Резьба по дереву: инструкция по монтажу своими руками, особенности сквозной, славянской обработки

Резьба по дереву своими руками

Резьба по дереву – один из наиболее древних видов декоративно-прикладного искусства, который пользуется большой популярностью у современников. Для освоения подобного ремесла необходимо овладеть многими навыками и знаниями. В частности, изучить свойства материала и техники обработки древесины, опробовать стамески, лобзики, ножи, чеканы и другие инструменты. Постоянная практика и творческий подход к работе отточат стиль и навыки мастера. Если вас интересуют резьба по дереву своими руками, основные правила обработки материала и популярные техники создания узоров, то данная статья раскроет секреты. Она предложена специально для тех, кто задаётся вопросом: с чего начать?

Общая информация

Как называется резьба по дереву? Ещё на Руси до XV века подобный вид ремесла именовали просто – резное дело. Уже тогда зародились популярные техники обработки материала, применяемые современниками. Какие бывают виды резьбы по дереву, которые не потеряли актуальности в наше время? К ним относят:

  • сквозную резьбу (пропильную и прорезную);
  • глухую, включая все виды плосковыемчатой и рельефной;
  • скульптурную;
  • домовую, которая используется в архитектурном деле.

Как делается резьба по дереву? Всё зависит от выбранной техники исполнения. Она определяет инструменты, используемые мастером, а также виды древесины, которые желательно применять.

Плосковыемчатая резьба – оптимальный стиль для новичков

Подобная техника считается самой популярной у людей, которые только знакомятся с прикладным искусством. Выбирая плосковыемчатый стиль, мастер создаёт заглубления в виде узоров по всей поверхности доски. В результате этого образуется фон с декоративными элементами (витейками, цепочками, ромбами, звёздочками и т. д.).

Какая бывает резьба по дереву, если новичок решает работать в плосковыемчатом стиле? Существует несколько техник, к которым относят:

  1. Контурную резьбу. Один из самых простых вариантов обработки дерева. Единственным элементом в такой технике считается канавка. Это желобок полукруглой или треугольной формы (исходя из типа стамески), который вырезают на доске ниже основного фона.
  2. Скобчатую технику. Ключевым элементом в таком стиле является скоба – полукруглый желобок на деревянном фоне. Его исполняют стамеской: изначально инструмент углубляют в доску, а затем под углом вырезают материал на минимальном расстоянии от первой канавки.
  3. Геометрическую технику. Что можно сделать по резьбе по дереву, выбирая этот стиль? Множество узоров, например, цепочки, ромбы, розетки, звёздочки, соты. Геометрическая техника отличается богатством орнаментов, которые просты в исполнении. Для их создания используют стамески, ножи-косяки и другие инструменты, которыми надкалывают материал, добиваясь нужного узора.

Как научиться резьбе по дереву, если работать в плосковыемчатом стиле? Главное – нанести чёткий контур орнамента на материал с помощью карандаша. Только после этого можно приступать к работе с древесиной, используя инструкцию для начинающих.

Рельефная резьба – новый уровень мастерства

Это более сложная в исполнении техника, которую часто используют в прикладном искусстве из-за разнообразия узоров. Основным элементом в такой технике является желобок. Однако его бороздки заоваливают с разной степенью крутизны (в одних случаях более резко, в других – отлого). За счёт этого элементы проступают над фоном на высоте 5–7 см.

Рельефный стиль применяют для украшения мебели, стен, а также при оформлении панно. Что нужно для работы в такой технике, какие инструменты? В основном мастера используют прямые и полукруглые стамески, клюкарзы, церазики и т. д.

Для освоения других стилей, например, скульптурного или сквозного, требуется больше навыков. Поэтому новички изучают эти техники после овладения более простыми видами обработки древесины.

Похожие материалы:

Основные этапы работы

Начинающим резьбу по дереву необходимо приобрести:

  • учебное пособие, описывающее способы обработки материалов;
  • древесину;
  • перочинный нож (при отсутствии стандартной стамески);
  • линейку с карандашом;
  • нож-косяк.

Как сделать резьбу на дереве при наличии подобного инвентаря? К работе следует приступать после тщательной подготовки. Она включает:

  1. Изучение литературы. Из пособия новички узнают о популярных в ремесле инструментах, о древесине и методах её обработки.
  2. Выбор ножей. Изначально новичкам, которые выбрали резьбу как хобби, понадобится элементарный инструмент. Достаточно приобрести острый перочинный ножик и нож-косяк. Далее для работы необходимо использовать стамески и резцы.
  3. Выбор места. Резьба по дереву своими руками на первых этапах может проводиться дома. При освоении сложных стилей, например, скульптурного или сквозного, работу лучше перенести в отдельное помещение.
  4. Выбор материала. Новичкам рекомендуется подбирать мягкую древесину, например, ольху, липу, берёзу, осину. Такие материалы легко поддаются резке, на них можно создавать узоры любой сложности.
  5. Выбор техники. Наиболее простой в освоении считается трёхгранно-выемчатая резьба (геометрическая). Её проводят в два этапа: накалывая древесину, а затем подрезая.

