Как сделать декупаж на дереве своими руками: инструкция, техника кракелюр на деревянных изделиях

Подставка для ручек: кракелюр и декупаж своими руками

Деревянные стаканчики найдутся в каждом доме. Обычно это старые подставки для ручек, которые и использовать не хочется, и выбрасывать жалко (все-таки дерево — благородный материал). Сделать из скучного стаканчика оригинальный — легко! Достаточно использовать технику декупаж и эффект кракелюра. Облегчить работу помогут слайдеры «freedecor».

Для того чтобы сделать декупаж своими руками, нам потребуется:

Инструменты:

  • деревянный стакан
  • мелкая шкурка (400 или 600)
  • жидкость для снятия лака
  • плоская синтетическая кисть
  • губка для мытья посуды
  • пластиковая тарелка
  • ватные палочки
  • ватный тампон
  • вода.

Материалы:

  • жидкость для снятия лака
  • декупажный слайдер «freedecor»
  • акриловая краска цветы бронзы
  • белая акриловая краска
  • набор тюбиков с разноцветными акриловых красок
  • клей для декупажа
  • двухшаговый кракелюрный лак
  • золотая затирка
  • акриловый лак

Кракелюр и декупаж своими руками

Дерево — самая лучшая поверхность для декупажа. Подтвердит вам это любая мастерица. Так что вооружаемся деревянным стаканчиком, и приступаем к его преображению.

Декупаж на дереве начинается с подготовки поверхности. С помощью шкурки 400 (максимум шкурки 600) обрабатываем поверхность, чтобы она была идеально ровной. Затем стряхиваем все остатки шкурки. Берем ватный тампон. Смачиваем его жидкостью для снятия лака, водкой или любой спиртосодержащей жидкостью. Протираем наш стаканчик тщательно и полностью. Ждем около пяти минут, пока он высохнет.

Плоской синтетической кистью наносим на стаканчик белую акриловую краску. На натуральное дерево она ложится замечательно. Прокрасить стаканчик нужно будет два или три раза, дожидаясь высыхания каждого слоя.

Декупаж своими руками сделать довольно просто. На этом этапе обычно используют салфетку, но мы облегчим себе работу и воспользуемся слайдерами «freedecor». Они продаются практически во всех художественных магазинах. Можно купить слайдер с рисунком или белый лист для распечатки рисунка на принтере (лазерном, поскольку только такое изображение не потечет при работе). В данном случае использовался готовый рисунок на слайдере «freedecor». Из него мы вырезали одно из изображений девушек.

Работать со слайдерами легко и приятно. Картинку нужно погрузить в тарелку с холодной водой на полминуты. Впрочем, даже если изображение пробудет в воде несколько минут, это не изменит его клеевых свойств, что также очень удобно. В воде активизируется клей, и изображение по принципу переводной картинки отсоединится от белой основы.

Затем картинка легко приклеивается к предмету. Никакой дополнительный клей при этом не требуется. Если где-то возникли неровности, картинку можно слегка отклеить и все исправить.

В пластиковой тарелке смешиваем разные цвета акриловых красок и получаем несколько оттенков, таких же, как и фон изображения. Закрашивает стаканчик, в том числе и его дно, дожидаемся высыхания.

Отрезаем от губки для мытья посуды небольшой кусочек. Обмакиваем его в акриловую краску цвета «бронза». Покрываем край стаканчика, чтобы декупаж на дереве выглядел аккуратно.

Далее будем использовать двухшаговый кракелюр. Первый шаг — наносим на стаканчик основной лак. Наносить его нужно тонкой синтетической кистью, в одном направлении, одним ровным слоем. При этом нужно стараться не проводить два раза по одному и тому же месту. Лак должен лечь максимально ровно. На то, чтобы он подсох, понадобится полчаса. Если вы трогаете лак, и палец к нему прилипает, хотя уже и не оставляет следов — значит, самое время наносить второй слой.

