Какие дела по дому нельзя доверять сыну

Домашние обязанности детей по возрастам

Если дети не задействованы в домашних делах – они становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Поливать цветы и растения.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Зашивать распоровшиеся швы.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

Что делать если ребёнок не хочет помогать по дому родителям

Зачем нужно, чтобы дети помогали?

  1. Помощь маме – она устала и хочет уменьшить нагрузку за счёт распределения обязанностей между всеми членами семьи.
  2. Воспитание самостоятельности – в будущем ребенок, которому нравиться помогать по дому, скорее всего, сможет легко заботиться о себе.
  3. Повышение самооценки- младших членов семьи необходимо привлекать к выполнению бытовых дел, чтобы они могли ощутить свою значимость. Помогая по дому, они чувствуют свой вклад в жизнь семьи.

Как родители «мешают» детям помогать им?

Нередко взрослые сами не замечают, как препятствуют инициативе своих детей..

  • «Я всё сделаю сама» – маме легче и быстрее решить все вопросы самой, чем объяснять тактику действий, исправлять его ошибки, а потом ещё и переделывать сделанное.
  • «Ты всё делаешь не так!» – ещё одна грубая ошибка взрослых – ругать за «неудачные» попытки помочь. Причём, здесь речь идёт не только конкретно о наказании. Если вы всем видом показывайте, как ребёнок плохо сделал, что разлил молоко, стараясь убрать со стола, он очень расстроиться. И в следующий раз дети не захотят помогать вообще, чтобы не огорчать маму.

Помните, без проб и ошибок ребенок ничему не научится! От вас зависит то, какое отношение к уборке формируется у детей. Лучше с самых ранних лет демонстрировать малышу, что домашняя работа – это увлекательное и легкое занятие.

Почему ребенок не помогает маме и папе?

Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:

  1. Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.
  2. Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.
  3. Отсутствие взаимопомощи. Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе.
  4. Неравное распределение обязанностей. У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»
  5. Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.
  6. Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.
  7. Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.
  8. Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку – моешь квартиру!

Как сформировать у детей интерес к уборке у дошкольников

Для детей этого возраста бытовые дела должны быть интересными и весёлыми. Вместо ограничений нужно позволять маленькому выполнять простые задачи. Например, вместо того, чтобы прогонять малыша подальше от стиральной машины, можно объяснить ему, зачем эти кнопки и предложить нажать нужные для запуска машины. А за обедом вместе очистить яйца от скорлупы и разложить колбасу по бутербродам. Старайтесь максимально поддерживать интерес ребёнка и отношение к помощи по хозяйству как к игре, чтобы это ощущение закрепилось у ребёнка. Позволяйте совершать ошибки. Творческое отношение мамы и папы к детскому труду поможет решить вопрос.

Читайте также:  Какую работу по дому больше всего ненавидят дети

Вот несколько креативных способов пробудить у детей желание наводить порядок:

  • Представьте процесс уборки в форме игры – дайте задание очистить квартиру от «космического мусора», поиграть в кафе и вместе убрать посуду со стола.
  • Дайте ему интересную «роль» – ненавязчиво предложите малышу стать полицейским, который находит потерянные игрушки и складывает их на свое место.
  • Устройте соревнование – можно предложить включить секундомер и проверить, кто быстрее сделает бутерброд – мама или дочка.
  • Придумайте поощрение – например, приз за помощь. Можно использовать конфеты, игрушки, любимый журнал или поход в кинотеатр.
  • Избегайте рутины – используйте в уборке оригинальный инвентарь. Например, багажник детской машины для сбора мусора.
  • Рассказывайте интересные истории – полив растений можно совместить с информацией о том, зачем цветочку нужна вода, как он расцветает и почему погибает.

Как научить подростка помогать?

Ему нельзя давать прямых поручений и заданий, указывать на конкретные обязанности. Задача взрослого – вызвать инициативу, а не обременять нудными и агрессивными указаниями. Делами по хозяйству лучше заниматься вместе с детьми, общаясь в процессе уборки.