С чего начать работу? Можно вырезать элементарный треугольник. Для этого следует нанести контур фигуры на древесину, затем поставить точку в её серединке. Далее в это место вставляют нож, размещая рукоятку перпендикулярно рабочей поверхности. Пятку инструмента направляют к любой вершине фигуры, усиленно прижимая её к доске. Желательно, чтобы лезвие врезалось в рабочую поверхность на глубину 2–3 мм.

После этого от средней точки рисунка необходимо наколоть древесину в направлении двух оставшихся вершин фигуры. В процессе важно прокручивать не доску, а лезвие. Далее наступает этап подрезки, при котором инструмент удерживают под углом в 30 градусов. Им проводят по стороне треугольника, углубляясь в поверхность древесины. При правильно проведённой подрезке материал отслаивается от доски, образуя пирамидку с тремя гранями.

Профессиональная работа

Такое прикладное искусство завораживает красотой и многообразием форм. Однако оно сложно в освоении. Наши мастера оказывают профессиональные услуги резьбы по дереву, создавая оригинальные изделия любой сложности. Выбирая «Русский Бондарь», каждый клиент сможет стать обладателем эксклюзивных сувениров и уникальной мебели, оформленных в лучших традициях резного искусства.

Все что нужно знать, чтобы резьба по дереву для начинающих стала увлекательным хобби

Выбираем материалы для инкрустации по дереву

ИллюстрацииОписание материала
Мягкая древесина. Самая распространенная мягкая порода — это липа. В строительных магазинах можно купить липовую обрезную доску с максимальной шириной до 40 см.

Липовые дощечки — это отличный выбор для начинающего резчика, так как волокна мягкие и на инструмент не придется прикладывать чрезмерных усилий. Кроме того, цена таких пиломатериалов невысока и найти их можно буквально в каждом профильном магазине.

Обратите внимание на то, что мягкая древесина не подходит для мелких узоров, так как при резке волокна проминаются, независимо от остроты инструмента.

Твердая древесина. Выбор твердых пиломатериалов, пригодных для резьбы, широк — это доска из бука, березы, дуба и т.п. Проблема в том, что такие пиломатериалы стоят дороже липовых досок и для того чтобы заниматься инкрустацией по древесине твердых пород нужен опыт и хороший инструмент.

Выбор твердых материалов начинающими резчиками целесообразен только в том случае, если запланирована геометрическая объемная резьба с мелкими деталями.

Фанера. Многослойная фанера — это отличный выбор для рукоделья в домашних условиях. С фанерой можно работать ножом, лобзиком и фрезой. В строительном магазине можно купить фанеру разной толщины, то есть оптимальный вариант для своих поделок вы наверняка сможете подобрать.

Для инкрустации покупается обычная фанера без всякого ламинирования и без влагозащиты.

Обзор инструмента для резьбы по дереву

ИллюстрацииОписание инструмента
Ножи для инкрустации. Специальные ножи для фигурной инкрустации — это острые резцы, изготовленные из высокоуглеродистой стали с эргономичными рукоятками, приспособленными для продолжительной комфортной работы.

Особенность хорошего резца заключается в том, что твёрдый металл подолгу не тупится, а потому заточка лезвия требуется нечасто. Ножи, представленные в продаже, отличаются конфигурацией и размерами резца.Стамески. Плотницкие стамески — это те же резцы, но техника работы таким инструментом в корне отличается от применения инкрустационного ножа.

Стамески, помимо прочего, приспособлены для ударного воздействия по торцевой части, когда приходится работать с твёрдой древесиной. Поэтому резец стамески изготавливается из менее хрупких низкоуглеродистых мягких сталей.

Помимо резьбы по дереву, набор стамесок гарантированно пригодится при изготовлении фигурок на деревообрабатывающем станке.

Ручной лобзик. Это традиционный инструмент для вырезания прямолинейных и криволинейных узоров. Недостаток инструмента низкая скорость резки и возможность работы только с заготовками небольшой толщины.

Несмотря на кажущееся неудобство ручной лобзик — это один из немногих инструментов, которые пригодны для вырезания узоров со сложной конфигурацией.Бормашина (гравер). Это миниатюрная маломощная разновидность фрезера. Инструмент оснащается сменными насадками — резцами, которые крепятся в патроне и вращаются приводимые в движение компактным электродвигателем.

Разнообразие насадок, начиная от небольших фрез и оканчивая отрезными дисками, позволяет выполнять бормашиной сложные по форме узоры и орнаменты.Фрезер. Это деревообрабатывающий инструмент, который посредством вращающейся фрезы нарезает в деревянной заготовке прямолинейные и криволинейные узоры.

Несмотря на широкий ассортимент сменных фрез, фрезер предпочтительно использовать для крупных узоров, тогда как для миниатюрной и тонкой резьбы предпочтительно пользоваться гравером.Цепная пила. Бензопилы применяются для грубой черновой резьбы по дереву при изготовлении садовых скульптур и прочих крупноразмерных поделок.