Чтобы получить эффект кракелюра, второй кракелюрный лак нужно нанести на слой первого лака. При взаимодействии лаки дают трещины. Наносить второй лак нужно также плоской синтетической кистью, вымытой и высушенной. Его нужно наносить еще более аккуратно, чем первый слой. Направление также должно быть только одним. При этом дважды нанести лак на одно и то же место категорически запрещается, иначе на этом участке просто не появятся трещины. После нанесения придется подождать сутки, либо просушить работу феном, чтобы все трещинки образовались.

Для затирки трещин можно использовать масляную краску, пудру, пигемнт или, как в данном случае, патину (золотую). Нужно обильно нанести ее на всю работу и подождать не менее двух часов, пока она впитается в трещины и подсохнет.

Затем нужно удалить затирку с работы так, чтобы она осталась только в трещинах. Кто-то просто промывает работу под водой. Кто-то протирает ее мокрым ватным тампоном. Кто-то удаляет остатки пальцами. В данном случае мы будем использовать ватные палочки. Они позволяют провести работу практически идеально: вещество удалится только с поверхности, но останется в трещинах. После этого стоит оставить работу ненадолго, чтобы она окончательно высохла. Только после этого ее можно покрывать лаком. Если поспешить, лак растрескается от взаимодействия с предыдущими, не до конца просохшими двумя слоями лака.

Готовую работу нужно покрыть несколькими слоями акрилового лака с помощью все той же плоской синтетической кисти. При этом нужно дожидаться высыхания каждого слоя не меньше часа.

В итоге в вашем распоряжении восхитительная работа в технике кракелюр и декупаж, хранить в ней ручки — одно удовольствие. И для вас, и для ручек.

Как сделать кракелюр в декупаже?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Ручная работа всегда ценилась выше фабричной. Ни один предмет с полки магазина не может заменить хэнд-мейд искусства. Сотни лет мастерицы с разных уголков света создают маленькие шедевры при помощи способов и материалов декорирования, доступных каждому.

Одной из популярных техник является кракелюр – декорирование изделий из различных материалов, популярное среди рукодельниц всего мира. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим, как применить этот способ украшения в декупаже.

Что же такое кракелюр? От французского craquelure (трещина) – искусственное состаривание лакированного покрытия любых предметов (будь то ваза или обычная коробка). Как становится понятно по названию, на изделии, с помощью специальной методики, появляются небольшие трещинки и потёртости, которые создают эффект так называемой паутинки времени, придающей неповторимый шарм современным предметам, визуально превращая их в винтажные.

Аксессуары в стиле современного ретро гармонично впишутся в интерьеры, выполненные в стиле прованс или кантри. Также искусственный антиквариат отлично будет смотреться в классической викторианской гостиной или комнате, оформленной в романтичном стиле.

Какие предметы обычно декорируют при помощи техники кракелюр? Деревянные изделия, шкатулки, жестяные подносы, горшки для цветов, стеклянные бутылки из-под вина, зеркальные рамы, декоративные чемоданы… Любой, на первый взгляд, ненужный предмет из кладовки и чердака может превратиться в настоящее произведение искусства, которое украсит ваш дом. Используйте фантазию и творите!

Способы кракелюра в декупаже

Не стоит забывать, что есть разные виды кракелюра, с помощью которых можно добиться различных эффектов на готовом изделии. С помощью данных методик выполнения кракелюра ваши шедевры не будут похожи друг на друга, каждый из них будет иметь свою «изюминку».

Какие же бывают разновидности искусственного состаривания? Мастера различают две основные техники.

Одношаговый (однокомпонентный)

Что отличает этот способ обработки? Через трещинки верхнего слоя краски виден верхний слой окраски изделия.

Одношаговый метод более простой в исполнении, не требует много времени и подходит новичкам в мире хэнд-мейд искусства.

Каков процесс создания одинарного кракелюра?