  1. Помните, что это уже не ребёнок – игра уже не будет эффективна.
  2. Общайтесь – с детьми этого возраста нужно обсуждать его мысли, желания и планы.
  3. Уважайте – важно слушать его позицию, быть ненавязчивым в просьбах.
  4. Говорите – подростка следует мягко подтолкнуть на размышления о том, зачем нужна взаимопомощь. Не обязательно, чтобы разговоры по душам с происходили слишком часто. Главное, чтобы такой диалог запоминался и имел ценность для подростка. Достаточно захотеть найти бы 2 часа в неделю для разговора со своим подрастающим сыном или дочерью.
  5. Договаривайтесь – о времени и объеме помощи – когда ему удобно убираться и за какую работу он отвечает.

Устраивайте «семейные советы» – рекомендуется выделить час-два в несколько дней для обсуждения домашних дел. Здесь взрослые и дети могут договариваться, рассказывать о своих желаниях, проблемах и планах, обсуждать текущие вопросы.

Практические рекомендации для родителей

Чтобы дочь или сын захотели помочь родителям участвовать в домашней работе, недостаточно просто привлекать его к этому занятию. Взрослым важно научиться правильно реагировать на действия младших членов семьи. Центральную роль играет поддержка, забота, внимание, положительный пример и любовь в семье.

Практические рекомендации для того, чтобы дети помогали родителям:

  • Признание. Детям нужно слышать, к каким изменениям приводят их поступки. Необходим наглядный пример, как меняется состояние дома или квартиры от действий младших членов семьи.
  • Важно замечать работу. Даже самая мелкая помощь должна быть оценена и замечена. Благодарность, выраженная взрослыми за помощь – существенный момент. Констатируйте факты: “спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды”, “ты очень аккуратно сегодня застелил постель” и т.д.
  • Показывать, что вы нуждаетесь в помощи и поддержке от ребенка. Пусть малыш сделал совсем незначительный поступок ради вас – его необходимо преувеличить, оценить, как нечто очень важное и значительное.
  • Не перехваливать. Отметьте помощь, но будете адекватны. В этом возрасте школьник уже хорошо оценивает ситуацию, и ему важно получать заслуженную похвалу.
  • Сделать любую домашнюю работу весёлой. Для этого взрослым самим следует научиться относиться к бытовым обязанностям как к чему-то естественному и легкому. Хозяйственные заботы должны быть необременяющими и веселыми.
  • Найти работу по хозяйству, которая бы нравилась ребенку. Спросить, что ему нравится делать. Это может быть уход за собственным растением или выращивание фрукта. Занятие должно вызывать интерес и увлеченность.

Воспитание ребенка – это в первую очередь воспитание себя. Перед тем, как взрослым заняться воспитанием, стоит посмотреть на себя – проанализировать сначала свое отношение к труду и к бытовым делам. А также настроиться на позитив – любовь к своему чаду и юмор решают многие проблемы. Ваши верные помощники в воспитании ответственного отношения к домашним делам – отсутствие осуждений и нареканий – ребенок не станет вести себя лучше, когда слышит постоянную критику, споры, наблюдает негативный пример взрослых со стороны. И создание уюта – в доме должна каждый день присутствовать доброжелательная атмосфера, теплота во взаимоотношениях между всеми членами семьи.

Как найти для ребенка подходящую домашнюю работу?

Исключить прислуживающий характер.

Например, малышу можно предложить помочь папе исправить стол не в качестве мальчика на побегушках, а в важной роли, помощника и советчика. Опираться на интересы. Когда в доме все члены семьи заняты полезными делами, детям легче втянуться в бытовой труд.

Обязанности должны быть распределены с учетом справедливости и физической силы.

Не надо оставлять чаду самые неприятные и скучные дела, даже если вы думаете, что они самые простые. Дать право на ошибку. Нельзя настаивать на идеально правильном выполнении работы и указывать на список недочетов, ошибок ребенка. Учет физических сил и расширение возможностей – важная составляющая. Например, в 2-3 года малыш может убрать свои игрушки, складывать одежду в корзину для белья, но не может еще готовить себе обед и заправлять свою кровать. С шести-семи лет дети могут подметать, накрывать на стол, готовить пищу. И так далее.