Для резьбы бензопилой по дереву применяется узкая короткая шина. При работе в закрытом помещении предпочтительно использование пил с электрическим приводом.Трафареты. Хоть эскизы и не относятся к инструменту, но без них не обойтись. В качестве трафарета можно применить любые прорезанные от руки рисунки, распечатанные на принтере.

Особенности резьбы разными инструментами

ИллюстрацииИнструкция применения инструмента
Работа лобзиком. Для начала правильно подберите полотно. Для прямолинейного реза можно использовать полотно пошире, работать им получится быстрее и ломаться оно будет меньше. Для криволинейных узоров выбираем полотно потоньше.

Так или иначе, чтобы полотно не рвалось, не допускайте его провисания. При установке полотна зажимаем пилку в натяг. Кроме того, в нормальном лобзике есть возможность подтянуть полотно, проворачивая ручку, но делать это нужно без фанатизма.

В ходе резки полотно должно располагаться перпендикулярно плоскости заготовки.Используем нож-косяк. Нож с косым срезом самый распространённый инструмент среди начинающих резчиков. Причина популярности – простота применения и возможность изготовления своими руками.

Инструмент применяется для выполнения продольных и поперечных прорезов.

При работе инструментом лезвие можно держать:

  • прямо, прорисовывая контуры узора разрезом, направленным перпендикулярно плоскости заготовки;
  • наклоняя лезвие, чтобы получить разрез с треугольным сечением;
  • плашмя, для того чтобы как рубанком снять верхний слой древесины с заготовки.
Применение стамески. Техника работы стамеской со скруглённым резцом позволяет выбрать древесину поперёк и по длине волокон небольшими канавками, как это показано на фото. Глубина вырезанной канавки зависит от того под каким углом относительно заготовки расположен резец.

Для начинающего резчика рекомендую выставлять инструмент под углом в 30º, так как увеличение угла потребует большего давления на инструмент, а уменьшение угла может привести к проскальзыванию резца.

Подведём итоги

Теперь вы знаете, какие инструменты и материалы нужны для того, чтобы заняться резьбой по дереву. Если остались вопросы по выбору древесины и принадлежностей для инкрустации, напишите об этом в комментариях. Кроме того, не забудьте посмотреть видео в этой статье.

Все о рельефной резьбе

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Рельефная резьба по дереву – один из древних способов украшения предметов: посуды, мебели, элементов декора и прочего. Украшенные резьбой вещи до сих пор пользуются всеобщим восхищением и популярностью. Освоив все тонкости мастерства, резчик может обеспечить себе неплохой доход. Но как освоить это нелёгкое ремесло? Какими советами для начинающих готовы поделиться мастера? Всё это и многое другое вы найдёте в данном материале.

Особенности

Резьба по дереву имеет длинную историю, которая берёт своё начало ещё в Древней Руси. С течением времени сформировались самостоятельные техники обработки деревянных поверхностей, каждая из которых имеет свои нюансы и неповторимые черты.

  • Контурная резьба. Данный вид резьбы может ошибочно показаться самым простым: на ровную заготовку наносятся простые линии, из которых и складывается контур узора, пейзажа и т. д.

  • Самой распространённой техникой является геометрическая. В этом случае узор образуется из сочетания геометрических фигур или резов.

  • Плосковыемчатая резьба подразумевает вырезание углублений на гладкой поверхности деревянной основы, которые формируют изображение.

  • Скульптурную (объёмную) резьбу по праву можно назвать самой сложной из методик. Мастер придаёт заготовке (корень, чурка, крупная ветка) нужную форму, добавляет детали и получает полноценную статую из природного материала.

  • Рельефная резьба, речь о которой пойдёт в данной статье, имеет ряд специфических особенностей. Изображение растений, животных или же просто орнамента выступает на передний фон за счёт обрезанного фона. Ещё одна уникальная черта рельефной техники – неповторимая игра светотеней.

Инструменты

Для рельефной резьбы требуются специальные инструменты.

Стоит уточнить, что на ранних этапах ознакомления резчика-новичка с работой по дереву вовсе не обязательны дорогостоящие профессиональные наборы ножей, стамесок, киянок и прочего.

Хорошо наточенный перочинный нож и нож-косяк – основные помощники начинающих. Позднее, когда появится некоторый опыт, а движения рук станут увереннее, можно приобрести следующие инструменты:

  • угловые стамески (геймусы);
  • прямую стамеску;
  • радиусную (полукруглую) стамеску;
  • штихель.

Искусные мастера добавляют к вышеперечисленному «арсеналу» несколько дополнительных приспособлений:

  • клюкарзы – стамески, полотно которых изогнуто;
  • ножи: силовые, прямые и богородские.

Пошаговая технология

До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.

  • Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
  • Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
  • Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
  • Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
  • Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.

