Изделия из красного дерева: инструкция по монтажу своими руками, особенности мебели

Чем мебельный щит лучше цельной древесины?

Мебельный щит такой же качественный, как и цельная древесина, при этом стоит дешевле. Мы собрали основные преимущества клееной доски.

Мебельный щит такой же качественный, как и цельная древесина, при этом стоит дешевле. Мы собрали основные преимущества клееной доски.

Виды конструкций

Можно сделать шкаф из ЛДСП самому, и он будет удовлетворять потребности всех членов семьи, а также хорошо впишется в интерьер. Нужно определиться, каким именно он будет не только по цвету или внутренним отсекам, но и по трем важным критериям.


Можно сделать шкаф из ЛДСП самому, и он будет удовлетворять потребности всех членов семьи, а также хорошо впишется в интерьер. Нужно определиться, каким именно он будет не только по цвету или внутренним отсекам, но и по трем важным критериям.

Правила эксплуатации

Фото старой мебели выглядят заманчиво, но вскоре после покупки мебель может потерять бывалый вид. Предотвратить это поможет правильная эксплуатация. Идеальные условия:

  • Температура воздуха составляет 17-24 градусов Цельсия;
  • Влажность около 60 процентов;
  • Не допускается попадание лучей солнца на поверхность;
  • В непосредственной близости к мебели нет нагревательных приборов.

Расстановку и вынос старой мебели должны осуществлять профессионалы, способные уберечь ее от повреждений.

Чтобы уберечь ценные экземпляры от термитов, плесени, жуков-древоточцев и других паразитов, используются специальные пропитки для дерева. Их можно приобрести в специализированных магазинах, а также на сайтах товаров для краснодеревщиков.

Главным критерием долгой службы по праву считается бережное отношение хозяев к своему имуществу. Своевременное удаление пыли, натирка воском и масляными составами позволяют поддерживать привлекательный вид старинных изделий.

  • Зачем регистрироваться?
  • Как покупать?
  • Как продавать?
  • Частые вопросы
  • Корзина

    Сборка мебели

    Компьютерный стол относится к специализированной многофункциональной мебели, совмещающей в себе письменный стол, место для размещения ПК, хранения документов и канцелярии, удобного размещения периферии и осветительных приборов. Сегодня производители предлагают широчайший .

    В эпоху «царствования» электронных СМИ над печатными изданиями, журнальные столики все чаще используются нашими соотечественниками не по назначению. Например, для сервировки завтрака/ужина; в качестве места временного хранения пультов и гаджетов; .

    Содержание Выбор типа подстолья: особенности конструкции, достоинства и недостатки. Напольные Подвесные Угловые Основные элементы конструкции. Выбор материалов и подготовка инструмента. Тумбочка под раковину: процесс самостоятельной сборки. Благодаря разнообразию дизайнерских решений .

    Очень часто планировка квартиры не позволяет установить в прихожей полноценный шкаф для обуви. Как правило, коридоры очень узкие и нет возможности устанавливать широкие комоды. На мебельном рынке представлен огромный выбор .

    Походив по мебельным магазинам и салонам, очень часто можно ужаснуться от представленных там ценников. Самое обидное, что простая кровать из самого дешевого материала (вовсе не дерево, а обычное ДСП или .

    Газовый амортизатор для дверок горизонтального открывания это один из самых распространенных вариантов крепления фасадов к корпусу мебели. Он отличается демократичной ценой, простым механизмом открывания и легкостью установки. Для различных размеров .

    На современном рынке мебельной фурнитуры представлено большое количество видов мебельных петель. В современном производстве мебели чаще всего используют четырехшарнирные модификации, которые являются улучшенными шарнирными петлями времен СССР. Безусловно, сегодняшние петли .

    Наверняка, каждый любитель книг рано или поздно сталкивается с проблемой хранения своей домашней библиотеки. Конечно, самым простым выходом является покупка готового шкафа, благо сегодня в мебельных магазинах представлен широкий ряд .

    В данной статье описывается метод сборки выдвижного ящика из готовых заводских деталей, с размеченными отверстиями под шканты, минификсы и конфирматы. Из этого материала вы узнаете как собрать выдвижной ящик самостоятельно .

    Если вы любите добротные и красивые вещи из дерева, мечтаете соприкоснуться с плотницким делом, то изготовление табурета собственным руками станет для вас увлекательнейшим занятием, плодами которого вы еще долго будете .

    Обычно для тех, у кого руки растут из правильного места, перед покупкой мебели для своего дома всегда возникает вопрос: «Как лучше? Сразу купить готовую кровать, или все-таки лучше сделать ее .

    В данной статье мы сделаем подвесную тумбочку с выдвижным ящиком. Повесить ее можно будет в прихожую или коридор. Идеально наша тумба будет смотреться в прихожей, под зеркалом, там, где мы .

    Ну, вообще для установки навесной стеклянной полки каких-то особых усилий и навыков не потребуется. Но все же давайте вкратце опишем основные моменты монтажа. Держатели для стеклянных полок В качестве крепежа .