Важно развитие и расширение зоны ответственности, а с ней и свободы действий, доверия ребенку со стороны взрослых.

Как правильно просить детей о помощи?

  1. Минимум просьб. Достаточно пару раз обсудить с ними, что он может и хотел бы взять на себя из домашних дел и создать договорённости.
  2. Проявляйте уверенность в том, что они справятся с выбранными обязанностями.
  3. Показать, как нужно – любое воспитание основывается на наглядном примере мамы и папы, на совместной деятельности и доброжелательных беседах. Младшее поколение не воспринимает всерьез нарекания взрослых: “ты обязан”, “так нужно” и т.д.

Что такое «график домашних дел»?

Можно составить график для всех членов семьи на листике и прикрепить его к холодильнику. Список должен составляться всеми членами семьи вместе – пусть каждый сам себе выберет обязанности. График должен быть согласован и всех устраивать. Такой список будет направлять детей – не нужно больше им ни о чем напоминать. Скачать пример графика уборки.

5 советов для родителей от психолога Татьяны Качалиной

Татьяна Качалина; ведущая курсов в центре К.О.Т., автор тренинга «Делаю уроки САМ», мама.

  • Не останавливайте инициативу.
    Если вы боитесь, что дети могут что-то разбить или сделать не так, и ограничивайте инициативу, в будущем не удивляйтесь безучастности к бытовым вопросам. Если ребёнок неправильно заправил кровать, но проявил инициативу и сделал это с большим удовольствием, то обязательно похвалите его, а в следующий раз сделайте вместе, но лучше.
  • Организуйте совместную работу.
    Начните делать что-то вместе, постепенно отходите от него и предоставьте возможность действовать самостоятельно. Не стойте над душой и не пытайтесь постоянно корректировать. Когда дети научаться выполнять задания без вашей помощи, вы можете придумать еще что-нибудь. ⠀
  • Наблюдайте, что нравится делать вашему чаду.
    Например, я заметила, что в детстве моему ребенку очень нравилось купаться со своими любимыми игрушками, и тоже приводить их в порядок. В дальнейшем, я предложила ему убираться в ванной. В итоге он мыл ванну, раковину и зеркало с огромным удовольствием. Сейчас он уже вырос, в привычка наводить чистоту осталась.
  • Позитивный настрой – залог успеха.
    Важен позитивный настрой в отношении бытовых вопросов. Напоминайте вежливо, не кричите. Попробуйте комплексное распределение обязанностей внутри семьи, при этом обязательно интересуйтесь мнением детей, какую работу они бы взяли на себя. Если чадо не идет на контакт, а вы уже предприняли много попыток, то проблема уже в семейных взаимоотношениях. Нужно это заметить и решить.
  • Выполняйте обещания.
    Возможно вы что-то обещали ребенку сделать, куда-то сходить, что-то купить, а на деле своего слово не сдержали. Таким образом, ваш ребенок, тоже не захочет выполнять свои обязательства по отношению к вам.

Чего нельзя делать?

При воспитании бытовых навыков избегать следует:

  1. Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
  2. Ограничения самостоятельности ребенка;
  3. Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
  4. Плохого собственного примера;
  5. Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
  6. Упреков и обвинений;
  7. Повышения голоса;
  8. Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
  9. Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
  10. Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.

Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.

Какие еще существуют важные условия для выработки самостоятельности?

Правильно организованный отдых – залог правильно организованной совместной работы по хозяйству. Вежливую просьбу о помощи можно совместить с чем-то приятным: “помоги мне приготовить обед, пожалуйста, а вечером можем сходить на каток”. Как должны выглядеть здоровые отношения в семье?

  • Любовь мамы и папы, понимание, забота, нежность, доверие – это то, что обязательно должно присутствовать в каждой семье.
  • Помните, важна забота и любовь не только между родителем и ребенком, но и между мамой и папой.
  • Когда взрослые будут воспринимать чадо серьезно, учитывать его мысли и желания, разговаривать с ним без манипуляций, тогда и детско-родительские конфликты будут происходить гораздо реже.

