Грузинские ковры для гостиной

Грузинские ковры для гостиной

  • Главная
  • Ковропедия
  • Грузинские ковры

Мы любим Грузию, мы любим грузин, их вино и их гостеприимство. Но должны честно сказать, что грузинские ковры в мире не настолько известны и популярны, как ковры их соседей – Армении, Дагестана и Азербайджана. Хотя ковры в Грузии делались с очень давних времен, о чем свидетельствуют найденные в местных пещерных комплексах ковры, датируемые 13-14 веками. Торговцы из самых различных мест, от Константинополя до Афин, приезжали в Тбилиси, чтобы продать свои ковры на местных базарах, называвшихся караван-сараями.

С приходом Советской власти, каравансараи были закрыты, но до настоящего времени ковры продолжают изготавливать и продавать в Тбилиси и во многих других грузинских городах.

В Грузии, как и повсеместно на Кавказе, делались и делаются различные виды ковров. Самыми популярными грузинскими коврами являются безворсовые ковры, известные под названием “пардаги”. В отличие от армянских “карпетов” и азербайджанских “килимов”, эксперты обратили на них внимание лишь к концу 19 века. По мнению грузинских искусствоведов, происхождение пардагов ведет свое начало из селения Квемо-Алвани, расположенного в местности, называемой Тушетией. Как и повсюду на Кавказе, распространенное здесь овцеводство служило стабильным источником сырья, а повседневный быт обуславливал потребность в ковровых тканях. Из них изготавливали не только легкие и теплые шерстяные ковры, но и сумки для поклажи, накидки, подстилки для ночевки в горах и множество других, необходимых для кочевой жизни вещей. Удивляет то, что эти изделия, изготавливавшиеся простыми и малообразованными труженицами, имеют такие красивые и гармоничные композиции и высокий художественный вкус.

Другой вид традиционных грузинских ковров -это ковры из войлока. Они не столь популярны, как войлочные ковры из Киргизии, Монголии, Казахстана, Греции, Индии, Персии , Китая и Дагестана. Но делали их по всему Востоку с самых древних времен, хотя искусство изготовления войлочных ковров наиболее скудно изучено и освещено в современной литературе. Сам принцип изготовления войлока основан на свойстве шерстяных волокон сцепляться между собой под давлением, при помощи покрывающих их поверхность чешуек. Не углубляясь в техническую сторону вопроса, отметим, что творческая часть процесса заключается в создании разноцветного орнамента.

В литературе можно найти детальное описание существовавших и ныне здравствующих технических приемов , но некоторые их этих ковров очень интересны и необычны. Существует два основных способа получения орнамента войлочных ковров. Во вваленных войлочных коврах пряди окрашенных волокон выкладываются в форме задуманного узора поверх прядей основы, после чего обрабатываются паром или горячей водой, скручиваются в общий рулон и длительно вдавливаются в основу, образуя с ней единое целое. В мозаичных войлочных коврах два однотонных слоя войлока разного цвета накладываются один на другой, после чего в них насквозь прорезаются узоры. После разъединения получают одинаковые по конфигурации и размеру куски разного цвета, которые затем сшивают между собой, получая два различных по цвету ковра.

Нам не удалось найти красивых изображений именно грузинских войлочных ковров, поэтому в качестве примера предлагаем полюбоваться изделиями знаменитой мастерицы из Ингушетии Рашат Ахильговой.

И, напоследок, желаем вам распить вот такую необычную бутылочку доброго грузинского вина.

Наверняка мы что-то упустили и многое недорассказали. Но мы надеемся дополнить вышесказанное при помощи вас, наших гостей.

Ждем от вас интересной информации, замечаний и дополнений.

