Модели из фанеры: инструкция по монтажу своими руками, особенности изготовления кордовых

Самодельная лодка из фанеры своими руками

Из-за достаточно высоких цен на лодки, покупка готового изделия заводского стандарта становится затруднительной. К тому же модель, изготовленная согласно государственным стандартам не всегда удовлетворяет потребности потребителя. К примеру, надувные лодки достаточно мобильны и удобны в транспортировке, но велик процент быстрого износа ввиду физических повреждений корпуса. Долгожданная рыбалка или активный отдых на воде может внезапно закончиться из-за малейшего прокола.

Опытные рыболовы, желающие сберечь накопленные деньги, и получить плавсредство, соответствующее всем требованиям, принимают решение собственноручно сделать лодку из листов фанеры. Лодка из фанеры своими руками достаточно увлекательное дело для рыбаков, желающих творчески проявить свою личность. Кораблестроение начинается с определения величины плавсредства, набросков, которые по ходу доработок становятся мастерски выполненными чертежами.

Из чего состоит лодка

В начале конструирования лодки для рыбалки необходимо ознакомиться с терминологией. Итак:

  1. Киль. Основание для крепления всех имеющихся элементов конструкции. Основной элемент корпуса.
  2. Форштевень. Носовая часть лодки.
  3. Ахтерштевень. Противоположная носу сторона плавсредства.
  4. Шпангоуты. Поперечные детали, которые создают необходимую жесткость и плавный контур корпуса.
  5. Слань. Индивидуальный настил, расположенный по дну лодки.
  6. Борта лодки. Борта формируются из досок, которые установлены над форштевнем и ахтерштевнем, объединенные в процессе крепления со шпангоутами.

Размеры лодки, ее виды и формы

Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

  • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
  • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
  • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
  • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.

Особенности изготовления

Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

  • надежность и длительный срок службы конструкции;
  • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
  • вместительность лодки до 5 пассажиров.

Материалы и инструменты

Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

  • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
  • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
  • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.

Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

  • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
  • брусья и доски;
  • стеклоткань для изоляции швов;
  • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
  • эпоксидный клей;
  • проволока медная;
  • шурупы;
  • гвозди.

Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.

Этапы изготовления

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Строительство модели из фанерных листов начинается с грамотно оформленных чертежей. Новичкам можно воспользоваться подсказками всемирной паутины, либо приобрести чертежи в магазине. Чертежи, составленные профессиональными конструкторами на чертежной бумаге, дают возможность подробно изучить все углы конструкции.

Чертеж в реальный размер модели можно отобразить следующим образом:

  • по центру листа проводится линия, разделяющая чертеж лодки из фанеры на две равные части. Непременным условием составляет симметричность сторон;
  • начерченная линия условно разделяется на четыре равных отрезка для установки шпангоутов;
  • графически отображается вертикальное изображение и вид модели сверху;
  • по нанесенным диаметральным линиям вырисовывают формы шпангоутов;
  • для контроля точности чертежа сверяются основные параметры всех фракций в заданном масштабе;
  • на плотной бумаге вырисовывается в масштабе 1:1 форма шпангоутов;
  • пользуясь лекалами и длинной линейкой, прорисовывают гибкие линии модели;
  • составленный набросок складывают вдоль горизонтальной линии и сверяют на точность начерченных деталей. Обе части рисунка должны быть идентичны друг другу.

Чертеж перемещают на картон после детальной сверки. Жесткая бумага облегчает процесс перенесения на фанеру чертежа. Изображение переносится на фанеру с учетом всех соблюдаемых масштабов, в соответствии с тем, как оно нарисовано. Увеличение или уменьшение размеров категорически недопустимо. Важно при копировании зарисовок на фанеру принимать во внимание направление волокон древесины. На этом этапе это зависит от конструкции элементов модели, так как слои фанеры расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Сборка корпуса модели плавсредства

Раскройка деталей для самодельной конструкции трудностей не вызывает. Для распила деталей потребуется электролобзик. Очень важно распиливать детали электролобзиком, так как другой инструмент может оставить кривую линию среза, и детали останутся в сколах.

После распила всех элементов необходимо отшлифовать все составляющие конструкции и просверлить в них отверстия для сшивания корпуса. Отверстия следует просверлить с равным расстоянием в 100 мм для сохранения эстетичности внешнего вида. Сшивать днище конструкции следует капроновой нитью, так как капроновая нить достаточно прочная, не поддается гниению, после пропитки эпоксидной смолой выступает в роли армирующего элемента.

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

  1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
  2. прикрепить транец ко дну;
  3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
  4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
  5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
  6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
  7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
  8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
  9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
  10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
  11. таким же образом склеивают наружные швы;
  12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.

Финишная отделка плавсредства

После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

Последовательность финишной обработки готовой конструкции:

  1. Зашкуривание наждачной бумагой все неровные фрагменты эпоксидной смолы;
  2. Влагостойкой шпатлевкой выравниваются все полученные в процессе стройки изъяны;
  3. Готовую конструкцию покрывают лаком или влагоустойчивой краской в несколько слоев;
  4. Приобретение весел или изготовление их своими руками.

Для предупреждения гниения лодки с течением времени, не обойтись без проведения профилактических обработок по всему корпусу. При постоянном уходе и бережном использовании самодельная лодка из фанеры прослужит длительное время.