    Эксцентриковая стяжка (растексы, минификсы, эксцентриковый зажим – кто как называет) – это один из наиболее распространённых видов мебельного крепежа. Минификсы хороши тем, что детали, стянутые с их помощью, можно многократно .

    И снова здравствуйте. Сегодня мы будем собирать наш шкаф купе, делать мы это будем по приведенной ниже инструкции. Итак, мы забрали детали с распила. Клеить кромку мы сами не захотели, .

    Чтобы качественно приклеить пластик АБС своими руками, берите кромку толщиной от 0,5 до 1 мм. Более толстую кромку АБС, например 2 мм, в таких условиях идеально приклеить не получится, она .

    Оклеенный меламиновой кромкой торец ДСП выглядит совсем не хуже, а иногда и лучше по сравнению с оклейкой на недорогом станке. Сегодня мы разберемся, как наклеить меламиновую кромку. Смотрите подробную инструкцию .

    Навесная книжная полка – это очень функциональное и эргономичное хранилище для ваших книг и журналов. Они не только будут хранить ваши любимые книги на видном и доступном для вас месте, .

    Итак, допустим вы решили сделать комод. Нашли фото, сделали проект, чертеж, деталировку, заказали распил, собрали каркас, установили выдвижные ящики, теперь осталось самое главное — установить фасады. Сегодня мы расскажем про .

    Самыми популярными на сегодняшний день, по прежнему, остаются телескопические (шариковые) направляющие полного выдвижения. Выглядят они вот так: К их достоинствам можно отнести: Сравнительно не дорогая цена Плавный и тихий ход .

    Итак, допустим вы решили сделать комод. Нашли фото, сделали проект, чертеж, деталировку, заказали распил, собрали каркас, установили выдвижные ящики, теперь осталось самое главное — установить фасады. Сегодня мы расскажем про .

    Чертежи и схемы изготовления прочного и красивого изделия

    Любая вещь, созданная своим руками, начинается с бумаги и карандаша. Первым этапом является рисование чертежа помещения и визуального представления на нем будущего изделия. Только потом снимаем все необходимые размеры и делаем подробную схему с деталями и выносом составных мобильных элементов, мест крепления боковых стенок, низа и верха, расположения крепежа и прочих мелких деталей.

    Уже на этом этапе нужно учесть использование цвета в интерьере помещения, тщательно прорисовать фасад мебели, чтобы сразу было видно ее влияние на окружающую обстановку.


    После того как по схеме были вырезаны и отшлифованы все детали (этот этап можно доверить специалистам или реализовать у себя дома), нужно подготовить необходимый инструмент для изготовления мебели и ее сборки в домашних условиях: шуруповерт или дрель, набор отверток и фигурных ключей, кисточки и валики для лакокрасочных изделий. Кроме того, понадобится фурнитура, такая как ручки, завесы, крепительные уголки и различные фиксирующие расходные материалы.

    ЗАТОЧКА V-ОБРАЗНОЙ СТАМЕСКИ

    По сравнению с обычной стамеской заточка инструмента для резьбы по дереву немного сложнее.

    Заточка лицевых сторон. Заточка V-образного инструмента начинается с фаски на лицевой стороне и аналогична заточке обычной стамески. Так как у V-образного инструмента две сходящиеся под углом стороны, надо заточить обе.

    Используйте брусок средней зернистости с водой или маслом. При заточке держите стамеску под углом примерно 20°-25° и двигайте её короткими ходами назад и вперёд вдоль бруска (рис. 1). Необходимо добиться одинаковой заточки обеих сторон. Для этого делайте несколько проходов с одной стороны, затем — столько же проходов с другой. После заточки вы увидите маленький заусенец, проходящий поперёк каждой внутренней стороны. Удалите его полировкой внутренней стороны резца на кожаном ремне.

    Удаление крючка.

    Когда заусенец удалён, на внешнем углу остаётся маленький крючок (рис. 2а). Если вы не удалите его, инструментом будет тяжело управлять. Удалите крючок последовательным вращением кончика стамески назад и вперёд поперёк бруска средней зернистости (рис. 2).

    Полировка. Полировка удаляет крошечные зазубринки на режущей кромке, где сходятся внешняя и внутренняя стороны. Удалив зазубринки, вы сделаете инструмент намного острее. Чтобы отполировать кромку, на кожаный ремень нанесите немного пасты ГОИ и повторите шаги заточки (рис. 3).

    До обработки сосны убедитесь, что диск циркулярки — острый: тупой диск рвёт мягкие волокна, а не режет их. Обратите внимание на засмоленность диска. Во время запила смола создаёт большое сопротивление. Удалить наслаивающуюся смолу можно, промыв диск бытовым очистителем.

    Что нужно для скульптурной резьбы по дереву

    Для того чтобы приступить к работе, недостаточно обладать только знаниями и умениями. Нужно обзавестись специальными инструментами и, желательно, верстаком. Конечно, существуют специальные станки для скульптурной резьбы, но это уже совсем другая тема.