Помощь по развитию самостоятельности детей в центре КОТ

Нежелание детей заниматься домашней работой, отсутствие инициативы и самостоятельности нередко выступают поводом споров и ссор. Причины конфликтов зачастую скрываются не в детском “сложном характере”, а в системе взаимоотношений между всеми членами семьи.

Если вы чувствуйте, что в вашей семье этот вопрос стоит остро, то его стоит решать.

В том случае, когда консультации психолога – не ваш вариант, а помощь нужна, в нашем центре существует специальный родительский клуб . Это встречи с психологом, где в уютной обстановке вы сможете решить ваши проблемы, получить практические советы по созданию отношений с вашим ребёнком.

По отзывам участников, после посещения занятий клуба, они стали чувствовать себя более счастливыми, часть семейных проблем решилось, и наладились отношения с детьми.

Так же в нашем центре на сегодняшний день существует целый ряд методик и тренингов по развитию ответственности у ребят.

Актуальную проблему можно решить на нашем курсе: «Я сам: мотивация и ответственность».

Вырабатывать самостоятельность, и желание трудиться у детей нужно начинать с детства. Постепенно приручая его выполнять несложные простые задачи, можно перейти к воспитанию трудовых навыков в форме игры, а затем и к передаче ответственности. И этот процесс должен быть постепенным. Стоит интересоваться желаниями своего чада, уважать его выбор и мысли. Важный момент заключается в одобрении, похвале и непринужденном характере детского труда.

Читайте также:  Спортивный уголок для детей: 8 предметов, которые там должны быть

Но даже если вы «упустили момент», и ваш ребёнок уже давно не маленький, никогда на поздно начинать!

Список соответствующей возрасту работы по дому: как должен помогать ребенок с 2 до 18 лет

Какую работу по дому может выполнять 5-летний ребенок? А какие задания ему уже можно доверять в 8 лет? С этими вопросами пытаются разобраться все родители. Ведь от этого зависит, насколько дети будут самостоятельными и подготовленными к будущей жизни. В этой статье мы приведем советы детских психологов, которые рассказывают, какую работу детям можно доверять в определенном возрасте.

Совокупность факторов

Решая, какие домашние дела поручать сыну или дочери, следует иметь в виду, что возраст является важным, но не единственным фактором.

Также родителям следует оценить уровень зрелости, физические способности, существующие интересы. Только в этом случае вам удастся подобрать домашние обязанности, которые окажутся под силу вашему малышу.

Обратите внимание, что для старших возрастных групп вы можете выбрать домашние дела из списка, предназначенного для младших возрастных категорий.

Также важно изначально настроить своего ребенка на успех. Для этого нужно внимательно выбрать подходящие ему обязанности, выполнять которые не составит особого труда.

2-3 года

Малыши любят помогать по хозяйству. Хотя их помощь оказывается не всегда такой полезной, как мы надеемся. Поэтому сохранение в них интереса к домашней работе, выработка определенной привычки, многим стоит дополнительных усилий.

Особенно малыши любят визуальные подтверждения своих успехов. Поэтому отличный вариант – создание наклеек, с помощью которых вы будете отмечать, сколько ими уже сделано.

Практически все домашние обязанности ребенок в этом возрасте сможет успешно выполнять только в том случае, если ему будет помогать кто-то из взрослых. Главная цель – выработать привычку помогать вам по дому.

Перечень обязанностей, которые можно поручить ребенку в этом возрасте, включает:

  • заправка постели;
  • уборка игрушек и книг;
  • перекладывание белья из стиральной машины в корзину;
  • кормление домашних животных;
  • расстановка вещей по местам;
  • можно также поручить малышу подметать пол.

4-5 лет

Как правило, в таком возрасте ребенок уже регулярно посещает детский сад. Самое замечательное в детях дошкольного возраста заключается в том, что они по-прежнему достаточно мотивированы, чтобы помогать вам по дому.

Дошкольники любят проводить как можно больше времени со взрослыми. Если вы обучите их каким-то новым обязанностям, они будут только благодарны.

Многие дети в этом возрасте готовы выполнять работу по дому без постоянного присмотра. Не помешают символические награды.

