Что будет, если соединить креатив, возможности и двухэтажный автобус?

Борисмастер и др.: по Лондону — на двухэтажных автобусах

Автобус в Лондоне больше чем автобус. Все сувенирные лавки города заполнены маленькими даблдекерами (double-decker — «двухэтажный»): металлическими, пластиковыми, резиновыми, вязаными. Я же поездил на настоящих двухэтажниках и узнал немало интересного.

Кандидат в мэры Лондона в 2008 году Борис Джонсон пообещал избирателям, что если за него проголосует большинство, то по городу будут ездить автобусы в стиле классической модели AEC Routemaster.

Сам Routеmaster выпускался с 1959 по 1968 год и отличался фантастической надежностью: многие машины находились в эксплуатации до 2005 года! Но их все-таки сняли с линий — и после серьезного ремонта и замены двигателей оставили только десять экземпляров на двух ретромаршрутах.

Так вот, Джонсона избрали, он сдержал слово — и был проведен конкурс, в котором победил проект, созданный студией Heatherwick вместе с Транспортным управлением Лондона. «Новый Routemaster» прозвали Борисмастером, первый экземпляр был принят в эксплуатацию в начале 2012 года, а сейчас их уже около тысячи.

Они произведены на заводе Wrightbus в Северной Ирландии и оснащены гибридным приводом: 185-сильный дизель Cummins ISBe вырабатывает энергию для электромотора Siemens, который уже механически соединен с колесами. Есть и литий-ионная батарея емкостью 75 кВт∙ч. Цена каждого автобуса — 355 тысяч фунтов стерлингов (около 400 тысяч евро).

Основное свойство новинки, за которое ратовали избиратели, — возможность запрыгнуть-спрыгнуть с задней площадки в любом месте маршрута, как в старом Рутмастере. Такая площадка действительно присутствует на большинстве новых машин, однако из соображений безопасности ее запретили держать открытой вне остановок.

Вход в Борисмастер — через переднюю дверь, проездной нужно приложить к желтому кружочку слева от водителя, но на случай посадки большого количества пассажиров валидаторы есть у каждой двери

Вход в Борисмастер, как правило, осуществляется через переднюю дверь: если народу много, можно входить и через другие, но, если автобус пустой, водитель не преминет отчитать того, кто вошел не спереди. Турникетов нет, однако есть желтый валидатор для прикладывания карты, и водитель строго следит за тоном сигнала.

Так выглядит лондонский проездной Oyster («устрица»)

Лестниц на второй этаж две или одна (у поздних вариантов на шасси Volvo), и на второй палубе во время перестроений чувствуешь себя словно в автомобиле, за рулем которого сидит ученик, — страшновато!

Покрытие лестницы не ­позволяет обуви скользить. Верхняя палуба вмещает сорок сидячих пассажиров

Если едешь на втором этаже и собираешься выходить, нужно нажать кнопку звонка на поручнях — иначе, спускаясь по лестнице, упрешься в волну входящих пассажиров и не успеешь выскочить. Либо, если на остановке никого нет, водитель может вовсе не открыть двери.

Спереди со второго этажа — шикарный обзор, как и во всех лондонских двухэтажниках

Тем, кто ждет автобус на тротуаре, тоже приходится подавать сигналы: когда при большом скоплении транспорта ­даблдекеры идут вплотную друг за другом, стоит махнуть рукой водителю нужного маршрута, чтобы не проехал мимо. Кстати, в Лондоне встречаются остановки, развернутые открытой частью от дороги: они обычно стоят на узких тротуарах, защищая пассажиров от брызг и вероятного наезда транспорта.

Часть остановок в Лондоне расположена задней стенкой к проезжей части. Автобус тормозит, немного не доезжая до остановки

А вот из серии «их нравы»: место в транспорте уступать не принято, но я наблюдал, как пожилой джентльмен уступил двухместную скамейку пассажиру с ребенком. Трехлетний сынишка щипал папу, хватался за его лицо, ерзал, вставал на сиденье, но отец стоически переносил это, ни разу даже голоса не повысив. Как утверждается в книге про англичан, детям до пяти лет разрешается все!