NOBLER (Ноблер) – легенда кордового пилотажа

Формы и очертания Ноблера очень узнаваемы. Джордж Алдридж(George Aldrich), создал, ныне очень популярную кордовую пилотажную модель самолета! Еще в 60х годах прошлого столетия на такой кордовой модели было выиграно два чемпионата мира среди кордовых пилотажных моделей (1960 и 1962 годы Louis Grondal из Бельгии). Спустя 12 лет, Bob Giesike из США на чемпионате мира по кордовым пилотажным моделям занял первое место. Важно отметить, Боб внес свои коррективы в конструкцию кордовой модели, но как и прежде сердцем кордовой модели был двигатель Fox 35 STUNT В то время среди соревнующихся уже использовались более мощные двигатели и модели по размерам были больше и похожи на современные. Но это не помешало ему выиграть.

Среди моделистов бытует мнение, что Nobler стал эталоном пилотажной кордовой модели. Сравнивая чертежи многих кордовых моделей я сам убедился в этом. Более того в своей пилотажной кордовой модели GeeBee_EK тоже заложено кое, что от Nobler-а

Юрий Сироткин мастер спорта СССР в своей книге “В Воздухе пилотажные модели” писал об этой кордовой модели следующее:

” Модель, сконструированная в 50-х годах, до сих пор находится «на вооружении» очень многих спортсменов.”

На модели изначально был установлен самый популярный пилотажный двигатель Fox-35. Который развивал мощность 0,45 л. с. при 12 000 об/мин и имел вес 180 г. Винт 250Х150 мм.

Вес модели колеблется у различных спортсменов в пределах 1100—1200 г. По сравнению с предыдущей, эта пилотажная модель имеет более развитое плечо и принципиально другую форму крыла в плане. Вследствие большого плеча модель хорошо управляется и четко стабилизируется на заданной траектории.

Фюзеляж цельнобальзовой конструкции, причем боковые панели между крылом и стабилизатором сильно облегчены и обтянуты бумагой. Носовая часть с большим съемным капотом, что помогает свободно контролировать двигатель и систему питания.

Для фюзеляжа характерна большая боковая поверхность, что способствует увеличению натяжения корды в верхней части полусферы. Топливный бачок выполнен из тонкой жести.

Крыло модели сделано из бальзы, вплоть до силовых элементов. В плане оно имеет форму трапеции с закрылками по всему размаху. Задняя кромка широкая, выклеенная из бальзовых пластин, законцовки наборные. По размаху крыла расположено 26 нервюр. Лобик и центроплан его обшиты бальзовым шпоном толщиной 1,5 мм. Закрылки изготовлены из бальзы. Внешнее крыло имеет загрузку 30—40 г для компенсации веса корды и увеличения натяжения. Закрылки и рули подвешены с помощью нейлоновых петель. Относительная толщина профиля крыла 14,5%.

Схема управления обычная: рули отклоняются на ±40°, закрылки — на ±30°. Модель имеет минимальный запас продольной устойчивости. Центр тяжести ее лежит на 25% САХ. Для того чтобы модель хорошо летала, нужно обладать большим опытом и крепкими нервами.

Стабилизатор имеет наборную конструкцию и по форме хорошо сочетается с формой крыла. Относительная толщина профиля стабилизатора составляет—8,5%. Площадь рулей высоты составляет 50% площади всего стабилизатора. Стабилизатор расположен несколько выше оси модели. Это сделано для уменьшения влияния крыла и закрылков на работу рулей. Киль модели также наборной конструкции. Руль направления совершенно не отвернут из круга. Необходимая боковая составляющая получается за счет того, что киль имеет плоско-выпуклый профиль с кривизной, направленной внутрь круга.

Шасси — классической схемы — трехколесное. Передние стойки очень мягкие, что обеспечивает плавную пробежку и хороший взлет. Хвостовое колесо, как и у предыдущей модели, сильно вынесено для уменьшения угла атаки на старте.

Модель оклеена тонкой тканью и хорошо отделана.

Для модели характерна очень маленькая скорость пилотирования и хорошее качество выполнения фигур. Единственный недостаток ее — несколько устаревшие формы.

Постройка кордовой модели Ноблер ( Nobler )

Конечно же когда набрался навыков и запасся материалами я взялся за постройку кордовой модели NOBLER. Наверняка вы как и я просматривая чертежи и фотографии NOBLER-а задавались вопросом Как построить эту кордовую модель? ведь это так сложно. Признаюсь модель “сложная”, но компания TopFlite выпускавшая наборы для постройки этой и других кордовых моделей позаботилась о простоте сборки.

Читайте также:  Поделки из фанеры для детей: инструкция как сделать своими руками, чертежи

Подготовка к постройке кордовой модели.

Для того, что бы кордовая модель получила билет в жизнь нужно провести подготовительные мероприятия. Нужно купить материал для постройки, бальзу, пленку для обтяжки модели. Элементы органов управления, двигатель, колеса и другие элементы кордовой модели которые самостоятельно не можете сделать.

Бальзовые листы и фанера

Выше я писал, что компания TopFlite сделала постройку кордовой модели легкой. Простота заключается в унификации. Вся модель построена с использованием листов бальзы толщиной 1,5 мм, 2,5 мм, 3 мм, 6 мм, и 12 мм. Размеры листов 100 мм на 1000 мм.