Все это формирует из них независимых и уверенных в себе личностей. Поручите ребенку:

  • накрывать и убирать со стола;
  • протирать пыль в доме;
  • помогать вам в приготовлении еды;
  • приносить из магазина продукты.

6-8 лет

У детей младшего школьного возраста энтузиазма в домашних делах может стать меньше. При этом у большинства детей в этот период появляется непреодолимое желание быть независимым.

Родители могут помочь в этом, составляя специальные таблицы обязанностей, чтобы ребенок мог сам следить за своими успехами и контролировать их. Запишите выполненные задания, это будет мотивировать детей на то, чтобы продолжать помогать вам по дому.

  • выгул домашних животных;
  • мытье полов, уборку с помощью пылесоса;
  • вынос мусора;
  • развешивание белья.

9-12 лет

Дети в этом возрасте по достоинству оценят установленный график, то, что будут оправдывать ваши ожидания. Желательно создать четкое расписание или систему. Главное, чтобы они сами имели непосредственное отношение к распределению своих обязанностей, вносили свой вклад.

Старайтесь не менять существующую систему без участия ребенка, не посоветовавшись с ним. Он это обязательно оценит.

Важно при этом учитывать выгоды и потенциальные негативные последствия. Главное, чтобы результаты были понятны заранее.

Поручите вашему сыну или дочери следующие дела:

  • мытье машины;
  • мытье посуды или складывание ее в посудомоечную машину;
  • приготовление несложных блюд;
  • уборка в ванной комнате;
  • научите малыша обращаться со стиральной машиной.

13-18 лет

Большинство подростков способно справиться практически с любой домашней работой, если их правильно обучить. Подобно тому, как мы перегружены, когда у нас слишком много дел, подростки могут испытывать трудности с планированием своего времени.

Контролировать расписание подростка, а также выполнение им школьных обязанностей, еще одна ваша задача. Время от времени придется корректировать работу по дому, чтобы от этого не страдала успеваемость в школе.

Поручите в таком возрасте ребенку:

  • менять лампочки и мешки в пылесосе;
  • самостоятельно стирать свои вещи;
  • мыть окна;
  • чистить холодильник и другую кухонную технику;
  • приготовление еды;
  • составление списка продуктов, посещение супермаркета.

Имейте в виду, что дети взрослеют в своем собственном темпе. Поэтому все эти рекомендации весьма приблизительные.

Некоторые могут быть готовы выполнять более сложные обязанности в более раннем возрасте.

Ваша задача оценивать все эти факторы, контролировать и оценивать потребности и способности вашего ребенка. Вы можете продвигать детей к выполнению более сложных домашних дел, видя, что они уже хорошо справляются с теми, что вы им поручаете.

Введение новых обязанностей через регулярные промежутки времени принесет им пользу в долгосрочной перспективе. Они будут учиться становиться самостоятельными, осваивать новые виды деятельности. Совсем скоро они и сами уже смогут называть себя по-настоящему хозяйственными, играющими важную роль в поддержании дома уюта и чистоты.

Также важно создавать тренировочный период, помогая с освоением новых дел и задач.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам

Распределение обязанностей: время для мамы и самостоятельность детей

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

Что могут ваши дети?

В 2–3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4–5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6–7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8–9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

В 10–12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

Как приобщать детей к помощи по дому: советы родителям

Невзирая на огромное количество литературы и форумов, где обсуждается тема воспитания детей, многие родители не приобщают их к домашним обязанностям. Одни не доверяют им дела, поскольку считают слишком маленькими для их выполнения, другие говорят, что малыши еще успеют наработаться, а сейчас должны наслаждаться детством.

Читайте также:  Чистый дом, плодородный сад и все это благодаря яблочному уксусу?

Однако привлечение к участию в домашних делах – очень важный момент в развитии ребенка. Ребята, регулярно помогающие родителям по дому, вырастают ответственными людьми, им проще учиться в школе, находить общий язык со сверстниками и учителями. И наоборот, дети разного возраста, огражденные с самого детства от домашних дел, становятся неуверенными в себе, не умеют работать в команде.