В Лондоне полно и экскурсионных автобусов — причем я, будучи на такой экскурсии, стал свидетелем небольшого ДТП. Наш даблдекер слишком близко подъехал к мотоциклисту, который стоял на разделительной линии, — и тот упал, слегка повредив мотоцикл. Я было подумал, что экскурсия на этом закончится, тем более что она начала утомлять: текст в наушниках не совпадал с объектами, мимо которых мы проезжали. Не тут-то было: водитель автобуса протянул мотоциклисту деньги — и все разъехались по своим делам.

Во время автобусной экскурсии я стал свидетелем небольшой аварии. Виновник аварии отделался пятифунтовой банкнотой в пользу мотоциклиста

Еще при мне чинили заклинившую платформу-подъемник для инвалидов: она торчала из неподвижного автобуса. Подъехал пустой автобус с тем же номером маршрута, водитель включил аварийку, вышел и залез с инструментами под выдвижную платформу. Странно, конечно, использовать в качестве технички гигантский маршрутный даблдекер.

Но с автобусами случаются происшествия и куда серьезнее: за неделю пребывания в Лондоне мне на глаза попались сообщения о двух инцидентах, вынесенные на первые полосы газет. В одном случае бегун-джоггер толкнул женщину под проезжающий автобус, в другом водитель потерял сознание и ­въехал в витрину магазина.

Может, лучше на подземке? Но она в полтора раза дороже! Скажем, проезд по карте типа московской Тройки в пределах первой зоны на автобусе стоит 1,5 фунта (120 рублей), а на метро — 2,4 фунта (192 рубля). Зато на метро выгоднее ездить на большие расстояния, например в аэропорт.

Что же касается лондонского автобусного парка, то он продолжает обновляться — но уже за счет не гибридных Борисмастеров, поставки которых завершены, а электробусов, причем на китайском шасси. Еще в АР №24, 2015 мы рассказывали о том, что китайский производитель BYD вместе с британским кузовным ателье Dennis поставит в Лондон около полусотни таких двухэтажников. И возможно, это только начало.

Бизнес идея № 2081. Отель в двухэтажном автобусе

Аристид Антонас (Aristide Antonas) – талантливый архитектор, писатель, доктор философии и преподаватель в Университете Greece’s University of Thessaly. Он автор многих уникальных архитектурных проектов, но его последний проект – автобус-отель Double Decker Bus Cum Hotel отличается особой оригинальностью. Греческий архитектор превратил самый обычный автобус в удобную и компактную гостиницу на семь номеров.

Кроме спален в отеле есть общая гостиная, туалет и душ. По словам архитектора, такой отель в двухэтажном автобусе – очень удобное средство передвижения и путешествия для небольших корпоративных сообществ, например, преподавательского состава университетов, миссионеров или отдельной семьи. Комфорт, функциональность и мобильность – вот отличительные особенности этой оригинальной концепции отеля. В автобусе-отеле кровать с легкостью превращается в полку для книг, а обеденный стол – в диван. Это позволяет экономить деньги на новой мебели и легко менять дизайн интерьера без особых усилий.

Еще одна цель оригинальной концепции отеля греческого архитектора заключается в том, чтобы создать пространство, защищающее от всех напастей и стихийный бедствий. В автобусе-отеле Double Decker Bus Cum Hotel можно надежно укрыться и от природных катаклизмов и от внешних врагов.

Интересно, что архитектор не исключает возможность преобразовать в уютную гостиницу не только двухэтажный пассажирский автобус, но и цистерну грузовика или вагон грузового поезда. Он утверждает, что обычные материалы позволяют создать цельную систему, где все подчинено удобству и комфорту жильцов.

Читайте также:  5 интересных идей освещения коридора

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Техника креативности “Сам себе бизнес-тренер” или “Шесть шляп мышления 2.0”

Что делать, когда под рукой нет креативной команды? Модифицируем всемирно известную техники креативности “Шесть шляп мышления” так, чтобы придумывать новые идеи можно было в одиночку.

Техника креативности “Мозговой штурм 3.0”

Какие самые распространенные ошибки допускают организаторы обычных мозговых штурмов, и как без усилий многократно повысить количество идей с одного мозгового штурма? Руководство к действию.

Техника креативности Илона Маска: искусство задавания вопросов

Как бы это заезжено ни звучало, но главный тренд современного бизнеса – это креатив. А в основе этого явления лежит не умение “выдавать что-то эдакое”, а умение задавать. Умение задавать вопросы.