Больше всего понадобиться бальзовых листов толщиной 1,5 мм 7 листов, 2,5 мм 4 листа, но можно чуть больше взять, так как не всегда удается удачно согнуть гаргрот фюзеляжа. Бальза толщиной 3 мм 1-2 листа. Если лонжерон делать из плотной бальзы толщиной 2,5 мм то хватит и одного листа 3 мм бальзы. Бальза толщиной 6 мм, нужно 1 или 2 листа. Если у вас есть остатки куски 6 мм, бальзы то хватит и одного листа. Он уходит на закрылки, и киль. 12 мм. лист бальзы нужен всего один. Так же понадобиться небольшой кусок трехслойной фанеры, толщиной 3 мм. для двух передних шпангоутов.

Фурнитура для кордовой модели

Понадобиться прут ОВС проволоки диаметром 3.3-3.5 мм, для стоки шасси, примерно 600 мм длиной. Прут ОВС проволоки диаметром 2,5 мм и длиной 350-500 мм. Данный прут нужен для соединения закрылков крыла и рулей высоты. Два колеса диаметром 50 мм, самоклеющаяся пленка около 3-3,5 метра для обтяжки модели. Тросик диаметром 0,6-1.0 мм, для выводов управления. Качалку длиной 75 мм, или похожих размеров лист 2-3 мм. дюрали Д16Т для самостоятельного изготовления. Медные трубочки, и жесть для топливного бака.

Чертеж и шаблоны для постройки самолета.

Чертежи кораблей из фанеры: материалы, подготовка к работе, вырезание и сборка деталей, окончательная отделка

Для любителей моделизма листы из спрессованного и проклеенного деревянного шпона всегда были одним из наиболее востребованных материалов. Они легко режутся, прекрасно обрабатываются, чертежи кораблей из фанеры легко найти в сети, а потому именно с фанерных выкроек начинают свое знакомство с моделированием различных судов многие мастера.

Одна из наиболее простых схем

Изготовление моделей своими руками – задача весьма непростая, требующая значительного багажа знаний и определенной сноровки. В статье мы расскажем лишь о самых основных приемах, а дальнейшее мастерство вы будете оттачивать уже сами. Фото модели в процессе создания

Материалы для работы

Если вы хотите изготовить небольшую модель корабля, то вам понадобятся такие материалы:

  • Дерево – кедр, липа, орех или другая древесина, желательно мягкая и не волокнистая . Древесные заготовки должны быть ровными, без сучков и повреждений. Древесина может использоваться как в качестве материала для основных элементов модели (корпус, палуба), так и для мелкой деталировки.
  • Фанера – пожалуй, наиболее востребованный материал . Для судомоделизма применяют либо бальсовую, либо березовую, поскольку именно эти породы дерева обеспечивают минимальное количество сколов при распиливании. Модельная корабельная фанера, как правило, имеет толщину от 0,8 до 2 мм.

Качественная березовая фанера

Обратите внимание! Листы из букового шпона малой толщины иногда применяют в качестве альтернативы березовым: хоть они и уступают по прочности, зато гнутся гораздо легче.

  • Шпон – тонкие пластины натурального дерева дорогих пород . Как правило, применяется для фанеровки, т.е. оклейки поверхности из недорогого материала.
  • Крепежные элементы – тонкие цепочки, шнурки, нити, латунные и медные гвоздики .

Кроме того, нам обязательно понадобится клей для дерева, картон и калька для переноса шаблонов и т.д. Мелкая деталировка изготавливается из металлического литья. В качестве альтернативы металлу можно использовать окрашенную полимерную глину.

Делаем сувенирный кораблик

Подготовка к работе

Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.

  • Для начала нужно определиться с тем, что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.

Обратите внимание! В продаже доступны наборы, позволяющие собрать судно из готовых деталей. Новичкам подобные комплекты будут интересны (хоть цена большинства из них весьма существенна), но лучше все-таки осваивать технологию с азов.

  • Проанализировав чертеж, проверяем, все ли необходимое есть в наличии. В принципе, если чего-то не хватает, то можно будет докупить несколько позже, ведь постройка корабля (пусть и миниатюрного) – дело небыстрое!

Чертеж и схема мелких деталей

  • Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
  • Шаблоны переносим на фанеру, после чего приступаем к выпиливанию.

Вырезаем и собираем детали

Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.

Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:

  • В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
  • Выпиливаем деталь, стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
  • Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.

Совет! Работая над одним элементом (палубой, бортами, килем и т.д.), сразу вырезаем все детали, необходимые для сборки. Так мы потратим значительно меньше времени, и работа будет продвигаться быстрее.

Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.

Типовая инструкция рекомендует выполнять операции в такой последовательности:

Шпангоуты на киле

  • Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
  • Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
  • Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
  • После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
  • Для изгибания шпонированную фанеру можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.

Обратите внимание! Корпус под окраску можно оклеить сплошным листом. А вот для имитации дощатой обшивки лучше применять полоски шириной до 10 мм (зависит от масштаба).

Окончательная отделка

По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.

Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:

  • Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.

Мелкая деталировка

  • Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
  • Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
  • Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
  • Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.

В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.