    Основные инструменты для скульптурной резьбы по дереву:

    1. Нож-косяк. Его применяют для создания небольших углублений. Получил такое название из-за скошенного на 35 – 60° лезвия.
    2. Нож-резак. Им удобно обрабатывать закругленные элементы.
    3. Стамески различных форм. Полукруглые используют как основной инструмент для всех видов резьбы, прямые — как вспомогательный. Другие формы используются реже.
    4. Богородский нож. Используется именно для скульптурной резьбы по дереву.
    5. Топор. Его используют для снятия коры и создания грубой формы скульптуры.

    В магазинах продают специальные наборы, где есть все эти инструменты. Они должны быть качественными, иначе будут ломаться и крошить древесину.

    Когда материал выбран, приступают к его обработке. Сначала снимается кора. Снимать нужно аккуратно, чтобы не повредить внутреннюю часть. Для этого обычно используют топор, скобель или тесло.

    Особенности скульптурной резьбы

    Вырезать фигурки из дерева люди научились много тысяч лет назад. Сегодня это искусство так же популярно, как и на заре человеческой истории. Скульптурная резьба имеет множество поклонников по всему миру. В чем ее плюсы перед изготовлением скульптур из других материалов, например, камня? Этот вид искусства:

    • не требует большого помещения для работы;
    • позволяет без проблем находить нужный материал;
    • дает возможность покупать его недорого;
    • не отнимает у мастера много времени.

    К тому же инструменты для работы можно найти без проблем, а при необходимости изготовить своими руками.

    Набор инструментов для скульптурной резьбы

    К тому же дерево как материал — более разноплановый, чем тот же камень, пластик или металл. Из него мастер может создать не только произведение искусства, но и красивые предметы быта. Украшенное резьбой кресло, декоративная полочка или затейливо вырезанный из красивого куска дерева корпус для часов станут украшением для дома или дачи. Или прекрасным подарком, ценность которого в том, что он сделан вручную мастером.

    Читайте также:  Как обновить старый деревянный стол и его ноги: светящийся, инструкция по декору своими руками

    Освоивший навыки резьбы мастер может заняться украшением дома. Наличники на окнах, ставни, коньки на крыше или затейливые украшения на крыльце и веранде — все под силу резчику.

    Плюс дерева как материала для резьбы еще и в том, что оно очень пластичное, его легко обрабатывать.

    Процесс изготовления скульптуры из дерева

    Из него можно вырезать и абстрактные скульптуры, и классические образы, и даже создавать композиции, в которых смешана обработанная и необработанная древесина.

    И не только потому, что оно трудоемкое и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в куске дерева. Как он это делает? Один из гениев Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.) сказал, что он просто берет материал и отсекает от него все лишнее.

    Скульптура из дерева: тонкости изготовления

    Дачный участок, это то место, где можно отдохнуть в тени деревьев, вырастить любимые овощи и зелень, любоваться цветами и каждый год собирать урожай. А еще дачный участок – это замечательная возможность реализовать свои творческие способности и поработать на свежем воздухе. Еще на начальном этапе – разработке ландшафта садового участка, можно внести изюминку и украсить участок садовыми фигурами. Сделать скульптуру из дерева можно самостоятельно, если вооружиться необходимым инструментом, материалом и ознакомиться с рекомендациями по созданию скульптур из дерева.

    Перед тем как приступить к работе, стоит ознакомиться с правилами выбора фигур для садового участка.

    Что необходимо знать:

  • Фигурка (одна или несколько) должна «вписываться» в дизайн сада. Если она будет вызывать противоречие, то не стоит ожидать гармонии, даже если скульптуры выглядят весьма симпатично.
  • Если вы сомневаетесь, будут ли скульптуры смотреться гармонично, то сделайте макет вашего дачного участка из бумаги и вырежьте фигурки из картона. Разместите их в подходящем по вашему мнению месте. Если вам не нравится, как смотрится скульптура, ее можно переместить или поменять фигуры местами. Такая визуализация поможет вам определиться с выбором места.
  • Не нужно нагромождать несколько массивных фигур на небольшом участке. Это лишь усложнит восприятие. Лучше установить 1-2 фигуры, чтобы украсить участок и добиться гармонии с природой.
  • Вовсе не обязательно, чтобы скульптура занимала центральную позицию. Лучше расположить несколько небольших деревянных скульптур, которые будут гармонировать с растениями. Не исключается и расположение одной деревянной скульптуры в саду, но тогда желательно оформить ее другими декоративными элементами – вьющимися растениями, плетнем или аркой.

    Скульптура из дерева фото:

    Если вы задумали сделать небольшую фигурку из дерева, то сначала материал нужно подготовить – промыть водой и отделить кору. Обломки, кору и даже щепки не спешите отправлять на свалку – этот материал может послужить для оформления декоративных композиций или понадобится при доработке деревянной скульптуры.