После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:

  1. очистите дерево от коры и ветвей;
  2. разделите его на части;
  3. вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
  4. поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
  5. Перенесите древесину в проветриваемое помещение.

После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.

  1. Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.
  2. Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.
  3. Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
  4. Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным. Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.

Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.

Радиусные стамески помогут удалить большое количество фона с минимальным приложением силы.

Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.

После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.

  • Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
  • Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
  • Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.

Советы мастеров

  1. Тупой инструмент не годится для работы, так как требует больших усилий при резьбе. Следите за остротой стамесок и клукарз.
  2. При освоении резьбы следует начать с простых геометрических узоров. Затем можно переходить к чему-то посложнее: растительности, животным, людям.
  3. Никогда не направляйте при работе стамеску в свою сторону: это может быть опасно. Направляйте инструмент в противоположную или держите его параллельно груди.
  4. Чтобы эскизы было удобнее переносить на заготовку, выполняйте рисунок в масштабе 1: 1, используя миллиметровую бумагу или кальку.


Что нужно знать о резьбе по дереву своими руками: виды и тематика резьбы, инструменты и материалы, этапы работы

Человек всегда стремился к украшательству собственного пространства, к красоте, которую можно создавать самому. Тысячелетиями человек работает с деревом, используя возможности натурального материала очень широко. И если вас сегодня интересует резьба по дереву своими руками, значит, вы решили примкнуть к художественному направлению, которое старо как мир.

Узнать, как развивалась история резьбы по дереву, какие виды художественного направления могут вам покориться, какую древесину брать для работы и какими инструментами ее обрабатывать, вы можете из этой статьи.

История развития резьбы по дереву

Трудно доподлинно установить возникновение первых деревянных изделий, но ими считаются культовые символы (идолы), которым поклонялись древние люди. Но точно известно, что на Руси резное дело появилось во времена зарождения деревянного зодчества. Человек решил сделать постройки из древесины более оригинальными, так появился узорчатый декор фронтонов, ставней, дверей и мебели.

Резное панно. Иран.

Каждый народ был оригинален в своем ремесле: австралийцы создали предметный и геометрический декор, арабы высекали на дереве каллиграфические выкладки из Корана, кельты разработали орнамент в виде косы, персы декорировали мебель изображениями мифологических животных и не только.

И если раньше резная мебель была более утилитарной, сегодня она все чаще используется как визуальная доминанта в интерьере, как рельефный декор, меняющий картину пространства. Художественной резьбой по дереву занимаются не единичные мастера: это направление популярно, и многие компании и индивидуальные предприниматели получают огромное количество заказов на выполнение композиций, меняющих лицо интерьера.

Виды резьбы

Есть определенные типы художественной обработки дерева, или, сказать проще, виды резьбы.

Резьба по дереву – виды:

    • Накладная. Максимально простой (если сравнивать с другими) способ украшения поверхности ажурными заготовками с небольшой толщиной. Накладки либо приклеиваются, либо прибиваются к внешней стороне поверхности. Новички могут осваивать это направление, все остальное для начинающих будет слишком сложным.

    • Объемная. Дерево превращается в рукотворную скульптуру, которая отражает образы людей, растений и животных, техники и фантазийные образы. Такие элементы могут служить подстольем, лестничными перилами, рамами для каминных порталов, зеркал и т.д. Только опытный мастер справится с таким филигранным ручным трудом.

    • Ажурное кружево. Создать такой декоративный шик можно с помощью прорезной техники. Подобный декор мебели прекрасен тем, что пропускает через сквозные отверстия солнечные лучи, что создает удивительные природные инсталляции в интерьере. Кружевные тени на мебели – это красиво, изящно, оригинально.

    • Контурная обработка. Тонким резцом мастер высекает рисунок либо орнамент на заготовке. Сюжетную основу резчик наносит на дерево карандашом или переносом эскиза на поверхность путем копировальной бумаги.

Когда-то промысел был столь трудоемким, что ждать своего заказа у резчика люди могли месяцами (если не больше). Современный мастер вооружен готовыми эскизами, специализированным электроинструментом. Потому создавать прекрасные картины на дереве может практически каждый.

Тематика изображений

В подборе тем у вас фактически нет ограничений. Начинающий резчик делает вещи простые, но очаровательные – например, на разделочной доске с помощью контурной резьбы он может нанести изображение животного или овощей.

Кухонная утварь

Возможные темы изображений:

  • Кухонный декор. Все, что касается готовки, продуктов, урожая, чаепития, может появиться в декоре кухни (от разделочных досок до резных ложек, от красивых объемных надписей на стене до маленьких фигурок животных, медведей и зайцев, которые будут служить держателями для салфеток, например).
  • Картины из дерева. Это настоящие подробные изображения в раме, где нет следа кисти и краски, но есть красота, созданная специальными ножами и стамесками. Так украшают предметы домашнего обихода, мебель. А еще часто картины из дерева используются в оформлении бань.
  • Украшения для дома. Все, что может преобразить интерьер – та же ажурная резьба, которая и структурирует пространство, и позволяет появиться в нем игре света.
  • Украшения для сада. Все, что может украсить садовый участок – от больших скульптур до маленьких указателей.
  • Сувениры. Милые вещи небольшого размера, которые тоже вносят свою лепту в создание уникального интерьера. К примеру, не так давно было время, когда большим спросом пользовались вырезанные из дерева кошки.
  • Детские игрушки. На смену дешевому пластику приходят конструкторы, игровые композиции, игрушки-герои сказок, пирамидки и кубики из дерева. Они экологичны и безопасны, и их тоже можно сделать самому.