Важность приучения к труду в развитии ребенка

Правильное и гармоничное развитие ребенка – очень кропотливый процесс, и приобщение к участию в домашних делах играет в этом не последнюю роль. В этом вопросе родителям важно представлять, какую цель они преследуют и как правильно привлекать детей к труду, чтобы простые обязанности не превратились для них в ежедневные мучения. Некоторые мамы и папы хотят, чтобы их чадо умело себя обслужить в их отсутствие, другие – чтобы ребенок был просто чем-то занят, третьи – чтобы дети приобрели определенные навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни.

Приобщение к труду ради получения каких-либо далеких перспектив или заполнения свободного времени чада бесполезно. Ребенок, независимо от его возраста, будет думать, что делает что-то ненужное. Если же изначально сказать сыну или дочери, что их помощь важна и необходима, а затем делать домашние дела вместе, а не лежать на диване, то они почувствуют значимость своей работы. Дети будут ощущать себя полноправными членами семьи, способными вносить свой вклад в ее благополучие. Ребята, имеющие свой круг домашних обязанностей, лучше учатся, взаимодействуют с окружающими (учителями, сверстниками, родственниками), вырастают не потребителями, а людьми, способными что-то давать обществу.

Подбор обязанностей по возрасту

Привлекая ребенка к участию в хозяйственных делах, важно учитывать его возраст. Какие обязанности можно доверять детям на разных этапах взросления:

  • 2-4 года: подать родителям какие-либо предметы, собрать игрушки, помочь накрыть на стол, разложить вещи;
  • 5-6 лет: помочь приготовить еду, сделать или же разогреть себе завтрак, убраться в комнате, застелить постель, полить цветы, покормить кошку, собаку;
  • 7-9 лет: помочь донести пакеты с продуктами, самостоятельно ложиться спать и вставать, следить за порядком в своей комнате, шкафу, гладить одежду, протирать пыль и пол, кормить младших братьев, сестер, убирать за своими питомцами и выгуливать их, собирать рюкзак в школу.

Как приобщать детей к домашним делам?

У любого ребенка в ходе приучения к труду могут сложиться свои предпочтения. Некоторым детям нравится все рассортировывать, им придется по душе обязанность все раскладывать по своим местам. Другим – нести ответственность, для них любимым делом станет уход за цветами или домашними животными. Поэтому не стоит сваливать на чадо все обязанности, важно прислушиваться к его мнению.

Как еще родители могут способствовать приучению своих детей к домашней работе?

  • Работать с ними вместе.

Нельзя заставлять ребенка трудиться, а самим при этом смотреть телевизор. И наоборот, не стоит отказываться от его помощи, когда она необходима и он сам ее предлагает. Трудитесь вместе, назначьте ребенку дело, учтя его возраст.

  • Совмещать развитие ребенка и домашние дела.

Например, собирая игрушки, озвучивайте их название, цвет, форму. Или, убираясь в доме, рассказывайте сказку, пойте песню.

  • Делать домашнюю работу интересной и увлекательной.

К примеру, превратить уборку игрушек в поиски клада.

  • Хвалить за помощь.

Слова благодарности или хвалебные фразы («ты чище всех моешь посуду, тщательнее всех пылесосишь» и др.) будут стимулировать ребенка и «заставлять» активнее принимать участие в домашних делах.

Ошибки, которых следует избегать

Чего не стоит делать, привлекая детей к домашней работе?

  • Ждать хороших результатов.

По причине отсутствия опыта или вследствие маленького возраста ребенок не может делать что-либо лучше взрослого. Поэтому нужно быть готовым к тому, что какое-то время выполненную им работу придется переделывать. Только важно делать это не на виду у чада.

  • Ругать и подгонять.

Дети практически все делают медленнее взрослых. Если их подгонять и ругать за медлительность, они в следующий раз откажут в помощи.

  • Заставлять делать домашние дела в формате наказания.

Они будут воспринимать свою помощь, как что-то негативное.

  • Платить за труд деньгами.

Лучше поощрять ребенка походом в кино, цирк, зоопарк и т. д.