На подготовленную поверхность необходимо нанести красящий состав либо в нашем случае, декупажный рисунок. Обязательно загрунтовать и на высохший слой нанести специальный состав – лак для кракелюра, который и будет трескаться, создавая эффект яичной скорлупы.

Двухшаговый (двухкомпонентный)

Двухшаговый способ кракелюра отличается тем, что образовавшиеся трещинки наполняются дополнительным составом (например, можно использовать серебристое или бронзовое напыление в виде пудры, вживление кусочков потали, а также другие подходящие материалы). Это создаёт особенный эффект, вещь будет смотреться изысканно, за счет перелива оттенков, её захочется рассматривать.

Двойной кракелюр потребует чуть больше времени и кропотливой работы, но, поверьте, результат того стоит!

Какой из способов выбрать — решать только вам.

Кракелюр: техника выполнения для начинающих

Рассмотрим пошагово, как самостоятельно и без особых усилий украсить предмет в технике кракелюр.

Что нам понадобится?

  • Конечно же, сам предмет, который мы и будем декорировать. Им может послужить всё что угодно начиная от старого бабушкиного табурета, заканчивая стеклянной вазой, поверхность которых вы предварительно подвергли обработке, прямому или обратному декупажированию.

  • Лак для кракелюра. Специальные составы можно приобрести в любом отделе для творчества. Разновидностей и оттенков лака существует великое множество.

  • Краска или пудра выбранного оттенка для заполнения образовавшихся трещинок.

Можно выбрать нейтральные оттенки, а можно — яркие тона для создания эффекта контраста на предмете.

  • Высококачественная кисть из нейлона. Размер кисточки нужно выбирать в зависимости от величины изделия, которое вы планируете покрывать лаком. Для удобства в работе, всегда нужно иметь в запасе кисть маленького объёма для обработки труднодоступных участков. Работа будет кропотливой, но гораздо более качественной и завершённой. Для покрытия больших поверхностей вы можете использовать строительный валик.

  • Акриловый лак. Его желательно наносить для защиты готовой поверхности от дальнейших повреждений.

Итак, можно приступать!

Выбираем самый красивый предмет из вашей коллекции декупажного мастерства — ведь на декупаже кракелюр смотрится особенно эффектно, как и на предметах, покрытых декоративной штукатуркой.

Создав декоративный предмет в стиле декупаж, вы выполнили большую часть работы. Остаётся только дополнить ваше произведение искусства несколькими штрихами.

Сделать это достаточно просто.

  • Берём кисточку и покрываем предмет лаком для кракелюра — идеально ровное нанесение не особо важно, главное, чтобы на поверхности не образовалось заметных наплывов и подтёков. Даём высохнуть в течение нескольких минут.

  • Далее, наступает черёд декорирования, для которого вы можете использовать, например, акриловую краску. Её следует нанести на слой лака с помощью кисти или поролоновой губки (с помощью губки можно создать более мягкие и плавные переходы оттенков).
Читайте также:  Как обустроить детскую комнату коммунальной квартире

  • Спустя некоторое время на поверхности начинают образовываться характерные трещинки, которые вы также можете задекорировать, используя поталь или желтоватый лак, усиливающие эффект состаривания.

  • Если вы заметили неровности или дефекты на поверхности готового изделия, ничего страшного! Такие мелкие недостатки можно зашкурить либо обыграть декором.

  • После полного высыхания покрываем предмет завершающим слоем лака, который сохранит ваше творчество на долгий срок. Набираемся терпением, ждём просыхания последнего слоя и наслаждаемся результатом, выполненной работы!

​​​​​​Надеемся, наш мастер-класс оказался вам полезен: вы научились пользоваться лаком для кракелюра и создадите множество красивых и необычных предметов.

С техникой выполнения двухшагового кракелюра в декупаже можно познакомиться в следующем видео.