Деревянные игрушки

И этот список можно дополнять, современные мастера делают из дерева настоящие чудеса, которые выставляются в лучших галереях и в первый же день уходят с аукциона за астрономические суммы. Но если таких амбиций у вас нет, и хочется создавать что-то красивое, яркое, качественное, настало время подбирать материал и инструменты.

Древесина

Логично, что не всякая древесина подойдет для резного искусства. Материалы отличаются по таким показателям как влажность, прочность, а также гибкость и мягкость.

От правильного выбора древесины зависит прочность и долговечность вашего изделия

Востребованные породы для ручной резьбы по дереву:

  • Липа. Заготовки из этой древесины наиболее податливы резцам и стамеске. Дерево обладает тонковолокнистой структурой, что дает мастерам возможность выполнить самый ажурный орнамент. Да и ровный белый цвет древесины идеален для вырезания.
  • Ольха. Ее выбирают те, кто ищет уникальный оттенок дерева. Этой древесине присуще менять цвет, сама заготовка сначала белая, со временем она становится красноватой, и, наконец, обретает светло-розовый оттенок.
  • Береза. Порода, легкая в обработке, потому для рельефной и геометрической резьбы ее используют очень часто.
  • Дуб. Идеален для создания статуэтки либо высокодекоративной мебели. Прочный, долговечный и очень устойчивый к деформации материал.

Клен, сосна, кедр, тис и пихта также используются в резном творчестве. Но кроме выбора пород важно не прогадать с качеством древесины. Не стоит брать дерево с сучками, наростами и прочими дефектами. Этот материал будет чрезвычайно сложно обрабатывать, ведь он состоит из перекрученных волокон, да и дефекты хорошего конечного результата не предвещают.

Подготовка древесины к работе предполагает:

  • сушку – удаляет лишнюю влагу, накапливаемую в дереве (идеальная сушка проходит на свежем воздухе);
  • вываривание – подойдет для подготовки маленьких заготовок, вываривание эффективно удаляет внутриклеточную влагу, но даже такой способ требует последующей сушки (ориентировочной – недельной).

Даже самая лучшая древесина не превратится в элегантную скульптуру или резную мебельную декоративную вставку, если у вас нет набора хороших, удобных инструментов.

Инструменты

Первое, что вы должны приобрести, это ножи для резьбы. И они бывают нескольких типов. Здесь все индивидуально: каждый мастер в итоге будет иметь свой основной набор, любимые в использовании инструменты. Но их перечень примерно одинаков для всех резчиков.

Базовые

Резные ножи и являются базовыми инструментами. Нож-резак – считается основным орудием труда резчика. Обладает режущим углом в 35 градусов, а вот длину лезвия и рукоятки имеет разную. Нож-косяк используется преимущественно в плоскорельефной резьбе, а также задействуется в ажурных работах. Богородский нож потребуется для скульптурной резьбы.

Также в работе вам потребуются стамески:

  • полукруглого типа – нужны при любых видах работ;
  • клюкарзы – стамески с изогнутой рабочей частью;
  • штихели – помогают создавать различные канавки;
  • клепики – нужны для обработки основного фона.

Скорее всего, понадобятся вам ложечники, чеканы и пуансоны. Последние помогают создавать основной фон. Для измерений и разметки нужны угольник, линейка, пригодится и транспортир, ярунок, отвес, уровень, рулетка и т.д.

Практическое руководство по выбору стамесок дает в своем видео Адольф Юрьев.

Дополнительные

Вспомогательные инструменты нужны не всегда, но без его наличия может остановиться работа со сложными композициями.

Здесь стоит упомянуть:

  • буравчики;
  • коловороты;
  • ручные дрели (нужны для сверления);
  • ножовки и (в том числе по металлу);
  • лобзик;
  • двуручную пилу;
  • киянку;
  • стусло;
  • струбцины;
  • скобель;
  • тиски;
  • молоток;
  • бензопилу.

Этапы работы

Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.

Резьба по дереву – этапы:

  1. Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
  2. Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
  3. Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
  4. Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
  5. Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
  6. Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.

Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.

Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.

Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.

Резьба по дереву своими руками

Те, кто занимается резьбой по дереву, уже знает, что это дело не только приносит удовольствие от создания красивых вещей, а и доставляет неземное наслаждение от самого процесса работы. Ведь резьба по дереву хорошо успокаивает и помогает настроить вас на творческий лад. Самое главное, что из дерева вы можете создавать как посуду и игрушки, брелки и украшения, а также статуэтки и шкатулки.