    В процессе работы у вас будет оставаться большое количество тонкой стружки и опилок – этот вспомогательный материал пригодится для ремонтных работ и реставрации деревянных скульптур как природная замазка трещин и отверстий. Необходимо смешать с лаком опилки до тех пор, пока масса не станет вязкой и сразу заполнять отверстия. Не нужно делать слишком густую или наоборот, редкую замазку, так как работать с таким материалом будет неудобно.

    Сушить заготовленный материал лучше в сухом теплом месте (можно занести в дом) и обернуть полиэтиленом. Так можно защитить древесину от деформирования и появления трещин.

    В процессе работы отходы желательно сразу собирать в отдельную емкость и также хранить в сухом месте.

    Для небольшой резной фигурки скульпторы рекомендуют использовать такие породы дерева:

    • яблоню,
    • кипарис,
    • березу,
    • лещину (лесной орех),

    Такие породы дерева, как самшит и палисандр (особенно черный) трудно обработать, поэтому новичку лучше работать с мягкими породами древесины. В редких случаях резчики по дереву порекомендуют новичкам работать с твердыми породами дерева, так как неточные движения на поверхности будут не столь заметны. А вот если «испортить» мягкий материал, то все неточные движения будут заметны, как на ладони.

    С чего нужно начинать

    Материал вы подготовили, заточенный инструмент тоже лежит рядом, можно приступать. Но сначала нужно начать с карандаша и листа бумаги. Не поленитесь, сделайте эскиз вашей скульптуры.

    Необязательно обладать талантом художника, чтобы перенести на бумагу макет будущей фигурки. Нарисуйте контуры и основные детали скульптуры. А теперь можно переносить контуры на саму заготовку. Так поступают все резчики по дереву. В некоторых случаях можно сменить простой карандаш на маркер, чтобы провести четкую линию контура. И это еще не все – в процессе подготовки после создания эскиза сделайте пластилиновую копию вашей садовой скульптуры из дерева. Затем необходимо построить схему в нескольких проекциях. Если вам это покажется сложным – пропустите этот этап. Резчики по дереву часто обходятся даже без эскиза, поскольку им проще сразу вырезать фигуру из дерева, чем нарисовать ее точную копию на бумаге.

    Скульптура из дерева своими руками 1-й этап

    Приступаем к грубой обработке и «прорисовке» основной формы фигуры. Сначала нужно определить «ноги» и основание. Воспользуйтесь пилой со средними зубцами, чтобы опилить заготовку. Держите инструмент перпендикулярно к центру заготовки.

    Если у вас получился неровный спил, его потом можно аккуратно подровнять. Отнеситесь к этому этапу очень ответственно, так как от этого будет зависеть результат.

    Теперь наметьте центр заготовки и проведите вспомогательные линии. Угольником проверьте правильность разметки. В процессе работы этих линий видно не будет, так как они постепенно срежутся.

    Эту часть работы лучше выполнять таким набором инструментов:

    • рулеткой,
    • линейкой,
    • угольником,
    • штангенциркулем.

    Если вы делаете крупную скульптуру из дерева, то вместо карандаша лучше использовать яркий маркер, так как он не так быстро стирается, как карандаш.

    На этом этапе необходимо выполнить грубую обработку заготовки при помощи топора, а мелкие детали можно вырубить теслом. Во время работы лучше не углубляться, а оставить запас материала, чтобы потом можно было доработать и внести поправки. Во время работы пользуйтесь измерительными инструментами.

    Сначала вырубается та часть, которая требует больше всего внимания, а потом восстанавливаются линии и прорисовываются штрихи. Например, если ваша скульптура будет выполнена в виде медведя или другого крупного зверя, то начинайте работать с головы, постепенно выполняя резьбу по дереву сверху вниз.

    Посмотрите на это фото, чтобы понять принцип работы:

    Для выполнения этой части работы вам понадобятся следующие инструменты:

    • ручная пила (с мелкими или средними зубцами),
    • полутопорик для плотницких работ,
    • полукруглое и прямое тесло.

    3-й этап

    Вырубка четырех граней фигуры. На первый взгляд вам покажется это сложной задачей, но все предельно просто – необходимо с помощью плотницкого инструмента «прорисовать» и разделить массивы – туловище, руки и ноги. На этом этапе пока не стоит округлять заготовку. Эту часть работы можно выполнить крупными стамесками.

    У вас получится угловатая заготовка – теперь нужно выполнить обрезку и сделать рельеф без мелких деталей. Важно «оживить» будущую фигурку и не упустить основные моменты. Детализировать и округлять скульптуру из дерева пока рано. Для работы необходимо использовать набор мелких стамесок и ножей-косяков.

    Наконец-то можно приступить к самому интересному – деталировке и округлению скульптуры. Можно убрать грани и проработать мелкие детали – драпировку, черты лица, мех животных. Старайтесь поменьше рисовать карандашом на фигурке, так как он останется и удалить его можно будет только мелкозернистой наждачной шкуркой. Эту ответственную часть работы доверьте таким инструментам: ножам-косякам, скальпелям и цезарикам.