Декупаж на дереве – особенности работы, описание видов и техник, подробный мастер-класс для начинающих

Техника декупажа основана на нанесении готового рисунка на деревянную, металлическую, картонную или стеклянную поверхность с помощью бумаги или ткани, клея и лака. Начинать осваивать ее новичку лучше всего с декорирования дерева бумажными салфетками с принтом. Представленный ниже мастер-класс поможет научиться придавать уникальный вид обычным предметам обихода:

  • деревянной утвари;
  • мебельным фасадам;
  • деревянной столешнице;
  • шкатулкам;
  • подносам;
  • стульям;
  • табуреткам
  • шкафам и т.д.

Суть такого декорирования заключается в наклеивании бумажного изображения на деревянную поверхность, которая потом, когда рисунок высохнет, покрывается акриловым лаком.

Освоив базовую основу такого декорирования, можно будет воплощать в жизнь оригинальные идеи, которые помогут дать вторую жизнь старым вещам из дерева, стекла, металла.

История появления декупажа

Использовать такую технику декорирования впервые начали в средневековой Европе. С помощью такого декора украшали фасады мебели в Германии в 15 веке. Большой спрос на такое декорирование возник в 17 веке в Италии. Краснодеревщики использовали бумажный декор в виде картинок для украшения мебели с инкрустацией.

Мода на такие изделия возникла после эпохи Великих географических открытий, когда среди европейской элиты стали пользоваться популярностью мебельные изделия, оформленные в китайском или японском стиле.

Материалы и инструменты

Перед началом работы следует освоить основные инструкции и правила, лежащие в основе техники декупажа, познакомиться с набором инструментов и особенностями обработки обклеенной рисунками поверхности.

Перед началом работы следует подготовить:

  • деревянные изделия, поверхность которых будет декорироваться;
  • бумажные салфетки с подходящими изображениями;
  • кисти;
  • клей ПВА;
  • бесцветный акриловый лак и акриловые краски;
  • сухие салфетки;
  • грунтовка;
  • ножницы;
  • шпатлевка по дереву.

Совет! Новички могут купить в магазинах для творчества специальные наборы для декупажа, в которых есть все необходимое для работы.

Подготовительный этап

Перед началом декорирования деревянной поверхности ее следует соответственным образом подготовить к работе. Обычно в технике декупажа проводят реставрацию старых деревянных поверхностей, которые нужно подготовить к работе. Для этого заготовка очищается от грязи и пыли с помощью влажной микрофибры.

Если на деревянной поверхности есть трещины, неровности и сколы, то их нужно заделать специальной шпатлевкой по дереву. Наносить грунтовку на поверхность дерева следует с помощью шпателя. Когда шпатлевка высохнет, дерево нужно обработать мелкой наждачкой.

После этого нужно провести грунтовку поверхности, подсушить ее снова отшлифовать. После следует удалить рабочую пыль и приступать к наклеиванию бумажного изображения. Если деревянной изделии, которое будет украшаться в технике декупажа, старое, то грунтовку следует провести дважды. Такая предварительная обработка сделает деревянную поверхность идеально гладкой и позволит прочно приклеиться бумажному декору.

Когда заготовка будет подготовлена, нужно определиться с декором, подобрав подходящее тематическое изображение. Салфетки с изображением можно использовать любые, главное, чтобы рисунок лег ровно во время наклеивания. Проще всего новичку работать с трехслойными бумажными салфетками, которые имеют определенное качество бумаги.

Пошаговая инструкция по технике декупажа

Перед началом работы нужно снять слой с изображением и вырезать нужные картинки для декора. Не стоит беспокоиться о том, что тонкая бумага может порваться. Картинка в приклеенном состоянии будет выглядеть целой, если правильно ее укладывать на деревянную поверхность.

Вместо ножниц можно аккуратно вырывать изображения на тонком цветном слое салфетки руками. Предварительно нужно составить хотя бы приблизительный эскиз, чтобы было проще выкладывать из бумажных картинок на поверхности деревянной заготовки нужный декор.