10 необычных бизнес-идей для чайных магазинов и клубов

Ищете фишки для продвижения чайного магазина или не знаете, чем бы таким интересненьким разбавить ассортимент? Тогда вам поможет эта подборка бизнес-идей 2019 года, собранных с разных уголков планеты.

Тренд “Капсулирование”. Бизнес-идеи для играющих в ящик

се больше компаний обращают внимание на то, что современным людям все чаще хочется спрятаться при случае от окружающих в какой-нибудь ящик, бокс или капсулу. Что ж, есть спрос – есть предложение.

Как открыть аптеку по франшизе? Франшиза аптеки: варианты и возможности бизнеса

Франшиза аптеки на сегодняшний день это перспективный вариант развития любых сетевых компаний. Однако многие начинающие предприниматели не знают о том, в чем заключаются основные особенности ведения т.

Тренд “Товары-антагонисты”: почему приставка анти- может дать новую жизнь любому бизнесу

Антиежедневники, антиэнергетики, антишнурки… А вы уже пробовали перевернуть свою идею с ног на голову? Ну вот и зря.

Киберспорт-бары и роботы-бариста. 15 бизнес-идей для общепита

Бизнес-идеи в общепите, появляющиеся в США, Европе, Юго-Восточной Азии и Австралии, рано или поздно доходят до России. В трендах 2018 года – персонализированный сервис, автоматизация и экологичность.

Франшиза “БК – Белорусская косметика”: антикризисный бизнес на продаже косметики

Как с нуля открыть магазин косметики, который наверняка будет пользоваться спросом населения даже во время кризиса? Ответ на этот вопрос точно знает франшиза сети “Белорусская косметика”.

Выбор места в автобусе

Завсегдатаи автобусных туров при покупке билетов в первую очередь обращают внимание на расположение мест. Почему это важно? Объясним на примере.

Представьте, что вы долго планировали путешествие, продумали маршрут, выбрали, как вам казалось, хорошее место – с прекрасным обзором, посередине автобуса, недалеко от двери. А потом оказалось, что оно чуть ли не единственное, которое не раскладывается. Все бы ничего, но только когда пассажиры впереди откидывали кресла, вы оказывались зажатыми с двух сторон. В результате то, что грезилось как замечательное путешествие, превратилось в пытку.

Обо всех нюансах, которые нужно учесть при выборе места в автобусе, чтобы не попасть в подобную историю, расскажем в статье.

Даже в комфортном туристическом автобусе есть неудобные места

Автобусы дальнего следования – хорошие и разные

Если считаете, что достаточно знать номер места, чтобы понять, насколько оно удобное, вы глубоко заблуждаетесь. Парк современных автобусов дальнего следования (АДС) настолько разнообразен, что пока не увидишь схему салона, выводы делать преждевременно.

К примеру, вам досталось кресло № 14. В туристическом МАНе на 59 мест это начало салона, 4-й ряд; но в салоне этой же модели на 45 мест кресло № 14 находится перед дверью и, скорее всего, не откидывается. В 20-местном «Мерседесе» тот же 14-й номер расположен слева у окна в конце салона, а в 45-местном – справа у прохода, 4-й ряд. И таких примеров можно привести массу.

Даже типовая схема конкретной модели не всегда точна, так как перевозчик имеет право внести конструктивные изменения – добавить санузел, кухню, часть сидений (например, задний ряд) убрать, оборудовав спальный или грузовой отсек.

Типовые схемы расположения мест распространенных в России автобусов дальнего следования

Критерии выбора места

О вкусах, как известно, не спорят, поэтому критерии выбора удобного места у каждого могут быть свои. Опытные туристы рекомендуют в первую очередь учитывать такие параметры, как:

  • безопасность;
  • расположение кресел по отношению к двери;
  • сегмент салона (начало, середина, конец).

Остановимся на них подробнее.

Опасные и безопасные

Сообщения о дорожных инцидентах с участием АДС появляются с пугающей периодичностью, поэтому задача № 1 каждого путешественника доехать до места назначения целым и невредимым.

Какие места потенциально опасны?

  • Первый ряд, особенно справа от прохода. При лобовом столкновении они первыми попадают под удар.
  • Последний ряд может пострадать, если удар придется сзади. К тому же при резком торможении у пассажиров заднего ряда выше риск травмироваться, вылетев в проход.
  • Кресла у окна левой части салона. У нас правостороннее движение, поэтому этим боком автобус всегда повернут к потоку машин.