    Когда работа завершена, необходимо ошкурить фигурку наждачной шкуркой и нанести тонкий слой подсолнечного масла. В отдельных случаях скульпторы по дереву советуют сварить вырезанную фигурку в масле. При нагревании растительное масло начнет полимеризоваться и деревянная поверхность будет устойчива к влаге и загрязнениям. Этот совет касается только небольших деревянных скульптур.

    По такому же принципу можно вырезать скульптуры животных из дерева:

    Обработка скульптуры из дерева

    В зависимости от материала покрытия, существует несколько способов финишной обработки скульптуры.

    Рассмотрим подробнее каждый способ:

    Использование морилки. Светлые породы дерева: липа, береза и клен нуждаются в тонировке. Можно достичь определенного цвета разными способами, в том числе и природным. Например, воспользоваться анилиновыми красителями, а можно приготовить морилку самостоятельно.

    Как приготовить морилку:

    • йодная. Возьмите маленький пластиковый стаканчик и заполните до половины водой. Добавьте 3-5 капелек йода, перемешайте. Попробуйте на белой бумаге, какой получился оттенок – если слишком насыщенный, можно разбавить водой, слабый – добавить йод. Если покрыть изделие одним слоем, то получится красивый «медовый» оттенок, а если нанести 3-4 слоя – то цвет охры,
    • коричневую морилку готовят из воды и кристаллов марганцовки по такому же принципу,
    • для приготовления морилки на спирту приготовьте кофе (растворимый), можно взять самый дешевый. В пластиковый стаканчик насыпьте 1 ст.л. кофе и добавьте столько же кипятка. Залейте спирт (половину стаканчика) и перемешайте. Такая морилка пригодится для покрытия объемной резьбы, для рельефных поверхностей она не подойдет.
  • Покрытие лаком. Существует несколько видов лаков для дерева: на масляной основе, нитро и пентафталевый лаки. Основное условие при покупке лака – берите только бесцветный. Магазинные лаки очень густые, поэтому их нужно разбавлять растворителями до такой консистенции, как вода. Развести масляный лак можно только скипидаром, а нитролак – ацетоном. Чтобы узнать, каким растворителем нужно развести ваш лак, посмотрите на этикетку – производители дают подробные рекомендации. Небольшую фигурку из дерева можно целиком «искупать» в лаке, а большую скульптуру из дерева покрывают кисточкой.
  • Масляной обработке подлежат вязкие и твердые породы дерева, например, груша, яблоня и береза. Варить фигурки очень просто: налейте в кастрюлю масло, поставьте на огонь и через 5 минут, когда оно нагреется – опускайте поделку. Она будет плавать в масле. Если у вас много небольших фигурок, то их лучше варить по отдельности. Каждый раз масло нужно менять на свежее, иначе оно может загореться. Длительность обработки изделия зависит от желаемого оттенка, когда фигурка начнет темнеть, то ее можно извлекать. Обработанные маслом фигурки ошкуривают и полируют.

    • яблоню,
    • кипарис,
    • березу,
    • лещину (лесной орех),

    Особенности механической обработки разных пород древесины

    Простота механической обработки древесины во многом определяется плотностью, а, следовательно, твердостью породы. Более плотные породы трудно режутся, и цена их выше, с другой стороны такая древесина реже трескается и рассыпается.

    Читайте также:  Деревянный стул для кормления: инструкция по монтажу своими руками, особенности

    С основными физико-механическими свойствами древесных пород вы можете ознакомиться в следующей таблице.

    Лиственные породыПлотность из расчета кг/м³Предел прочности при радиальном скалывании (Мпа)Предел прочности при статическом изгибе (Мпа)Хвойные породыПлотность из расчета кг/м³Предел прочности при радиальном скалывании (Мпа)Предел прочности при статическом изгибе (Мпа)
    Береза6409,3109,5Сосна5107,586
    Липа4908,688Ель4406,979,5
    Осина4906,378Лиственница6509,9111,5
    Бук66011,6108Пихта3706,468,5
    Дуб70010,2107,5

    После того как определились с основными свойствами древесины, рассмотрим самый популярный метод изготовления скульптур для декорирования дачи и приусадебного участка.


    С основными физико-механическими свойствами древесных пород вы можете ознакомиться в следующей таблице.

    Учимся скульптурной резьбе по дереву в просто мастер-классе

    Очень важно серьезно подойти к выбору заготовки – нельзя ошибиться с размером или материалом из которого будет создаваться скульптура, необходимо учесть волокнистое строение дерева и все особенности вырезаемой фигуры. В любом случае, со временем, невозможно будет избежать некоторой деформации по ряду причин, и эти изменения необходимо предусмотреть и рассчитать заранее, иначе изделие может потерять в качестве, снизится его художественная ценность.

