на мой взгляд процессу- это заусовка и склейка листов фанеры. Т.к. длина лодки превышает длину стандартных листов фанеры, то их приходится сращивать, для этого существует много способов, но я выбрал самый технически сложный, но и более эстетичный вариант склейки “на ус”.

    Обрабатываем листы фанеры сначала при помощи рубанка, а потом шлифмашиной.

    Вот так выглядит это в процессе обработки.

    Вот так листы должны прилегать и склеиваться.

    После подгонки деталей склеил их и поместил под пресс.

    Вот пока все подготовительные работы по лодочке, после того как листы склеятся приступлю к разметке и раскрою деталей.

    Сначала соединение “на ус” отрабатывал на обрезках фанеры и на это страшно было взглянуть, но опыт пришел при работе на “чистовом” варианте 🙂 Надеюсь и дальше все осилю.

    Основные данные:

    Длина наибольшая. 2,64 м
    Ширина наибольшая. 1,28 м
    Высота борта. 0,38 м
    Масса корпуса. 30 кг
    Грузоподъемность. 180 кг
    Экипаж . 2 чел.
    Допустимая мощн. п/мотора. 2,5 л.с

    Сегодня был день плодотворной работы и больших продвижений 🙂

    Вытащил листы из под пресса и удалил планки между которыми они были зажаты. Стык получился ровный и очень крепкий(пробовали потом ломать обрезки от дна, лопает не по стыку листов). Таким образом получили заготовки нужной длинны для изготовления лодки.

    Начинаю разметку с набивки осевой линии, от нее потом пойдут все размеры.

    Вот начертил дно лодки, вроде красиво получилось:

    Начинаю резать. Лобзик желательно брать с большими оборотами, пилки применять для фигурного реза фанеры, чтобы не рвать края листов.

    Ведем строго по разметке 🙂

    Вот половина дна готова.

    А вот дно целиком 🙂

    Борт размечаем один, потом накладываем две заготовки друг на друга и скрепляем струбцинами, после чего вырезаем оба борта сразу.

    Размечаю и выпиливаю транец.

    В местах стыка листов фанеры снимаем фаску шлифмашиной и приступаем к шитью лодки скрепками из медной проволоки.

    Работы ведем от кормы к носу.

    В таком деле без помошника не обойтись.

    Я тоже усердно стараюсь сшить все красиво 🙂

    Вот такие швы получаются.

    Вот лодка и готова 🙂

    Примерка под себя 🙂

    Сегодня реально продвинулся к финальной стадии завершения проекта 🙂
    Первым делом протянул все скобы посильнее. Проверил геометрию лодки. Потом зубилом обсадил скобы на внутренних стыках бортов. После всего этого вырезал временные распорки и закрепил их в местах установки шпангоутов.

    Занимаясь этими делами в новом помещении постоянно чувствовал на себе взгляд. Вот кстати вид расправленной лодки с кормы.

    Для более ровного формирования швов решил набить линии малярным скотчем, вроде получилось красиво.

    Склеивать решил вечером, а пока расчертил шаблоны шпангоутов и начал их сборку.

    Вот готовые шпангоуты, собраны на эпоксидном клею и саморезах.

    Наконец то приступил к проклейке внутренних швов, не думал что это такая кропотливая работа 🙂 Для первого раза вроде все отлично получилось. Смола нормально пропитала стеклоткань, пузырей нигде нет.

    Вот такой получается шов, ровный и прозрачный. На фото видно что через три слоя стеклоленты просвечивает структура дерева, значит все в норме.

    Вот что было сделано в прошлый раз: подогнаны шпангоуты и прикручены привальные брусья.

    Сегодня установил шпангоуты на место и закрепил на клею и саморезах, вырезал усиливаюшие накладки на транец.

    После этого перевернул лодку, удалил все скрепки из проволоки и приступил к скруглению стыков шва.

    И вот когда все подготовленно приступил к оклейке внешних швов.

    Швы получились ровные и хорошо пропитались, даже самому нравится.

    Сегодня закончил работы по формированию корпуса лодки, в следующий раз установлю скамейки и приступлю к подготовке к окраске.

    Борта скреплены не только клеем, а еще армированы тремя слоями стеклоленты с каждой стороны, это получается уже стеклопластик. Саморезы из шпангоутов можно вообще вывернуть, они там после склейки уже не нужны будут. Некоторые кстати так и делают. Такую лодку можно собрать вообще без единого шурупа в корпусе.

    Сегодня пошел делать лодку только под вечер, т.к. ждал когда клей хорошо схватится. Проверил наружние швы, очень понравилось как сделано, получился крепкий стеклопластик. После этого решил сделать планки под скамейки. Так же вырезал и подогнад форштевень на нос лодки.

    Вот приделаны рейки передней скамьи.

    Вот средняя скамья.

    Еще вырезал рейки и на заднюю скамью, но их пока еще рано устанавливать.

    Видимо растягивая удовольствие от процесса, а может из желания сделать все качественно, делаю лодку не торопясь и понемногу 🙂
    Сегодня закупился клеем, саморезами и качественными пилометериалами без сучков. Все это предназначалось для установки киля и наружних стрингеров. Эти необходимые элементы придадут большую прочность дну, а так же защитят лодку во время швартовки к берегу, предохранят от царапин лакокрасочное покрытие.

    Вырезал рейки, отшлифовал и установил их на место при помощи клея и саморезов.

    Так же сегодня установил форштевень и носовой рым болт для привязки веревки или якорного каната.

    На сегодня работу пришлось остановить, т.к. все это дело должно прочно схватиться, для этого применил еще дополнительные грузы.

    Еще кстати вырезаны уже заготовки скамеек, но они будут устанавливаться после покраски лодки изнутри.

    Читайте также:  Деревянный потолок: инструкция по монтажу своими руками, особенности подвесных
    Ссылка на основную публикацию