Вывод

Простой кораблик из фанеры своими руками сделать может практически каждый – достаточно терпения и минимальных навыков работы с лобзиком (читайте также статью Выпиливаем лобзиком из фанеры: чертежи и технология). А вот если вы захотите реализовать сложный чертеж с множеством мелких деталей, то потрудиться придется изрядно. Вот почему мы советуем начинать с самых простых моделей, постепенно наращивая мастерство!

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Кордовая учебная модель самолета.

Перед тем, как начать свое повествование, хочу поблагодарить двух замечательных людей, которые 35 лет назад открыли для меня такое интересное дело, как авиамоделизм. Которые дали мне знания, научили держать в руках инструмент, разбираться в материалах, работать на станках. Да много чему научили! Это Москаленко Вячеслав Иванович и Малышев Михаил Иванович, руководители авиамодельного кружка СЮТ г.Заволжья Городецкого района тогда еще Горьковской области. Спасибо им огромное!

Моему сыну 12 лет, у нас несколько радиоуправляемых моделей, и на некоторых из них он довольно неплохо летает. А с недавних пор я почувствовал, что у него стала появляться тяга что-нибудь мастерить своими руками, чему я весьма сильно обрадовался, ведь в «планшетную» эру занять пацана чем-либо отличным от возюкания пальцем по экрану достаточно сложно, а это занятие никак не способствует умению держать в руках инструмент и думать. Скорее наоборот…

Сделали простенький планерок из рейки, куска пеноплекса и потолочки. Полетел просто изумительно. Дальше парусный катамаран из все того же пеноплекса. Вышло симпатично, но уже не особо интересно. Что дальше? Пора заняться чем-то посерьезнее, чем пенопластовые поделки в стиле кружка “Умелые руки”!

Сначала задумали изготовление простенького радиоуправляемого самолетика. Но подобная модель, даже широко известная “Цессна из потолочки”, все-таки сложновата для пацана, который еще толком не держал в руках инструмента, кроме ножниц. Получилось бы, что модель пришлось ваять мне, а ему быть на подхвате. Так дело не пойдет… Нужно, чтобы он сам делал все по максимуму, чтобы в воздух поднимал творение своих рук.

И тут я вспомнил, как мы в авиамодельном кружке делали учебные кордовые самолеты с моторчиками МК-17 по чертежам из легендарного журнала “Моделист-Конструктор”. Они были очень просты, а лучше сказать, примитивны по конструкции, устойчиво летали и, самое главное, были практически неубиваемы. На моей памяти разбился только один – при посадке в траву угодил точно в кирпич. Отломился двигатель. Бывает.

Читайте также:  Деревянные табуретки: инструкция как сделать своими руками, особенности изготовления

Вот они, два первых достоинства подобных кордовых моделей – простота в изготовлении и живучесть. Даже пилотажные кордовые модели начального уровня гораздо проще в изготовлении в сравнении с учебными радиоуправляемыми. Разумеется, и среди кордовых есть сложнейшие аппараты, но давайте оставим их бывалым мастерам, а наш самолет будет делать совсем начинающий моделист. А еще, что очень важно в условиях города, для полетов “на корде” не требуется приличных размеров поле, достаточно небольшого пятачка. Да и финансовые затраты несопоставимы – там пульт, начинка модели, аккумуляторы, зарядник и т.д., а здесь – две стальные проволоки.

Итак, сначала набросал чертежик, выяснилось, что примерные размеры и конструкцию даже за 30 с лишним лет я не забыл (вот что значит простота!). На барахолке раздобыли два полуразобранных МК-17 из которых собрали рабочий мотор, благо одна поршневая пара оказалась в нормальном состоянии. Одновременно приступили к поиску материалов. Материалы благополучно нашлись среди местных гаражей в виде двух деревянных ящиков с толщиной дощечек примерно 8 и 4мм.. Древесина несколько потемнела от пережитых невзгод, но нас это не остановило:

Из толстой 8 мм. дощечки выпилили контуры фюзеляжа и отшлифовали ее поверхность с помощью дрели с шлифовальным кругом. Заодно “согнали” толщину к “хвосту” до 4 мм. Кстати, что это за древесина, я так и не разобрался. Чем-то напоминает березу, но с приятным красновато-коричневатым оттенком. Очень прочная, однако при обработке на краях любит скалываться. Стабилизатор и руль высоты изготовили из тонкой 4 мм. дощечки, также отшлифовали и придали нужный профиль рулю высоты. Здесь древесина уже другая, тоже не понял какая. Липу знаю, сосну знаю, ящики – не знаю… Крыло, киль и накладки под двигатель вырезали из 3мм фанеры. Планка на левом крыле, через которую проходят тяги, вырезана из куска 3мм пластика, в который на циакрин вклеены трубки (обрезки от стержня шариковой ручки). Тяги – проволока от сварочного автомата диаметром 0,7 мм., на тягу между качалкой и рулем высоты для жесткости надета углепластиковая трубка диаметром 3мм. Вместо трубки с не меньшим успехом можно было использовать обычную тонкую деревянную рейку (сечением что-то вроде 3х3мм), примотав ее к проволоке нитками на клею, но мы брали, что оказалось под рукой. Качалка – дюралюминий толщиной 2 мм., бак – из консервной банки из под тушенки, трубки для бака диаметром 2,5 мм., подвернулись на работе. Что там еще… Кабанчик в хозяйстве нашелся готовый, но его легко можно сделать из того же материала, что и качалку, шасси выгнуто из 3 мм проволоки. Итак, детали будущего самолета:

Топливный бак паяется оловом с использованием паяльной кислоты. На этом фото показаны две половинки бака, хорошо видно, как он устроен. Кстати, материал оказался не самый подходящий, бак приходится периодически промывать – из него лезет какая-то окалина:

Готовый бак:

Моделист “ваяет” качалку:

Заготовкам киля, стабилизатора и руля высоты придали необходимый профиль, просверлили отверстия диаметром 1 мм. для последующей навески руля высоты посредством тонкой лески. Затем в фюзеляже сделали прорезь под стабилизатор, вклеили его и киль на эпоксидку. При приклейке киля, чтобы повысить прочность соединения, в нем и в фюзеляже сделали пропилы и вставили короткие отрезки карбоновых реек сечением 3х1 мм (можно использовать фанеру, или текстолит, или …). Для лучшего натяжения корд киль своей задней частью должен “смотреть из круга”. Дальше снова на эпоксидку клеятся накладки на переднюю часть фюзеляжа и, после отверждения смолы, делается вырез под двигатель.

Наступил ответственный момент – поиск положения крыла для достижения нужной центровки. Установили на место двигатель с винтом, бак, скочем прилепили на место руль высоты. Двигая фюзеляж по заготовке крыла, нашли нужное место, сделали пропил под крыло и вклеили его на эпоксидку. В местах крепления качалки с обеих сторон заготовки крыла нужно приклеить фанерные накладки (можно на любой клей). Снова снимаем двигатель и все остальное.

Крыло можно обтянуть бумагой или пленкой, но мы решили немного изменить конструкцию – фанеру с обеих сторон оклеили потолочкой (клей “Титан”), получившемуся “бутерброду” придали профиль, покрыли двумя слоями разбавленного водой до консистенции сливок клея ПВА и оклеили бумагой для выпечки, которая очень похожа на кальку. Благодаря толщине и конструкции крыло получилось очень жестким. На левую консоль на эпоксидку вклеивается планка крыльевых тяг.

Теперь фото. На нижнюю поверхность крыла наклеена потолочка. В вырезы фанерной заготовки крыла вклеены “нервюры”:


Моторама:

Крепление киля:

Киль задней кромкой должен “смотреть из круга”:

Квадратная фанерная “шайба” в месте установки качалки, на нижней поверхности крыла такая же. Качалка ставится на винт М3:

Самолет после обтяжки крыла:

Затем деревянные части загрунтовали двумя слоями эмалита (наверное, уже не все знают, что так называется авиационный нитролак, можно использовать другой лак, устойчивый к компонентам топлива) и покрасили самолет акрилом из баллончиков. Крыло нужно было все-таки предварительно загрунтовать, краска на “кальке” держится очень плохо, бумажный скоч снимался вместе с краской, пришлось подмазывать. Далее монтируем управление, бак, двигатель и шасси, которое сделали специально подлиннее в расчете на очень грубые посадки и неподготовленные площадки. Проверяем центровку – попали идеально. Самолет готов:








Быстренько вырезали ручку из фанеры, прицепили корды (длину выбрали 13.5 м) и на площадку! Навыки и приемы запуска компрессионного двигателя вспомнились не сразу, но вот послышался знакомый из детства звук МК-17. Вы бы знали, с каким волнением спустя столько лет я снова взялся за ручку кордового самолета! Даже облет новой радиоуправляемой модели не давал столько эмоций! Поехали! Самолетик, несмотря на высокое шасси, устойчиво побежал по площадке и… Ура. Летит. Лети-и-ит.

Буквально первые пара-тройка кругов показали, что, несмотря на прошедшие годы, навыки управления кордовой моделью не растерялись, а самолет, безусловно, удался. Летит очень устойчиво, практически не реагирует на ветер, замечательно управляется – самое то, что надо для учебной модели! И сразу отметил еще одно существенное отличие от радиоуправляемых моделей: там чувствуешь возвратные пружины стиков передатчика, а здесь ощущаешь рукой сам самолет, как он чувствует себя в воздухе, что он живой, что он с тобой одно целое. Это замечательное и непередаваемое ощущение! И, главное, было очень приятно видеть радостное и счастливое лицо сына – творение его рук в воздухе!

Правда, мой вестибулярный аппарат все-таки отвык от подобного рода полетов и я достаточно быстро почувствовал головокружение. Нужно срочно передавать управление! Позвал сына в круг (все по команде, техника безопасности превыше всего!). Курсант пару кругов вместе со мной подержался за ручку и без каких-либо проблем полетел самостоятельно – самолет вел себя просто идеально! Но вот топливо закончилось и двигатель остановился. В этой ситуации проявляется, пожалуй, единственный недостаток этой модели – она практически не умеет планировать. Но этот недостаток (следствие высокой нагрузки на крыло) – расплата за остальные многочисленные достоинства: чрезвычайную легкость и быстроту изготовления, очень устойчивый полет, слабую восприимчивость к ветру и феноменальную живучесть. После остановки двигателя самолет нужно сажать мгновенно, пока не потерял скорость, иначе… Что при неопытности курсанта и произошло – хороший плюх с последующим переворотом. Но летное происшествие лишь подтвердило прочность конструкции. Быстренько заправили и вперед! Второй полет закончился аналогичной посадкой. Последствий никаких. В третьем полете сын взлетал уже сам. Тоже все получилось сразу, самолет вел себя идеально. К посадке курсант был уже морально готов и, несколько грубовато, но сел. Родился еще один “кордовый пилот”!