После того как будут подготовлены все картинки с салфеток, бумажные фрагменты следует разложить на декорируемом предмете, чтобы посмотреть, как будет выглядеть создаваемый общий рисунок. Когда эскиз будущего декора приобретет законченный вид и будет понятно, куда приклеивать бумажные фрагменты, можно приступать непосредственно к самому декпажу.

Техника декупажа: основные моменты

Алгоритм такого декора простой:

  • на бумажный фрагмент наносится мягкой кисточкой клей;
  • картинка приклеивается на деревянную поверхность;
  • наклеенное изображение сушится;
  • на созданный из бумажных салфеток декор наносится акриловый бесцветный лак.

Покрытие готовой работы лаком является завершающим этапом. Лак наносится в два слоя. При желании с помощью специальных покрытий можно создать эффект патины или состаренной поверхности, на которой появляются характерные трещинки.

Это базовые основы техники декупажа. Кроме них существуют специальные разновидности такого декора, которые будут описаны ниже. Освоив простое оклеивание можно будет переходить к более сложным способам декорирования деревянных поверхностей изображениями с бумажных салфеток.

Техника декупажа «вживления салфеток в дерево»

Это более сложная техника, для использования которой при декорировании деревянных изделий потребуются дополнительные материалы:

  • воск;
  • ткань для полировки вощенной поверхности;
  • газовая горелка для обжига;
  • металлическая щетка.

Такая техника декупажа выполняется на основе брашировки древесины – искусственного старения поверхности. Сначала подготавливается деревянная поверхность, которой придается антикварный вид. Для этого лицевую сторону дерева обжигают горелкой, потом удаляют часть обгоревшей поверхности и проводят брашировку: обработку дерева металлической щеткой, которую с легким нажимом перемещают вдоль волокон древесины.

Таим способом удаляется верхний слой мягких древесных волокон, за счет чего фактура дерева делается более четкой и рельефной. Обработка щеткой напоминает выскабливание дерева. Делать такую операцию следует осторожно, иначе можно повредить деревянную заготовку.

Предварительный обжиг деревянной поверхности разрушает мягкие волокна древесины и упрощает процесс брашировки.

После завершения браширования нужно отшлифовать дерево наждачкой разной зернистости, предварительно обработав поверхность морилкой или лаком. Шлифовка также должна проводится вдоль волокон древесины.

После такого состаривания дерева начинают втирать воск. Когда вощение будет закончено, нужно прошкурить поверхность и отполировать. Затем можно приклеивать бумажные картинки, нанося на них клей. Когда бумажный декор будет полностью нанесен, поверхность высушивается и покрывается акриловым лаком. Можно также использовать технику кракелюр – создание мелких трещинок, имитирующих состаренную лакокрасочную поверхность. Для этого можно использовать специальный кракелюрный лак.

Мастер-класс по декорированию разделочной доски в технике декупаж

После освоения метода декпажа можно попробовать сделать свою первую работу. Новичкам стоит выбирать небольшие изделия с плоской поверхностью для декорирования. Лучше всего для этого подходит разделочная доска из дерева.

Для работы потребуется подготовить:

  • разделочную деревянную доску;
  • белую грунтовку для древесины;
  • бумажные трехслойные салфетки;
  • клей ПВА;
  • губки;
  • кисточки;
  • акриловый лак и акриловые краски.

Если поверхность доски старая и загрязненная, ее следует ошкурить. Потом подготовленную заготовку грунтуют и сушат. Пока она сохнет, подбирают подходящий рисунок для декора. Для создания оригинального изображения можно совмещать фрагменты рисунков из разных салфеток, создавая оригинальные тематические картинки.

Белый слой грунтовки будет фоном для изображения. По краям его можно не закрывать наклеенными изображениями. Клей накосится кисточкой на бумажную картинку, а не на деревянную поверхность.