Процесс приобретения начального опыта

Если вы находитесь на начальном этапе и только недавно приступили к освоению технологии резьбы по дереву – вам будет необходимо подготовить минимальный набор инструментов. Также надо выбрать подходящую древесину, желательно мягкого сорта, к примеру, возьмите березу или липу. Прикупите и эскизы по резьбе по дереву для начинающих. Для начала можно взять несложную композицию, которая в полной мере позволит отточить необходимые вам движения.

Резьба по дереву: этапы работы

– приобретение учебного пособия в котором описываются способы обработки материалов;
– заготовка или покупка подходящей древесины;
– если нет стандартной стамески можно взять перочинный нож;
– возьмите или купите карандаш и линейку;
– нож-косяк.

Некоторые из вас зададутся вопросом, как таким набором инструментов можно делать резьбу на дереве? Мы вам ответим: резьба по дереву – это сложный и увлекательный процесс, приступать к которому нужно только после тщательной подготовки.

Процесс подготовки включает в себя:
1. Выбор правильных ножей . Новичкам этого дела, выбравшим резьбу как хобби, понадобится элементарный инструмент. Для этого вам достаточно будет купить самый обычный нож-косяк или же перочинный нож. В процессе работ также используйте резцы и стамески.
2. Выберите место . Собственноручная резьба по дереву на начальных этапах может проводиться и у вас дома. После того, как вами будет освоено сложные стили работы, к примеру, сквозной или скульптурный – перенесите работу в отдельное помещение.
3. Подбор правильного материала . Для работы новичков лучше всего подойдет древесина мягких сортов, к примеру, липа, ольха, осина или береза. Такое сырье легко поддается резке, а также и с тех причин, что на нем можно создавать узоры любой сложности.
4. Выбор нужной техники работы . Самой простой техникой работы в резьбе по дереву принято считать трехгранно-выемчатую резьбу или другими словами геометрическую резьбу. Она проводится в два этапа: сначала нужно накалить древесину, а затем подрезать ее.

С чего именно начинать такую работу? Для начала вы можете вырезать самый элементарный треугольник. Для того, чтобы сделать это, нанесите на древесину контур фигуры, далее в самой ее серединке поставьте точку. Затем вставьте в это место нож. Рукоятку ножа нужно разместить перпендикулярно к рабочей поверхности. Пятку же своего инструмента направьте к любой из вершин фигуры, при этом ее нужно усиленно прижимать к доске. Старайтесь делать все так, чтобы лезвие ножа на 2-3 мм врезалось в рабочую поверхность. Далее нужно наколоть древесину в направлении двух оставшихся вершин фигуры. Делается это от той же самой средней точки вашего рисунка. В процессе работы нужно помнить, что прокручивается не доска, а лезвие ножа. Следующий на очереди – этап подрезки. Во время подрезки держите инструмент под углом 30 градусов. Проводите ножом по стороне треугольника и постепенно углубляйтесь в поверхность выбранной вами древесины. Если вы будете делать все правильно, то во время подрезки материал будет отслаиваться от доски, образуя таким образом пирамидку, имеющую три грани.

Накладная и винтовая резьба

Винтовая резьба – это такой вид резьбы, во время которого создается неповторимый стиль. Ее отличительной чертой было и будет чередование выступов и винтовых впадин. Это чередование может быть, как одиночным, так и состоять из нескольких винтовых линий сразу.
К самым распространенным видам резьбы также относят накладную резьбу. Иными словами, ее еще называют мебельной резьбой. Особенность такого вида резьбы состоит в том, что на готовый фон прибивают уже готовый орнамент, созданным прорезным способом.

Ручной инструмент

Электроинструмент

Бормашина

Бормашина, которую используют для резьбы по дереву, по-сути ничем не отличается от того жуткого препарата, который вы можете наблюдать и слышать на приеме у врача-стоматолога. Точно также вращения вала электромотора передается при помощи гибкого вала на вращающийся резец. В свою очередь последний позволяет протачивать в выбранной вами древесине углубления произвольной ширины и формы.

Дремель

Этот еще один прибор, который используют для резьбы по дереву. Отличается эта штука от бормашины только тем, что электромотор находится непосредственно в рукоятке инструмента. Для удобства накладываются ограничения на размер ручки и на мощность электромотора. Это и влияет на скорость резки пазов, а также на саму способность инструмента справляться с твердой древесиной.

Фрезер

В плане функциональности, фрезер – это противоположность дремели. Его используют в тех случаях, когда нужно, используя максимальную скорость и точность, выбирать паз или углубления большого объёма. Поскольку фрезы для резьбы по дереву весьма разнообразные – это дает возможность при необходимости делать фигурное сечение паза, придавая ему тем самым достаточно сложную форму.