Наиболее безопасные места в автобусе дальнего следования следующие.

  • В середине салона с правой стороны. Но даже в этой относительно безопасной зоне лучше садиться не у окна, а возле прохода.
  • Кресла сразу за водителем. Считается, что водитель, инстинктивно уклоняясь от опасности, выводит эту зону из-под удара, а правую сторону, наоборот, подставляет.

«Коварные» – рядом с дверью

Особым «коварством» отличаются места, расположенные в непосредственной близости к двери.

Если они находятся за нею, зимой и осенью – это зона холодных потоков воздуха, которые попадают на пассажиров каждый раз, когда открывается дверь. Кстати, летом приток свежего воздуха, скорее, можно отнести к плюсам.

Если кресла находятся с правой стороны перед дверью в середине салона, они не откидываются. Так задумано, чтобы не мешать людям выходить на остановках. Обычно такие места стоят дешевле, но пассажиры не всегда до конца осознают причину бонуса.

Зона рядом с дверью не лишена достоинств. Вы первыми выйдете из автобуса на стоянке, соответственно, быстрее попадете в буфет, туалет или просто успеете покурить.

Если планируете снимать и фотографировать, нужно покупать билет у окна или со стороны прохода, желательно в первых рядах – здесь лучший обзор

Недостатки задних рядов

Последний ряд в АДС мало кто любит. И на это есть основания.

  • Здесь сильнее трясет, а людей с морской болезнью укачивает.
  • Спинки кресел не откидываются, значит, нет возможности расслабиться, подремать.
  • Если для охлаждения воздуха используют не систему климат-контроля, а общий кондиционер, сзади сильно дует.
  • Если телевизор один, с заднего ряда его не видно и не слышно. То же самое и с гидом во время экскурсии.

Некоторые туроператоры обычно продают на последний ряд, состоящий из 5 кресел, два билета. Тогда у их обладателей будет возможность не только сесть, но и полноценно лечь.

Читайте также:  Вешалки для дома - 20 фото

Особенности выбора места в двухэтажном автобусе

В турфирме вам могут предложить поездку на двухэтажном автобусе. У этого транспортного средства другая схема расположения мест и свои особенности.

Такие места отлично подойдут для семьи с детьми или компании из 4 человек

Чтобы определиться, что вам больше подходит, изучите плюсы и минусы каждого этажа.

Достоинства первого этажа:

  • просторный салон;
  • людей меньше, чем наверху;
  • удобные столики;
  • рядом санузел, кухня, кулер с водой, холодильник.

Из минусов

Салон по отношению к дороге расположен низко, поэтому полюбоваться панорамными пейзажами не получится.

Будьте готовы к тому, что вечером водители продолжат общаться, а возможно, слушать музыку или смотреть фильм.

Преимущества второго этажа

  • великолепный панорамный обзор;
  • тишина в вечернее время, т. к. водители – внизу.

Минусы тоже есть

Здесь теснее, чем на первом этаже, что особо ощутят высокие и тучные пассажиры.

Будьте готовы каждый раз спускаться, чтобы воспользоваться удобствами или во время стоянок. Второй этаж – не для людей с ограниченными возможностями.

И вместо заключения. Выбрав место по душе, убедитесь, что оно официально указано в ваучере (с билетом все понятно), иначе получится, как в том анекдоте – кто раньше встал, того и тапки.

Двухэтажные автобусы в Лондоне

Двухэтажные автобусы – это, безусловно, один из символов Лондона, который встречается на многочисленных фотографиях, плакатах и магнитиках, это настоящая визитная карточка мегаполиса. Двухэтажные автобусы в Лондоне – самый популярный вид общественного транспорта после метрополитена.

Красные двухэтажные автобусы часто называют даблдекерами. Английская фраза «double decker» переводится как двухэтажный.

История двухэтажных автобусов в Лондоне

Первый общественный транспорт появился в Лондоне в 1829 году. Это была многоместная повозка, запряженная лошадьми, – омнибус. Чтобы перевезти по узким улицам как можно больше пассажиров, омнибусы стали делать двухэтажными, причем, на первом этаже, где места были более комфортными, располагались состоятельные пассажиры, а на втором – бедняки.