Когда все фрагменты изображения будут наклеены, нужно дать декору подсохнуть, а потом покрыть его акриловым лаком в несколько слоев. Оптимальным будет нанесение 5-8 слоев лака. Каждый слой следует хорошо высушить, прежде чем на него наносить следующий.

Освоив технику декупажа, можно своими руками преобразить жилое пространство в доме или на даче. Такой декор позволяет придать старой мебели эффектный внешний вид. С помощью декупажа можно создавать оригинальные предметы обихода, которые станут отличным подарком для близких и друзей. Те, кто всерьез увлечется таким прикладным творчеством, может превратить его в прибыльный бизнес.

Кракелюр в декупаже: техника декора

Техники одношагового и двухшагового кракелюра на мебели и в декупаже, правили пользования кракелюрным лаком

Кракле — это трещины на поверхности старинной мебели. Имитация кракле не только придает современной мебели антикварный вид, но и поможет преобразить вашу старую мебель.

Кракелюрами лучше декорировать отдельные элементы мебели или часть поверхности. Не стоит полностью покрывать кракелюрами стол или шкаф, иначе они будут выглядеть «больными».

Профессионально выполнить кракелюр своими руками могут не только опытные мастера. Это под силу сделать как любителям, так и начинающим декораторам.

Виды лаков и красок кракелюр

Для получения трещин используют так называемые двухшаговый и одношаговый кракелюрные виды лаков и красок. Двухшаговый кракелюрный лак разных производителей выпускается комплектом из двух баночек, а одношаговый — в одной.

Когда вы выбираете в магазине краску кракелюр, посмотрите на время высыхания, рекомендованное производителем. Если ваша тумбочка должна быть неотразима уже к завтрашнему утру, то вам подходит лак с наименьшим сроком высыхания.

Одношаговый кракелюрный лак — это интересная декоративная отделка, имитирующая потрескавшуюся краску на поверхности предмета.

Двухшаговый кракелюрный лак в основном используют для покрытия поверхности мебели, декорированной росписью. Он прекрасно состарит поверхность и рисунок.

Одно- и двухкомпонентный кракелюрные составы в аэрозольных баллончиках — это современный отделочный материал, который быстро наносится, является износостойким и не требует ухода и финишного лакирования.

Как пользоваться кракелюрным лаком: правила

Безусловным достоинством двухкомпонентного кракелюрного лака является предложение готовых декоративных цветовых решений для базового и финишного слоя и красивый рисунок трещин.

Читайте также:  Диван для гостиной с льняной обивкой

В первом баллончике находится краска (базовый слой), во втором — кракелюрный состав. Для получения изысканного результата на мебели нейтральных тонов вам подойдут цвета близких, компонентных оттенков.

Так как пользоваться кракелюрным лаком не так уж легко, вы можете ознакомиться со следующими правила:

  1. Вначале тщательно загрунтуйте поверхность.
  2. Затем распылите краску из первого баллончика с расстояния не менее 10 см.
  3. После высыхания покрытия (время высыхания краски рекомендовано производителем) нанесите состав из второго баллончика. По мере высыхания верхнего слоя краски начнут появляться трещины.

Особенность работы с одношаговым кракелюрным покрытием в аэрозольном баллончике состоит в том, что состав распыляется на поверхность, окрашенную акриловой краской, тогда, когда краска еще не высохла.

Кракелюр одноэтапный: пошаговая инструкция

Одноэтапный, одношаговый кракелюрный лак имитирует окрашенную поверхность, где красочный слой потрескался от времени. Полученный эффект позволит превратить современный предмет интерьера в ценную старинную вещь.

Слой этого лака наносится между двумя слоями акриловой краски, заставляя верхний слой краски растрескиваться.

Предлагаемый мастер-класс по кракелюру, поможет начинающим мастерам освоить основные техники этого декора.