    Еще одним подспорьем может стать знание будущего “жилья” данной скульптуры, соответствие ее габаритов метражу и высоте потолков помещения, где изделие будет выставлено. То есть, уже на этапе задумки возникает масса вопросов, решить которые под силу только самому мастеру-исполнителю. Так что торопиться в создании объемного изделия из дерева однозначно не стоит.

    Скульптурная резьба является станковым видом творчества, а потому для него необходимы оборудованное рабочее место и практически все инструменты, применяемые во всех видах резьбы. Ваше умение владения всеми этими инструментами должно находиться на довольно высоком уровне – человек, никогда ранее не занимавшийся ни одним видом вырезания по дереву, не сможет создать качественную и красивую скульптуру растения, животного или чего-либо еще просто так, с наскока.

    Скульптурная резьба включает в себя несколько интересных разновидностей, например вырезание бензопилой, или корнепластика.

    Корнепластика является немного более сложной, но более захватывающей и интересной. В ее случае композиции создаются с использованием природных форм. Речь идет о том, как в качестве заготовок используются участки корневой системы деревьев, которые в грубой форме имеют сходство с каким-либо предметом, животным, растением, или, возможно, даже мимикой человеческого лица. В работе подобного характера мастер должен иметь и использовать свое воображение, чтобы разглядеть задатки живого узора в неживом объекте и заранее увидеть приблизительное очертание уже готовой работы в сырье, которого еще не касался ни один инструмент. Такие изделия в силу своей индивидуальности и оригинальности всегда очень востребованы. Не забывайте об этом, когда настанет время браться за скульптурную резьбу.


    Корнепластика является немного более сложной, но более захватывающей и интересной. В ее случае композиции создаются с использованием природных форм. Речь идет о том, как в качестве заготовок используются участки корневой системы деревьев, которые в грубой форме имеют сходство с каким-либо предметом, животным, растением, или, возможно, даже мимикой человеческого лица. В работе подобного характера мастер должен иметь и использовать свое воображение, чтобы разглядеть задатки живого узора в неживом объекте и заранее увидеть приблизительное очертание уже готовой работы в сырье, которого еще не касался ни один инструмент. Такие изделия в силу своей индивидуальности и оригинальности всегда очень востребованы. Не забывайте об этом, когда настанет время браться за скульптурную резьбу.

    Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы

    Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы

    Скульптурная резьба является, пожалуй, самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Она сильно отличается от всех видов резьбы, о которых рассказывалось выше и которые можно рассматривать только с лицевой стороны. Объемная резьба покрывает изделие со всех сторон, так как не связана с плоскостью и рассчитана на свободное расположение в пространстве. Выполнение круглой скульптуры требует от резчика не только технических навыков и большого опыта, но и глубоких знаний композиции. Приступать к созданию объемных скульптур целесообразно только тогда, когда резчик отлично овладеет инструментами, всесторонне изучит особенности материала.

    В народном искусстве и художественном ремесле в технике объемной резьбы выполняются архитектурные детали дома, всевозможная резная утварь и, конечно, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка. Скульптуры используются для украшения дачного участка и интерьера дома, в качестве сувениров. Скульптурная резьба задействуется при изготовлении масок, фигур животных, человека и мифических существ.

    Мастера обычно работают на скамеечках высотой до 35 см за верстаками, высота которых не превышает 60 см, причем колени их, естественно, находятся выше сиденья скамеечки. При такой посадке мастер может прижимать чурку к колену или краю верстака, держать ее между колен, оставляя гораздо больше свободы и маневренности рукам.

    Для объемной резьбы потребуются топор, тесло, набор полукруглых стамесок (7–8 видов) шириной 8–40 мм и специальный нож для отделки – так называемый богородский нож (рис. 35, а). Вкратце остановимся на основных приемах резьбы ножом.

    Особой популярностью в XIX в. пользовалась богородская деревянная скульптура и игрушка, главным производящим центром которой являлось село Богородское Владимирской губернии, принадлежащее Троице-Сергиевской лавре. Начало богородской деревянной мелкой пластике положил игрушечный промысел, существовавший в Сергиевом Посаде, по предположению исследователей, уже в XVII в. Правда, материальных памятников того времени не сохранилось, но есть упоминание о них в литературе. Да и произведения XVIII в. говорят о том, что мастерство местных резчиков в это время было на достаточно высоком художественном уровне.

    Лезвие ножа хорошо строгает в том случае, если нож выполняет поступательное движение по древесине и скользящее движение вдоль лезвия. Для этого лезвие ножа должно быть очень острым. Если движения ножом будут осуществляться перпендикулярно лезвию, то для этого потребуются большие усилия, древесина частично или полностью будет сминаться, а резной след не будет чистым.

    На рис. 35, б, показан обычный, или классический, прием работы ножом по дереву. Ручку ножа захватывают ладонью и строгание ведут полным лезвием от себя. При этом нож слегка поворачивают ручкой вперед. Снятие стружки начинают пяткой лезвия, а заканчивают – кончиком, то есть нож двигают вдоль волокон древесины и одновременно продвигают вдоль лезвия.