Небольшое видео о самолете:

Теперь о “косяках”. В первых полетах никак не удавалось вывести двигатель на максимальный режим – на земле все было отлично, но как только начинался разбег, мотор “скисал”. Переставили бак повыше и мотор “запел”, а самолет стал выполнять такое упражнение, как “полет под углом 45 градусов”. Разница в работе хорошо слышна на видео. Также случился еще один недостаток системы питания, причем я не понимаю, из-за чего это происходит: стоит не особо долго потрясти самолет, заводя мотор, как топлива в баке почти не остается – оно активно выливается из нижней, дренажной трубки. Надели на нее кусок силиконовой трубки, в которую после заправки вкручивается саморез – проблема решена.

Кстати, потолочка боится топлива! Поэтому нужно внимательно следить за повреждениями обшивки крыла и вовремя их заклеивать. Так что, если кто будет делать подобную модель, я не рекомендую повторять такую конструкцию крыла, не нужна там потолочка. Его лучше просто обтянуть пленкой или оклеить бумагой (бумагу потом нужно обязательно покрасить, чтобы она не пропиталась топливом!) – меньше проблем, летные данные не ухудшатся, да и конструкция еще больше упрощается.

Считаю, что это удачная модель, очень простая по конструкции, которую может сделать любой пацан из подручных материалов. При этом она неплохо летает и не боится падений, которые в обязательном порядке сопровождают эксплуатацию учебной модели. Подобный самолет отлично подходит для приобщения детей к моделизму – делается быстро, поэтому процесс изготовления не успевает надоесть и на ней стоит самый что ни на есть “настоящий” мотор, а не эти “жужжалки на батарейках”. Вот только МК-17 сейчас непросто найти… Но наверняка есть современная замена, я просто не искал. Мне хотелось, чтобы мотор был такой же, как тогда, уже очень давно…

P.S. Сын сначала без энтузиазма начал заниматься постройкой этого аппарата – типа, чего там интересного по кругу летать… Теперь приходится просить “порулить”! Видимо, чувство “живого” самолета его “зацепило” – собирается делать именно кордовую тренировочную пилотажку…

P.P.S. Какие хорошие винты делали раньше для МК-17! Да, именно те самые, зеленые! Они этому мотору в самую масть, и, что важно, очень гибкие – наш винт уже весь изодранный, но все никак не ломается. Но… В общем, у меня просьба: не подскажете хороший неродной винт для МК-17?

Всех тех, кто осилил всю эту писанину до конца, благодарю за терпение!

Ах да, пардон, чертежик позабыл, вот теперь, вроде, все:

Изготовление красивой мебели из фанеры своими руками

Мебель, сделанная своими руками, отлично смотрится в любом интерьере, подчеркивая индивидуальность помещения. Такую мебель не купишь в обычном магазине, а заказывать частному мастеру — дорого. Поэтому многие хотели бы самостоятельно сделать красивую мебель в дом. Но людей останавливает отсутствие опыта или мысли, что для этого придется обустраивать столярную мастерскую. Практика показывает, что всё осуществимо, если есть большое желание и правильные руки. Наглядным примером является мебель, как с картинки, сделанная пользователем портала Vovan mens.

Сложно поверить, что комод на фото выше и шкатулка на фото ниже сделаны из обычной фанеры и с использованием минимального набора инструментов.

Читайте также:  Самолет из фанеры: инструкция как сделать своими руками, особенности выкроек, шаблонов

Всем, кто заинтересовался технологией изготовления этой мебели, предлагаем узнать, как ее сделать.

  • Как сделать сундук в английском стиле из фанеры.
  • Как сделать оригинальный старинный комод, используя готовые детали.
  • Секреты изготовления фанерной шкатулки в японском стиле.

Сундук с гнутой крышкой из фанеры

Сундук я изготовил для товарища. У него есть небольшой ресторан, оформленный в английском стиле с кельтскими орнаментами, поэтому сундук должен соответствовать обстановке. При изготовлении сундука я применил ряд технологических и декоративных идей, которые, думаю, пригодятся тем, кто захочет сделать себе такой же.

Чтобы изготовить сундук, пользователь купил:

  • фанеру толщиной 12 мм для корпуса;
  • фанеру толщиной 6 мм для гнутой крышки сундука и декоративных элементов;
  • саморезы и декоративные гвозди;
  • клей ПВА;
  • колёсики;
  • шпаклевку по дереву цвета бук;
  • фурнитуру.

Работа по изготовлению сундука разбили на этапы:

1. Все заготовки пропитаны грунтовкой глубокого проникновения.

2. Декоративные элементы сделаны в виде изразцов.

3. Заготовки разметили и загрунтовали шпатлёвкой.

4. Через трафарет также нанесли шпаклёвку для изготовления орнамента.