Первая линия общественного транспорта, соединившая Сити и Паддингтон, была протяженностью в пять миль (чуть более восьми километров), это расстояние омнибус проходил за один час. Первоначально новое транспортное средство было рассчитано на 22 пассажира. Но такие омнибусы на узких улицах были неповоротливы, а бывало, что лошади не могли сдвинуть такой непосильный груз. Поэтому омнибусы стали делать на 12-16 человек.

Шло время и омнибусы (конные автобусы) совершенствовались. В 1886 году в Лондоне появился первый электрический автобус, а в 1903 году в столице Великобритании был создан первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания. Но все же омнибусы использовались в Лондоне вплоть до Первой мировой войны.

В 1923 году в столице Великобритании стали ходить самые настоящие двухэтажные автобусы марки NS Type, полюбившиеся горожанам и служившие до конца 30-х годов XX века. В первых моделях двухэтажных автобусов верхние этажи были открытыми. Но с 1925 года, когда появился запрет на открытый второй этаж, автобусы были модернизированы, в них появились крыши.

Двухэтажные автобусы Routemaster

В 1954 году компанией AEC был создан двухэтажный автобус Рутмастер. Название «Routemaster» можно перевести как «хозяин дорог» (англ. master – мастер, глава, route – дорога). Характерной особенностью этих автобусов было отсутствие дверей и открытая задняя площадка, по которой поднимались пассажиры. Билеты продавал не водитель, а кондуктор, присутствие которого снижало в салоне число краж и актов вандализма.

Пассажиры имели возможность покидать салон машины не только на остановках, но и на перекрестках, когда автобус останавливался. Возможность свободно входить и выходить из транспорта было отражением английского духа свободы.

Существовало две модификации этих автобусов, обе они представлены в Музее транспорта Лондона. Модели автобусов выглядят очень похожими. Первая – рамная, вторая – безрамная и с корпусом из алюминия, что значительно снижало вес машины.

В 2005 году началась замена старинных автобусов рутмастеров на новые двухэтажные автобусы. Однако, англичане ставят превыше всего свои традиции и, конечно, они не хотели отказываться от старых моделей, которые за 50 лет службы стали частью их национальной культуры.

Формальной причиной отказа от машин старой модификации считался большой их износ, опасность проезда на открытой платформе и трудный доступ в автобусы инвалидов и пассажиров с колясками. К тому же, считалось, что присутствие кондуктора в салоне экономически невыгодно.

По требованию общественности несколько автобусов старинной модели были оставлены на маршрутах № 9 и 15.

Интересно, что за пять десятилетий их эксплуатации сложились определенные правила и традиции проезда в них. Так, часто кондукторы помогали пожилым и больным людям войти в автобус и выйти из него, а кроме того, они шутили, создавая дружелюбную обстановку в салоне. Как правило, скамейки в первом ряду на верхнего яруса занимали влюбленные пары.

В момент принятия решения о списании рутмастеров на автобусных линиях курсировало 550 машин. Пять из них пополнили экспозицию Музея транспорта Лондона, остальные машины все желающие могли приобрести.

В настоящее время несколько двухэтажных автобусов старой модели по-прежнему курсируют по улицам Логдона и, возможно, Вам удастся увидеть один из них или даже прокатиться на нем.

Поездка на красном двухэтажном автобусе сама по себе является аттракционом. Чтобы забраться на второй этаж нужно преодолеть узкую винтовую лестницу, подняться по которой непросто, но водитель добавляет острых ощущений, поскольку автобусы имеют свойство резко разгоняться и тормозить.

Для поездки на автобусе можно воспользоваться Oyster card.

В настоящее время даблдекеры – это экологически чистые, удобные и безопасные транспортные средства. Внешне они почти не отличаются от своих предшественников. В них есть дополнительные двери и вторая лестница на верхний ярус.

Современные двухэтажные автобусы в Лондоне имеют гибридную схему. Привод на передние колеса работает от дизельного двигателя объемом в 4,5 литра, а задние колеса приводятся в движение электродвигателем от литий-ионных батарей, которые в свою очередь заряжаются от солнечных батарей на крыше автобуса. Ночью используется электрический генератор. Расход топлива значительно меньше, чем у предшественников – 28 литров на 100 км. Вместимость салона 87 пассажиров: для 40 человек есть места наверху, на нижнем этаже – 22 кресла и 25 человек могут ехать стоя.