    Резчику следует использовать различные приемы строгания и обработки дерева. Вот несколько основных приемов работы ножом, которые используют при различных видах и вариантах резьбы.

    Прием «от себя» (рис. 35, в) используется для снятия кромок и фасок, особенно в направлении, перпендикулярном волокнам древесины. Работать можно одной рукой, но при резьбе поперек волокон удобно придерживать и направлять лезвие пальцами другой руки, как и показано на рисунке.

    Рис. 35. Приемы резьбы ножом: а – богородский нож; б – классический способ резки; в – резка от себя; г – срезание толстого слоя древесины; д – резка навстречу левой руке; е – резка лезвием, обращенным в сторону левой руки; ж – резка навстречу большому пальцу.

    Прием, показанный на рис. 35, г, используется для снятия большой массы дерева вдоль его волокон. В этом случае нож можно захватывать одной или двумя руками с направлением кончика ножа почти к локтю правой руки. На руки при этом приеме следует надавливать грудью. В тех случаях, где маневренность в движении ножом ограничена (обработка внутренней поверхности изделий), рукоятку ножа захватывают обеими руками – свободной поверх рабочей. Здесь нажим на руки осуществляется корпусом.

    На рис. 35, д – ж, показаны приемы резки навстречу левой руке, навстречу большому пальцу и резка, когда лезвие обращено в сторону левой руки.

    Для скульптурной резьбы следует использовать древесину мягких пород: липу, осину, ольху, клен. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и податлива при резьбе. Реже применяют осину и ольху. Чтобы древесина осины стала мягче, ее запаривают на 2–3 часа, а затем выдерживают в течение суток в тени. После просушки торцы бруса, на которых появились трещины, опиливают. Древесина должна быть без изъянов (трещин, гнилых сучков и т. п.).

    Для начала лучше выполнить несколько статичных фигурок, постепенно усложняя и увеличивая их размер. Прежде чем приступить к резьбе задуманной композиции, необходимо, как и при рельефной резьбе, вылепить ее модель из пластилина или глины соответствующего размера. Затем выбирают подходящий по размерам брусок, по возможности без дефектов – трещин, сучков, гнили, и закрепляют в горизонтальном или вертикальном положении так, чтобы к заготовке можно было подойти с любой стороны. Карандашом наносят основные контуры будущей скульптуры и грубо вырубают основные формы фигуры – делают так называемую «зарубку» (рис. 36, а, б). Обрубку грубых форм у заготовок небольших размеров осуществляют стамесками (прямыми, полукруглыми, отлогими, иногда уголками).

    Далее крупной стамеской с шириной лезвия 30–40 мм (в зависимости от объема скульптуры) прорабатывают основные скульптурные формы (рис. 36, в). Более мелкие детали прорабатывают стамесками меньшего размера, после чего работают уже богородским ножом, большими и малыми рашпилями и рифлевками – отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями состругивают тончайшую стружку (рис. 36, г). Скульптуру как бы «расписывают» мелким инструментом, покрывают ее поверхность неглубокими бороздами, передающими фактуру костюма человека, птичьих перьев, шкуры животного, конской гривы, разметавшихся трав под копытами, прожилок листьев.

    Срезать древесину нужно осторожно, мелкими срезами, обрабатывая заготовку постепенно со всех сторон. Если в скульптуре должны быть сквозные отверстия, их прорезают в последнюю очередь, так как иначе легко ошибиться в распределении объемов. Очень твердую и сухую древесину во время работы периодически смачивают водой.

    Отделка скульптуры заключается в шлифовании поверхности мелкой шкуркой. В некоторых скульптурах шлифовка не обязательна, резчик оставляет поверхности такими, какими они получаются в результате работы стамесками и ножом.

    Готовую скульптуру некоторое время выдерживают в сухом месте. Если древесина до этого была влажной, то после высыхания на ней образуются трещины. Эти трещины заклеивают клиньями из той же породы древесины с учетом направления волокон.

    Для первых упражнений не следует брать сложные в исполнении фигуры. Работая над скульптурой, надо, кроме выявления форм, объема, движения, всегда стремиться передать характер образа.

    Рис. 36. Этапы изготовления резной скульптуры: а – закрепление и разметка заготовки; б – обрубка грубых форм; в – проработка деталей скульптуры; г – готовое изделие.

    Читайте также:  Деревянные табуретки: инструкция как сделать своими руками, особенности изготовления

    Освоив резьбу фигурок человека, можно приступить к резьбе изображений животных. Особое внимание нужно уделить выявлению силуэта, передаче форм и объемов, обработке поверхности. Необходимо, чтобы скульптура была пластичной во всех поворотах. При выполнении многофигурной композиции нужно сначала решить композицию в целом и только потом приступить к проработке отдельных фигур и предметов.