Вам понадобится:

  • акриловая краска двух цветов;
  • флейцевая кисть для окрашивания и нанесения лака;
  • одношаговый кракелюрный лак;
  • акриловый грунт.

Одношаговый кракелюр для начинающих мастеров – один из самых несложных видов декора. Следуйте пошаговой инструкции и у вас все получится:

Мягкой синтетической флейцевой кистью нанесите кракелюрный лак ровным слоем средней плотности. Дождитесь высыхания. Время высыхания лака указано производителем, следуйте рекомендациям.

  • Затем чистой кистью нанесите верхний слой акриловой краски средней плотности, контрастного или компонентного цвета.
  • По мере высыхания верхнего слоя краски начнут появляться трещины.

  • Поверхность с эффектом кракле защитите лаком на водной основе, но не ранее чем через 4 часа после высыхания верхнего слоя краски.
  • Кракелюр двухэтапный: пошаговая инструкция

    Отделка двухшаговым кракелюром — это двухэтапное лакирование, в результате чего появляются мелкие трещины, которые необходимо подчеркнуть контрастным цветом. Комплект для кракелирования состоит из медленно сохнущего лака (первого шага) и быстро сохнущего лака (второго шага).

    Деревянная мебель перед отделкой кракле тщательно грунтуется и прокрашивается, иначе первый слой лака «уйдет» в поры древесины и трещин не получится.

    Для того чтобы освоить эту технику декора, предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией и пройти мастер-класс с двухшаговым кракелюром:

    Вам потребуется:

    • флейцевая синтетическая кисть для окрашивания;
    • две флейцевые синтетические кисти для лакирования;
    • акриловая краска;
    • двухшаговый кракелюрный лак;
    • красочный пигмент умбра;
    • ватный косметический диск или салфетка;
    • хлопчатобумажная ткань.

    Кракелюр в декупаже – один из самых популярных способов декора, который используется в каждой второй работе по декупажу.

    Поверхность подноса, предварительно окрашенную в два слоя акриловой краской и декорированную салфеткой в технике декупаж, будем покрывать двухшаговым кракелюрным лаком.

  • Флейцем для лакирования нанесите первый слой (первый шаг) кракелюрного лака. Лак распределите ровным слоем средней толщины. Дождитесь высыхания. Можно досушить феном.
  • Чистой флейцевой кистью нанесите слой другого лака (второй шаг). Он должен быть ровным, средней толщины. Наносите его быстро, параллельными движениями, не снимая предыдущий слой. Нужно досушить феном.
  • После высыхания второго слоя другого лака проявятся трещины. Для четкого выявления трещин вотрите в них контрастный по цвету красочный пигмент.

  • Вотрите пигмент в поверхность с помощью бумажной салфетки круговыми движениями.
  • Остатки пигмента необходимо убрать с помощью хлопчатобумажной ткани.
  • Если поверхность предмета, сделанная в технике кракле, склонна к истиранию, то после полного высыхания лака второго шага покройте ее сверху финишным лаком на водной основе или составом, рекомендованным производителем лака. Сделать это надо не раньше, чем через 4 часа.
  • Если этот лак на водной основе, кисть промывается водой. Время высыхания лака бывает разным, поэтому следуйте рекомендациям производителей. Поверхность, покрытую лаком, можно досушить феном, но не горячим воздухом.

    Техника кракле: рекомендации для начинающих

    Для тех, кто в первые решил в своем декоре использовать технику кракелюр, предлагается ознакомиться с рекомендациями для начинающих мастеров:

    1. Если необходимо получить темную состаренную поверхность, лучше воспользоваться битумным лаком.
    2. Когда необходимо получить хорошо выраженные трещины, воспользуйтесь масляной краской. Если краска удаляется с поверхности плохо, можно смочить ткань в уайт-спирите или льняном масле и протереть поверхность.
    3. Трещины кракелюра на мебели будут хорошо видны при использовании краски контрастных цветов.
    4. Металлики можно использовать только в качестве первого слоя. Если такую краску нанести сверху, то трещин не получится.
    5. Если направления нанесения лака и краски совпадают, то трещины будут параллельными. Если лак и верхний слой краски наносились перпендикулярно друг к другу, то рисунок трещин получится в виде сетки.