Почему в Англии используют именно 2-этажные автобусы красного цвета (6 фото)

Каждый школьник, занимавшийся изучением английского языка, знает о том, что красный двухэтажный автобус является визитной карточкой Великобритании.

Но почему это транспортное средство выглядит именно так, как оно появилось и зачем именно красный цвет выбран для покраски кузова транспортного средства?

Сначала автобусы были такими. /Фото: kipmu.ru.

Красный двухэтажный автобус – один из наиболее узнаваемых символов Великобритании. Сегодня их можно увидеть на каждом туристическом проспекте, а также на страницах сайтов и буклетов, посвященным отдыху в Великобритании. Увидеть подобные автобусы можно по всей стране, но наиболее активно их эксплуатируют, конечно же, в Лондоне. Так откуда они взялись? Ответ лежит в глубинах истории.

Читайте также:  Сделано в СССР: 6 полезных кухонных вещей, которые до сих пор не ломаются

Потом стали вот такими. /Фото: kipmu.ru.

На протяжении многих веков Лондон был многолюдным городом. Проблема логистики и транспортного обеспечения стояла в нем весьма остро с давних времен. Первые омнибусы появились в городе в 1820 году. Это были прототипы автобусов, транспортные средства способные перевозить множество людей, которые в качестве тягловой силы использовали лошадей.

Такие автобусы очень практичные. /Фото: staticflickr.com.

Поначалу омнибусы были простыми повозками, однако впоследствии их стали ставить на рельсы. Это позволило упростить и немного обезопасить перевозку. Число в людей в Лондоне продолжало расти, так же как и число желающих воспользоваться услугами омнибусов. Для того, чтобы брать на борт еще больше людей, перевозчики решили устанавливать на повозки дополнительный этаж. Нововведение очень быстро прижилось и пришлось по вкусу всем горожанам. Сделано это было в 1847 году.

Стали символом города, а потом и страны. /Фото: busandcoachbuyer.com.

На самом деле первые омнибусы не отличались комфортом. Большинство горожан старалось не пользоваться ими без крайней нужды. Только в 1852 году была представлена модель двухэтажной повозки, которая могла предложить пассажирам хоть какой-то комфорт. Шли годы и десятилетия, на улицах Лондона стали появляться трамваи, а за ними пришли и автобусы с двигателем внутреннего сгорания. Мода на даблдекеры в среде перевозчиков не прошла, и новые транспортные средства делали под стать первых омнибусов с двумя этажами.

А вот новая модель. /Фото: wikimedia.org.

Автобус, который стал визитной карточкой Лондона (и Великобритании), называется «Routemaster» или «Хозяин дорог». Первый автобус появился в 1954 году и стал предсказуемым продолжением традиции на даблдекеры. Многие конструкторские особенности в Routemaster уходят корнями еще к первым омнибусам. Речь идет не только о двух этажах, но также об отсутствии дверей – это позволяет покинуть автобус даже во время остановки в пробке или на красный свет.

Красный цвет Routemaster также выбран не просто так. Он делает автобус более заметным во время тумана, что делает движение по улицы закономерным образом более безопасным. Особенно актуально это для Лондона.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Написал(а) dabar80 Сегодня, 0:59
Просто прохожий
А вот не поверишь !
“Трамвайная система Лондона, появившаяся в первый период викторианской эпохи, до сих пор остается старейшей и крупнейшей в мире. Хотя в середине XX века многочисленные трамвайные пути исчезли с улиц Лондона, в 2000 году была открыта новая трамвайная сеть «Трэмлинк», обслуживающая крупный деловой центр Кройдона на южной границе Лондона. Она соединяет Кройдон и его наземные железнодорожные станции с пригородами и центром Уимблдона на северо-западе” !

Не поверю.

Некоторое подобие трамвая на конной тяге было в начале прошлого века. Потом появилось электричество и до 50-х годов было некоторое количество пригородных трамваев (с чего это оно “старейшая (немцы и россияне явно были первыми) и крупнейшая (Прага и Питер возмущаются)).

А Croydon Tramlink – частная компания, осуществляющая трамвайные перевозки практически вне Лондона (юг Большого Лондона). Вряд ли это можно считать городским транспортом.