    Очень интересно выглядят скульптурные изделия, выполненные из древесины с ярко выраженной текстурой (сосны, дуба, клена, ясеня). В данном случае материал будет «подсказывать», как лучше использовать природный рисунок дерева при выполнении объема и форм скульптуры. При создании скульптур из текстурной древесины надо стремиться подчеркнуть форму рисунком текстуры. Природный рисунок и цвет древесины обогащают образ и придают изделию особую выразительность. Композиция должна быть проста и лаконична, нет необходимости дополнять такое изделие орнаментом.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    В народном искусстве и художественном ремесле в технике объемной резьбы выполняются архитектурные детали дома, всевозможная резная утварь и, конечно, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка. Скульптуры используются для украшения дачного участка и интерьера дома, в качестве сувениров. Скульптурная резьба задействуется при изготовлении масок, фигур животных, человека и мифических существ.

    Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

    Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

    Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

    Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

    Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

    Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

    Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

    Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

    Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

    Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

    Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

    Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

    Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

    Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

    Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

    Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

    Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

    Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

    Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

    Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

    Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

    Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

    Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

    Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

    Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

    Все о скульптурной резьбе по дереву

    включайся в дискуссию

    Поделись с друзьями

    1. Особенности
    2. Инструменты
    3. Технология
    4. Советы мастеров

    Фигуры из дерева — это отдельное произведение искусства, которое завораживает, пленит и поражает воображение. Есть много способов обработки древесины, самым сложным из которых является скульптурный тип резьбы. Именно он привлек наше внимание.


    Скульптурная резьба по дереву зародилась еще до христианских времен. В древности люди вырезали фигуры богов, молились им и поклонялись. С того времени многое изменилось, появились новые виды и способы обработки дерева, но художественная резьба, как и раньше, находится в большом почете. Скульптурная резьба по дереву обладает рядом особенностей.

    Вырезаем садовую скульптуру «Медведь»

    Хочу вам представить очередной мастер-класс по работе с деревом. На этот раз тема садовой скульптуры. Будем делать медведя из массива сосны, высотой 1,5 метра. Работа, скажу вам, объёмная, как по размеру, так и по работе.

    Отправляемся на ближайшую лесопилку за подходящим бревном (колодой). В моём случае я уже постоянный клиент, позвонил заранее и поехал на смотрины. Предложили очень подходящее бревно длинной 3 метра, в диаметре 0,65 метра по макушке. Берём его.

    Доставили, крыжуем в размер. Самое интересное! Ставим, макушкой вниз. Помучился один вокруг него, позвал супругу. Поднимаю рычагами, ломами она подкатывает чурки для опоры. Поставили. Вес ориентировочно колоды около 400 кг, а может и больше.

    Снимаем топором кору.

    Фотографируем с трёх сторон — слева, справа, спереди. Делаем распечатку и рисуем набросок.

    Берём бензопилу в руки, и полетели щепки да опилки. Но без фанатизма. Соблюдая технику безопасности!

    Уже что-то есть. Делаем снимки и прорисосовку.

    Убираем всё лишнее дальше.

    Чем больше отпилится бензопилой, тем меньше стучать киянкой. Но лучше оставить запас если не уверен.

    На этом остановимся и бережно «болванку» кутыряем до мастерской. Остальную работу будем делать в тепле. Ноябрь уже на дворе.

    Берем киянку и большую отлогую стамеску. И молотим со всех сторон.

    На этом этапе выводим формы и периодически снимки, прорисовка.

    На снимке видно, что передние лапы вышли по форме за диаметр бревна. Это не беда. Находим подходящий обрезок от колоды и приклеиваем его при помощи монтажной пены и саморезов. Здесь главное максимально подогнать плоскости соприкосновения. Чем меньше зазор тем лучше.

    Пройдясь отлогой стамеской, засверливаемся в медведя длинными бурами разного диаметра для установки провода. Медведь то не простой, он ещё фонариком будет светить.

    Все следы от бура маскируем заглушками и шкантами, но предварительно обязательно проверяем провод на наличие разрыва. Всякое может случиться можем и оборвать, и переломить.

    Монтируем сразу основание. Медведь значительно похудел кувыркаю уже его один.

    Продолжаем работу уже стамеской уголком, нагоняя шерсть мишки, по ходу работы формируем когти, глазки, носик.

    И вот после нескольких изнурительных дней тук-тук киянкой получается результат.

    Красим нашего косолапого.

    Всё работает. Заказчику всё понравилось

    При работе вес колоды составлял порядка 400 кг. После опиловки и работы стамеской вес значительно убавился. Мне уже удавалось с усилиями поднимать и класть медведя за ушки на пол.

    Отходы: куча кусков древесины, порядка 5-мешков опилок, 2 мешка коры, 2,5 мешка щепы от стамески. Всё пойдёт в дело зимой.

    Всем спасибо. Буду рад ответить на вопросы, если они возникли у вас.

    Всё работает. Заказчику всё понравилось

  • Ссылка на основную публикацию