Затем пользователь приступил к сборке сундука. На этом этапе возникла проблема, как сделать изогнутую крышку для сундука. Попытка изогнуть фанеру, замоченную в горячей воде, или склеить из двух тонких (3-4 мм) листов, провалилась – не удалось достичь равномерной кривизны заготовки. В итоге Vovan mens нашел выход, использовав аккумуляторную мини-циркулярную пилу.

С помощью инструмента, на листе фанеры — заготовки для крышки сундука, сделали пропилы.

Заготовку я распарил в горячей воде в ванне. Шпателем загнал в пропилы клей ПВА. Закрепил на краях крышки бруски, зафиксировав их струбцинами, и стянул всё веревками. После высыхания заготовки, точно по радиусу закругления, изготовил торцы и собрал крышку сундука.

Затем крышку из фанеры задекорировали по аналогии с боковинами сундука.

Все орнаменты пропитали тонирующим маслом для дерева.

После высыхания всё зашкурили.

На дне сундука закрепили колесики.

На клей посадили декоративные полоски из фанеры толщиной 6 мм.

Заклеив декор малярным скотчем, Vovan mens покрыл полоски морилкой.

Для этого её покрасили черной краской.

Веревочную навивку пропитали жидко разведённым ПВА.

Декоративные полосы по шаблону закрепили декоративными гвоздиками.

Итоговый вариант сундуку из фанеры.

Предвосхищая вопросы, что сундук получился бутафорским, скажу, что мой друг хранит в нём запас спиртных напитков для клиентов ресторана. Изделие прошло проверку временем и получилось и прочным, и красивым.

А это сундук из фанеры, сделанный Vovan mens для фаната киносаги «Звездные войны».

Узлы сундука крупным планом.

Декоративные элементы сундука.

Комод из фанеры, стилизованный под старинную мебель

Сделать новый комод из фанеры меня попросила жена. Ей надоел старый, которому уже лет двадцать. Обсудив с супругой размеры и внешний вид мебели, я поехал в строительный гипермаркет, где купил:

  • двадцать погонных метров бруска сечением 2-4.5 см;
  • четыре погонных метра бруска сечением 4х4 см;
  • декоративные элементы для фасада комода;
  • направляющие для ящиков;
  • 1 л клея ПВА;
  • ручки и петли;
  • фанеру толщиной 4, 6 и 10 мм.

Чертёж самодельного комода.

Технология изготовления стильного комода из фанеры понятна из картинок ниже.

Изготовление лодки из фанеры своими руками

Отдых на воде пользуется огромной популярностью. Это отличный способ провести выходной с друзьями или семьей. Для такого отдыха не обойтись без плавательного средства, которое пригодится и любителям рыбалки. Надувная лодка, конечно, может использоваться для отдыха на воде, но является недолговечной, неудобной и неустойчивой. А покупка деревянного или металлического изделия обойдется достаточно дорого. Отличным решением в таком случае станет изготовление лодки из фанеры своими руками. Сделать ее можно на основе уже готовых чертежей или спроектировать по индивидуальным размерам. Для изготовления потребуются минимальные столярные навыки, доступные инструменты и материалы.

Преимущества использования фанеры для изготовления лодки

Фанера является легким, доступным и универсальным материалом, который может использоваться для различных строительных и ремонтных работ. К преимуществам использования фанерных листов для изготовления лодки следует отнести:

  1. Прочность и легкость. Готовая конструкция из фанеры получается невероятно легкой, чем цельная древесина. При этом прочность клееного шпона практически не уступает дереву.
  2. Устойчивость готовой конструкции. Фанерные листы имеют четкие геометрические пропорции, что не только делает разметку и монтаж простым, но и гарантирует отличный показатель устойчивости лодки.
  3. Доступность. Фанера является доступным материалом, поэтому и лодка на ее основе обойдется недорого. К тому же дополнительно может потребоваться только специальный клей, отделочные материалы и простые инструменты.
  4. Аккуратный внешний вид. Фанерная лодка получается очень аккуратной, и ничем не уступает покупным конструкциям.
  5. Простота изготовления. Самостоятельно изготовить лодку из фанеры сможет каждый человек, обладающий хотя бы минимальными столярными навыками. При этом строительство займет от одного до нескольких дней в зависимости от сложности конструкции и интенсивности работы.

Чтобы конструкция из фанеры получилась прочной, устойчивой и долговечной, особое внимание следует уделить предварительным расчетам. Если есть хотя бы малейшие сомнения в своих силах, лучше использовать готовый чертеж.

Подробное описание изготовления лодки из фанеры можно найти в видео:

Чертежи

Первым и самым главным этапом строительства лодки является подготовка чертежей, по которым будут изготавливаться все элементы лодки. Чертежи должны включать в себя не только информацию о форме и количестве деталей, но и точные размеры каждой из них. После чего информация с чертежа переносится на фанеру. От выполнения этого процесса будет зависеть возможность правильно соблюдать плавательное средство.

Одним из самых простых простым является чертеж катера «Север 520». Он содержит минимальное число деталей, что упрощает процесс переноса их с бумаги на фанеру и сбора цельной конструкции.

На основе фанеры можно изготовить даже моторную лодку. При ее проектировании также можно сделать чертеж самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовым чертежом.

Чертеж фанерной лодки должен включать в себя не только общий вид с обозначенными деталями и размерами. Важно сделать отдельный чертеж транцев, сечение по мидель-шпангоуту, а также другую детализацию.