Что будет, если соединить креатив, возможности и двухэтажный автобус?

В 1930-1950 гг. москвичей перевозили необычные транспортные средства — двухэтажные троллейбусы и автобусы. Один из таких троллейбусов, например, можно увидеть в известном фильме «Подкидыш». Однако аналоги легендарных лондонских «Рутмастеров» в СССР «не прижились».

Английско-ярославские троллейбусы

Прообразом первого советского двухэтажного троллейбуса послужил британский даблдеккер English Electric Cоmpany AEC 664T, импортированный в СССР в 1937 году и вошедший в состав Второго троллейбусного парка Москвы.

На следующий год конструкцию восьмитонного трехосного английского «великана» скопировали инженеры Ярославского автомобильного завода. Всего было выпущено 10 двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3, причем первый рейс по проспекту Мира приурочили к выборам в Верховный Совет РСФСР, которые состоялись 26 июня 1938 года.

Даблдеккер мог вместить 100 человек. Он имел в длину 9,45 м и приводился в движение мотором мощностью 74 кВт. От английского оригинала ярославский троллейбус отличался весом — он был на 2 т тяжелее, что повлияло на плавность хода и торможения. В 1940 году конструкцию модернизировали, сделав вторую дверь в передней части кузова.

В первое время москвичи и особенно гости столицы из любопытства активно лезли наверх, откуда во время поездки открывался красивый вид. Однако в целом пассажиры оказались не очень довольны новыми троллейбусами. Не всем было удобно подниматься на второй этаж по винтовой лестнице, да и ехать там можно было только сидя. На первом же этаже пассажиры упирались головами в низкие потолки. ЯТБ-3 были недостаточно скоростные (до 55 километров в час), из-за чего уже в первый месяц работы движение на обслуживаемых ими маршрутах существенно замедлилось. А поднятые на один метр контактные провода оказались неудобны для обычных одноэтажных троллейбусов, которые с улиц никуда не делись.

Зимний сезон выявил еще одну проблему — из-за наледи на московских дорогах двухэтажные троллейбусы стали опасно раскачиваться при езде. По легенде, однажды это увидел Иосиф Сталин, ехавший в своем кортеже, и испугался за жизнь пассажиров. Хотя случаев опрокидывания, скорее всего, не было, даблдеккеры больше решили не выпускать, хотя такие проекты обсуждались в 1940-х годах. Вместо двухэтажных троллейбусов в городах СССР появились сочлененные.

В 1952 году оставалось всего 3 таких машины, а в год смерти «отца народов» их эксплуатация была полностью прекращена (единственный английский AEC перестал работать еще раньше — в 1948 году). Кузов от ЯТБ-3 некоторое время служил складом в московском троллейбусном парке.

Германские автобусы

В течение шести лет никакой двухэтажной техники в Москве не было, пока в 1959 году Советский Союз не получил из ГДР три автобуса моделей Büssing D2U (выпускались в Баутцене) и Do-56 (вероятно, был сделан на заводе Berliner Verkehrsbetriebe). По одной из версий, председатель Совета министров Восточной Германии Отто Гротеволь подарил их русским, отблагодарив таким образом Никиту Хрущева за лимузин ЗИЛ. По другой версии, автобусы были «экспериментальные», закупленные московскими властями для испытания возможности перехода на подобный вид транспорта.

Как и двухэтажные троллейбусы, необычные автобусы можно увидеть в кино — Büssing «засветился», например, в детском фильме 1963 года «Я купил папу». В нем подробно показано, как мальчик забирается на второй этаж по винтовой лестнице и совершает поездку.

Сначала московские даблдеккеры обслуживали «экскурсионный» маршрут № 111, соединяя МГУ с площадью Свердлова, затем были переведены на 144-й и, наконец, на 211 маршрут.

Отказались от двухэтажных автобусов из-за тех же недостатков, что ранее были выявлены у троллейбусов — медлительности, плохой маневренности и опасности опрокидывания на поворотах. Кроме того, из-за неудачной конструкции немецких машин вторые этажи не пользовались популярностью — пассажиры не успевали сходить с них на остановках. Запчасти для этих моделей закупать не стали, поэтому, когда к 1964 году все двухэтажные автобусы сломались, их попросту списали на металлолом.

Ссылка на основную публикацию