    Величина и размеры трещин будут зависеть:

    • от толщины верхнего слоя краски, то есть чем больше краски, тем крупнее трещины
    • от направления нанесения верхнего слоя краски

    Для закрепления пройденного материала, предлагаем посмотреть подробное видео мастер-класса по кракелюру:


    Мастер-класс по декупажу на дереве: Кракелюры. Инструкция для начинающих

    Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

    Автор: Ширина Вера

    Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
    1 часть
    2 часть
    3 часть.
    Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

    Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

    Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

    Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

    С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
    Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя ( не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет – нужны потоньше и мелкие трещины – наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины – я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

    Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

    Тут пигмент серебряный.

    Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

    Кракелюр красивый получается.

    Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

    Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

    Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

    Читайте также:  Диваны с деревянными подлокотниками: инструкция по монтажу своими руками, особенности

    Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

    Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

    Чем толще второй слой, тем реже трещины.

    Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

    Вот так получается на досочке.

    Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

    Вот он в работе.

    Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

    Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

    Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

    Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет – надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

    Как сделать декупаж на дереве своими руками: инструкция, техника кракелюр на деревянных изделиях

    Опубликовано в: Статьи

    Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора здесь).

    Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

    Могу ответить так:
    Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника, она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд 🙂

    А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник, которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

    Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

    Кракелюры – это трещинки.
    Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски, и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке.
    Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака, и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра 🙂 Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

    Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

    Общая схема работы с одношаговым кракелюром

    Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

    Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр, полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета, после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

    За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски.

    Почему все-таки эта техника такая сложная?

    Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом:

    • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
    • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
    • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно, как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать 🙂

    Консистенция краски

    Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
    Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


    Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


    А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов 🙂

    Возможности однокомпонентного кракелюра

    Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

    Одношаговый кракелюр декола:

    Он же 🙂

    И это, между прочим, тоже декола:

    А ниже будут бусы — все та же декола 🙂 И все трещинки — разные…

    А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

    В целом характер трещин зависит от:

    • кракелюрного состава;
    • толщины слоя лака;
    • степени его просушки;
    • консистенции краски основного цвета;
    • толщины слоя краски основного цвета;
    • нанесения краски основного цвета.

    Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

    Какой кракелюрный лак выбрать?

    Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

    Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу. Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

    Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

    Небольшие ограничения

    Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться, в отличие от художественных.

    А краски-металлики вообще не дают трещин. Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

    Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

    И напоследок –

    Замечание, которое относится к любой из смежных техник. Применяя однокомпонентный кракелюр, задайте себе вопрос: зачем я его здесь использую? Какую смысловую нагрузку он несет? Можно ли обойтись без него, не будет ли он на этой работе лишний?

    Я не буду выкладывать здесь фотографию одной работы, найденную в интернете, только опишу ее словами, но, думаю, вы прекрасно себе это представите: КРАКЕЛЮР ПОД СОБАЧКАМИ (одношаговый кракелюр, сверху на него наклеен мотив с собачками, и через собачек просвечивают коричневые трещины). Сразу встает вопрос: что автор хотел сказать этими коричневыми трещинами под несчастными щенками 🙂

    Поэтому перед применением кракелюра обязательно убедитесь, что у вас не получается «кракелюр под собачками». Можно делать трещины рядом с мотивом, а можно под мотивом, но в случае с живыми существами лучше делать рядом…

    С этим кракелюром можно делать столько интересных работ: главное – научиться им уверенно управлять и выдерживать стилистику. И, поскольку нюансов здесь очень и очень много, за одну-две статьи это описать невозможно: нужно много теории и практики.

    Ссылка на основную публикацию