Любой из готовых проектов можно видоизменить по своему вкусу и потребностям. Однако если планируется изменение размеров, то делать это нужно пропорционально для всех деталей.

Выбор фанеры для изготовления лодки

Основным элементом для изготовления плавательного средства является фанера. Поэтому именно ее выбору следует уделить максимум внимание. Существует множество видов фанеры, которая может использоваться для ремонта, строительства или изготовления мебели. Однако для строительства лодки из фанеры может использоваться только бакелитовая фанера, которая имеет толщину 4-5 мм.

Бакелитовая фанера отличается высоким показателем прочности и при этом обладает устойчивостью к влаге. Для изготовления данного материала используются лиственные деревья. Морская фанера имеет различные сорта. Чтобы лодка не протекала, была прочной и служила долго, следует использовать только элитный материал или первого сорта. При использовании материала более низкого сорта, могут возникнуть проблемы в процессе строительства, а его дефекты станут недостатками плавательного средства.

Материалы и инструменты

Для изготовления плавательного средства из фанеры можно использовать инструменты, которые имеются в арсенале практически каждого человека. Необходимые инструменты:

  • пила для работы с деревом;
  • электрический лобзик, а также набор полотен для лобзика;
  • машинка для шлифования;
  • молоток;
  • струбцины для крепления фанеры в процессе монтажа;
  • кисточки для нанесения грунтовки, лака и краски.

Помимо инструментов необходимо подготовить и материалы:

  1. Фанера. Основной материал для строительства лодки. В данном случае используется только специальная бакелитовая фанера, которая обладает толщиной 4-5 мм, не пропитывается водой и служит долго. Также необходимо подготовить и несколько толстых плит (12-15 мм) для изготовления шпангоутов и киля.
  2. Древесина. Она необходима для монтажа распорок, сидений и бортиков. Следует отдавать предпочтение легким породам дерева. Оптимальным вариантом станет елка и сосна. Однако ель может расколотиться при работе, а сосна обладает более низким показателем влагостойкости. Поэтому в зависимости от выбора породы дерева потребуется соблюдать рекомендации по работе с ней.
  3. Гибкая тонкая проволока. Используется для скрепления деталей обшивки. Помимо проволоки могут использоваться пластиковые хомуты, толстая леска и другие прочные и тонкие материалы.
  4. Клей. Специалисты рекомендуют для герметизации швов использовать клеевые составы на основе эпоксидных смол. Для надежности рекомендуется использовать клей не только для швов, но и всей поверхности лодки.
  5. Лакокрасочные материалы. Требуются не только для придания плавательному средству красивого и аккуратного внешнего вида, но и для защиты древесины и фанеры от влаги и негативного воздействия окружающей среды. Помимо лака и краски потребуется использовать специальные пропитки, которые защищает древесину от влаги, плесени и грибка.
  6. Стеклоткань. Используется для защиты швов.

Для самодельной лодки из фанеры следует использовать только качественные материалы. Фанера должна быть высокого качества и без дефектов. Ведь именно от этого будет зависеть не только внешний вид готового изделия, но и безопасность на воде.

Технология изготовления лодки

Изготовление лодки из фанерных листов является достаточно сложным процессом. Однако если придерживаться рекомендаций и последовательности выполнения работ, сделать такую лодку можно всего за несколько дней. Пошаговое описание процесса изготовления лодки:

  1. Согласно предварительно составленному чертежу необходимо выпилить при помощи лобзика необходимые детали. Крайне важно, чтобы детали получились точно такого же размера, как и на чертежах. В противном случае при сборке возникнет нестыковка и придется заново выпиливать детали. Допустимая погрешность составляет всего 1 мм.
  2. Необходимо склеить детали заднего борта и шпангоутов. Это гарантирует высокий уровень прочности и необходимую толщину конструкции. После склеивания данные элементы станут достаточно тяжелыми, однако на качестве лодки это никак не скажется.
  3. Для соединения транцев и шпангоутов рекомендуется использовать дополнительные закрепляющие элементы, что гарантирует высокий показатель прочности. Для этого лучше всего использовать саморезы. Их длина должна быть такой, чтобы прочно соединить детали, но при этом не пройти насквозь них. Для работы рекомендуется использовать оцинкованные саморезы.
  4. Чтобы упросить и облегчить работы, необходимо изготовить козлы, используя при этом брусья размером 50 на 50 мм. На них будет удобно поместить транец при установке.
  5. После чего необходимо прикрепить днище и бортики к транцу так, чтобы на носу они соединились.
  6. При использовании фанеры небольшой толщины рекомендуется все детали дополнительно обработать клеевым составом, уделяя особое внимание местам стыков деталей.
  7. При строительстве моторной лодки транец следует обязательно проклеить стеклотканью, а также дополнительно укрепить досками из твердых сортов.
  8. По окончанию черновой сборки все элементы необходимо зафиксировать и проклеить. Останется только зашпаклевать неровности, грунтовать и покрасить.

Несмотря на сложность проведения сборки, данный вариант изготовления плавательного средства является наиболее доступным. Однако следует использовать качественную фанеры, которая прослужит долго, и не будет впитывать влагу.

Ссылка на основную публикацию