Пантограф

Хоть и пантограф используют для резьбы по дереву, но он мало относится к творчеству. При помощи этого прибора можно с точностью копировать формы, ранее созданного вами изделия. Принцип работы таких инструментов, имеющих механический привод – несложный. При ручном движении каретки, скругленная головка прибора путешествует по углублениям самой резьбы. Фреза же тем временем копирует все ее движения на заготовке.

Вывод

Как вы уже могли догадаться, для того, чтобы заниматься резьбой по дереву – нужно собрать достаточно солидный набор инструментов. Но если вы новичок и лишь собираетесь заняться этим делом – вам будет нужно собрать гораздо меньшее количество таких инструментов. Вы можете посмотреть видео, которое позволит вам более детально узнать о всех тонкостях творческого процесса. Поэтому ознакомьтесь с нашими материалами и желаем вам успехов в начинаниях!

Начало.Заготовка древесины для резьбы.

Здравствуйте уважаемые резчики, любители резьбы по дереву и просто сочувствующие! Не стану грузить вас традиционным вступлением , типа : “История резьбы по дереву уходит своими корнями глубоко в глубь, а ветвями упирается высоко ввысь.” Пропущу так же всякую заумь, вроде тангенциальных разрезов и классификации деревьев на кошерные и не кошерные. Всё это вы в изобилии найдёте на страницах многочисленных изданий, как правило, один в один повторяющих друг друга.О себе :
Резьбой по дереву занимаюсь 24 года , скоро юбилей. Учился у резчиков – профессионалов и любителей. Кое-что вычитал в книгах, многое узнал на собственном опыте. На страницах этого сайта хочу рассказать о том , что я знаю и умею сам , не претендуя на истину в последней инстанции, и не оспаривая других точек зрения, за исключением явных ляпов , напечатанных в некоторых учебных пособиях, которые могут привести не только к бессмысленной трате времени и средств, но и к серьёзным травмам. ( Я всего этого, к сожалению, не только насмотрелся, но и, по молодости, напробовался на себе).

Разумеется – никакая резьба по дереву не состоится, если у Вас не будет в наличии, как минимум, дерева. Существует много способов заготовить впрок материал для резьбы. О них мы и поговорим на этой странице:

Даже насквозь промокшая под дождём балка высыхает быстро и ничего ей не делается. Иное дело – свежесрубленный ствол , покрытый корой. Влага в таком стволе находится внутри клеток, и, при испарении, движется вдоль волокон быстрее , чем поперёк . Окончательно портит дело слой коры , пропускающий влагу ещё хуже , порой , на столько , что дерево успевает сгнить быстрее, чем высохнуть. В то же время, со стороны торца (место спила), испарение очень интенсивно. Диаметр ствола в этом месте уменьшается быстрее, чем в середине, и, бабах ! – вдоль ствола пошла трещина , а то и не одна . После этого заготовку можно тщательно вымыть , покрасить и выбросить, чтоб глаза её не видели. Но не всё так плохо ! Существует много способов высушить древесину без потерь и трагедий. Как Вы , наверное , уже поняли , все они сводятся к тому , чтобы заставить влагу испаряться равномерно во все стороны : где надо ускорить , где нужно – замедлить. А потому – вот Вам способ первый – медленный и печальный:

Осенью, когда листья с деревьев уже облетели, ну, или, почти облетели, а снег ещё и не думал выпадать, для заготовки самое подходящее время. Соков в стволах мало, а в лес ходить ещё не холодно. Резчики по дереву тогда отправляются в лес , в места , предназначенные под вырубку (ну , или лесник укажет, какие деревья можно рубить , в общем , не маленькие , сами знаете , что к чему).С собой берут пилу или топор ( а, если заготовка предстоит большая , то и то и другое) , нож для снятия коры (сгодится сапожный, или любой другой с широким крепким лезвием) , полиэтиленовые мешки и старые резинки от трусов. А ещё не плохо бы прихватить какую ни будь писатку (маркер,фломастер,или,хотя бы карандаш любой, только не светлый). Деревья срубают, и нарезают чурбаками, длиной от 0,5 метра до любой, какую позволят условия транспортировки и хранения, чем длиннее, тем лучше. Кору со ствола снимают почти полностью, только по краям, с обоих концов, оставляют кольца из коры, длиной от 10 до 15 см. На концы надевают полиэтиленовые мешки и плотно заматывают резинками. На самом деле , можно не париться , а просто замазать торцы краской , но это не очень надежно. Для длинного ствола – не страшно , ну , потрескается он с концов сантиметров на 10 , а остальное высохнет без потерь , а вот короткую заготовку можно испортить.

Как видите , влага в этом случае испаряется равномерно по всей длине ствола. Следовательно – при сушке , его диаметр уменьшается везде одинаково , и ничего не бабахает. Затем берут маркер и пишут прямо на стволе: что за порода и когда срублена. Поверьте на слово – очень пригодиться. В таком виде стволы укладывают на просушку . Лучше всего, где ни будь на сеновале , в общем , на открытом воздухе , под навесом. Но можно и в городской квартире на шифоньере, или на шкаф закинуть. Чтобы стволы хорошо обдувались воздухом , их можно переложить крест на крест, или разделить какими ни будь вставками . Можно этого и не делать , всё равно всё высохнет. Сохнет древесина ровно год. Говорят , что именно от этого появилось выражение «готовить загодя» , но за это поручиться не могу.