  • Распределять дела по половому признаку.

Мальчикам будет полезно научиться пришивать пуговицы, стирать вещи, а девочкам – чинить компьютер.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Почему дети отказываются помогать родителям?

Нередко, занимаясь развитием ребенка и приобщая его к труду, родители получают от него отказ. Причин этому может быть несколько, и чаще всего они кроются в поведении самих мам и пап. Какие же недочеты они допускают?

Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста

На бранчах для мам, которые я организовываю, часто возникает вопрос обязанностей ребенка по дому. Что может ребенок делать в том или ином возрасте? Какие обязанности стоит давать, а что ребенок сделать не может? Если некогда читать — смотрите или слушайте видео


Из своего опыта могу сказать, что все запреты в нашей голове, и «не может» — тоже там. Не бойтесь «нагружать» ребенка. Часто родители сейчас слишком лояльны и чересчур заботливы (хотя уверена, что и наши бабушки тоже такими были).

Когда-то на сайте Маркетиум я нашла картинки, где были описаны обязанности ребенка по дому для его разного возраста — от трех до семнадцати лет. Я сохранила себе эти картинки и периодически просматриваю их. Это как компас, с которым можно свериться, но путь у меня свой. Предлагаю Вам этот список, со своими ремарками

Обязанности ребенка по дому: 3 года

  • собирать игрушки (можно начинать и раньше, когда малыш берет игрушки с полки, учите ставить их на место. Это можно делать и с 1-1,5 лет);
  • чистить зубы, умываться, причесываться (не забывайте, что паста должна быть детская, а взрослый — рядом. Также контролируйте качество чистки зубов и умывания, подсказывая малышу, на что нужно обратить внимание);
  • самостоятельно раздеваться, с небольшой помощью одеваться (как обучать ребенка одеваться, я рассказываю в своем тренинге «Самостоятельный малыш. Монтессори в быту у мамы«);
  • складывать книжки, журналы на полку (также как и игрушки — взял, почитал, поставь на место прежде чем взять что-то другое);
  • относить салфетки и приборы на стол (в тренинге я рассказываю как приспособить среду под малыша, в т.ч. и посуду);
  • вытирать за собой следы (пол, стол и т.п.).

Обязанности ребенка по дому: 4 года

  • помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил );
  • протирать пыль;
  • помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
  • помогать убирать в саду, в доме;
  • помогать мыть посуду.

Обязанности ребенка по дому: 5 лет

  • расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
  • помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
  • оплачивать мелкие покупки;
  • кормить своего питомца и убирать за ним;
  • самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки :), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
  • самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).

Обязанности ребенка по дому: 6 лет

  • пылесосить;
  • поливать цветы;
  • выгуливать домашних животных (если они у вас есть :));
  • выносить мусор;
  • собирать вещи в школу;
  • чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
  • накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
  • подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).

Обязанности ребенка по дому: 7 лет

  • мыть собаку/кошку;
  • гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
  • самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
  • оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках ;)).

Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет

  • мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
  • наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
  • уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
  • самостоятельно наполнить себе ванну;
  • помогать другим;
  • ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет

  • уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
  • самостоятельно переходить улицу;
  • ходить в гости;
  • менять постельное белье;
  • покупать продукты по списку;
  • быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).

Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет

  • ездить самому на автобусе;
  • ответственно распоряжаться карманными деньгами (в книге «Мама 3.0: Хочу и буду» есть целый раздел, где я рассказываю о финансовом воспитании ребенка. До 31 января 2018 вы можете приобрести ее со скидкой 25%);
  • не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
  • ответственно относиться к хобби.

Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет

  • помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
  • чистить плиту и духовку;
  • помогать укладывать младших братьев-сестер;
  • распределять время для занятий учебой.

Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет

  • приготовить обед для всей семьи;
  • помогать старшим;
  • последовательно выполнять поставленные задачи;
  • иметь четкое представление о своих возможностях.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги «Мама 3.0: Хочу и буду«, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂
Загрузка…

Поделиться “Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста”

Ссылка на основную публикацию