А как поступить, если нет ни мешков, ни краски? Или надо заготовить толстущий стволище для какой нибудь садовой скульптуры?

В этом случае кору снимают не полностью, а вдоль ствола прорубают стамеской канавку, глубиной 0,1 диаметра ствола. А называется такая заготовка – кряж.

Весной , до начала сокодвижения , отправляемся в лес ,и ,выбрав подходящее дерево , снимаем с него кору. Потом спокойно идём домой и ждём. Когда приходит срок , дерево из последних сил выбрасывает листочки, выдавливая из себя последние запасы влаги. А новых не поступает, кора то снята. Примерно к новому году древесина дозревает окончательно. Тогда её и рубят. Проверив этот способ на практике, могу добавить, что место, на котором растёт выбранное дерево, должно хорошо продуваться ветром, иначе, древесину сожрут таки грибок и серая гниль. Но уж если всё получилось, то не найдёшь материала лучшего качества!

А можно ли высушить корягу с множеством загибов и отростков?

Да, можно, притом, не одним способом. Вот, например, такой: зарыть заготовку в кастрюлю с песком , поставить в духовку на медленный огонь и тушить до готовности. Хороший способ, но только песок должен быть крупный и хорошо просеянный, а лучше – промытый, иначе в поры дерева набьётся пыль, а это очень плохо.

Или вот, например: Небольшую заготовку заворачиваем в полиэтиленовый пакет, и кладём на батарею. Когда на стенках пакета изнутри появятся капельки воды, выворачиваем его наизнанку и повторяем всё заново. Первое время эту процедуру приходиться повторять три – четыре раза в сутки. Потом реже. Можно значительно ускорить процесс сушки, если заготовку завернуть в один, или несколько слоёв газеты. Газета будет намокать, впитывая в себя влагу. Но тут главное – не переборщить. Если слоёв будет слишком много, то дерево начнёт отдавать влагу слишком быстро, и потрескается не хуже, чем на открытом воздухе.

В тёплых странах используют ещё один вид сушки: Заготовку зарывают в сухую землю. Сверху устанавливают навес от дождя. Через год дерево готово к резьбе. У нас на Урале, правда, такой способ не прокатывает. Слишком влажная почва. Где бы ни закапывал, всё сгнивает начисто, и никакой навес не помогает. И ещё, не знаю, как они избегают загрязнения материала. Наверное, в тряпицу какую – ни будь заворачивают. Частицы земли, попавшие в поры дерева в два счёта испортят любой инструмент.

И ещё один вид сушки. Я бы назвал его «С ног на голову». Сушить таким образом можно только осину. А открыли его мы с моим корешем, когда были ещё зелёными практикантами в нашем родном зубильно – дробильном цехе. Значица, дело было так: Решили мы заняться резьбой по дереву и пошли в лес за дровами. О том, что это надо делать осенью, мы, конечно, ничего не знали. Пошли весной, в пору цветения подснежников. А вокруг благодать! Тепло. Птички поют, надрываются. Древесный сок из под пилы ручьём бежит. Напилили мы осиновых чурбаков и принесли их в цех, тайком от мастера, разумеется. О том, что кору надо снимать, мы тоже ничего не знали. Единственное, что сделали правильно, так это то, что догадались замазать торцы толстым слоем отработанного бакелитового лака. На просушку чурбаки определили туда, где их никто не смог бы найти. Открутили крышку большой вентиляционной трубы, аккуратно уложили наши заготовки на дно, и закрутили крышку, мол, так и было. В трубе чурбаки постоянно обдувались сильным потоком воздуха. Наверное, поэтому они не сгнили, а высохли таки через девять с небольшим месяцев. Кора на чурбаках сильно скукожилась, но не отпала, и они стали заметно легче. Первые фигурки вырезать было легко и приятно. Но с каждым новым месяцем резать становилось всё труднее и труднее. Сперва мы думали, что неправильно точим инструмент, и часами мучили наши резцы, пробуя разные способы заточки. О том, что заточка не причём, догадались тогда, когда решили выточить на токарном станке балясину для балкончика в садовом домике, вместо сломанной. Выточить то выточили, но сломали четыре резца из сверхпрочного сплава. Много позже мы прочитали в одной мудрой книге, что в старину был такой специальный способ сушки осины, чтоб рубить весной и сушить в коре. И что сейчас этот способ утерян. И что от срубов, сделанных из такой осины и простоявших триста лет, топор отскакивает. Вона как!

Кроме сушки есть ещё много способов заготовки дерева. О них я расскажу позже.

Читайте также:  Фигурки из фанеры: инструкция как вырезать своими руками, особенности объемных изделий для сада
Ссылка на основную публикацию