Ковры ручной работы

магазин ковров Heriz занимается исключительно продажей ковров ручной работы. Мы не покупаем, не берём для обмена или обслуживания, и не продаем ковры изготовленные машинным способом. Наша самая большая жалоба на производителей и продавцов машинных ковров заключается в том, что они постоянно пытаются смазать различия между своей продукцией и настоящими коврами ручной работы. В течение многих лет мы говорили с множеством людей, запутавшихся в том, что они купили или что им продали, поэтому следует очень тщательно выбирать место, где покупать, так как цена может отличаться в десятки раз.

Постоянная путаница возникает из-за использования названия восточные ковры в качестве универсального ярлыка для практически любых ковров с узором. Путаница усиливается наличием нескольких видов ковров ручной работы, которые не являются рукотканными. Продажа ковров ведется хаотично. Интернет магазины ковров, элитные мебельные магазины и даже некоторые ковровые магазины, продающие элитные ковры в Москве, часто ставят рядом лучшие ковры ручной работы и машинные имитации. Зачастую продавцы в таких магазинах обладают скудными знаниями и не могут отчётливо отличить восточный ковер ручной работы от машинных в своём каталоге.

Как быть уверенным, когда в магазине Вам предлагают купить ковры ручной работы? Воспользуйтесь нашими рекомендациями.

Восточные ковры ручной работы — это:

Персидские ковры

Это великолепное многообразие: шёлковые, шерстяные, паласы, безворсовые, циновки, килимы, сумахи, ворсовые, вязанные, яркие, красивые, восточные, модные, стильные, оригинальные, художественные, декоративные, дизайнерские, круглые, овальные, квадратные, дорожки, скульптурные, классические, гобеленовые, современные, детские, дорогие, элитные, ковры самолеты(вертолеты), но дешевые ковры также есть. натуральные, настенные, эксклюзивные(лучшие производители – Джамшиди, Забихи, Каземи, Радам, Дардашти, Ахмади, Раджабиан, Эрами, Мирмехди).
Перечислять можно бесконечно, выбор из Ирана огромен.
Есть около 100 областей в Иране, где ткут персидские ковры. Даже лучшие специалисты из музея ковров в Тегеране не могут похвастаться полнотой своих знаний о персидских коврах.

Туркменские ковры

Обычно имеют геометрический дизайн, преобладают красные и коричневые цвета. Антикварные туркменские ковры очень ценятся коллекционерами. В данное время 15 фабрик принадлежащих государству в Туркменистане производят около 50.000 квадратных метров ковров в год в основном красного цвета. Самые популярные и известные из туркменских ковров – Текинские(в англоязычных книгах часто называются — бухарскими).

Китайские ковры

У китайских ковров есть очень длинная и выдающаяся история, которая в значительной степени независима от культуры ткачества ковров Востока. Ковры из Китая часто содержат видные иллюстрированные элементы – деревья, облака, и различных животных. Цвета очень мягкие с акцентом на белый, синий, голубой и золотистый. Некоторые антикварные китайские ковры были проданы на международных аукционах за сумму превышающую 500.000$.

Афганские ковры

В настоящее время, очень трудно разобраться, какие афганские ковры фактически сделаны в Афганистане, а какие сделаны в Пакистане афганскими беженцами (например Чуби, Зиглер). Очень немного ковриков отправлены непосредственно из Афганистана сегодня. Вместо этого большинство ковров транспортируется в Пакистан, затем отправляется за границу. Афганские ковры, сделанные в Пакистане, и также афганские ковры, сделанные в Афганистане, отправлены из Пакистана, часто лишая возможности разобраться, где специфический афганский ковер фактически был изготовлен. Традиционные цвета – коричневый, черный.

Индийские ковры

Искусство изготовления индийских ковров ручной работы, началось во время господства Шаха Акбара в 16 столетии. В те времена персидские ткачи принесли культура ткачества в Индию, и с тех пор производство ковров развивалось. Самые известные индийские ковры изготовлены в Агре(классический дизайн) и Джайпуре(современный дизайн с преобладанием оригинальных цветов: розовый, фиолетовый, сиреневый, оранжевый,серый – коллекции: Dazzle, Pearl, Illusion, Shine) , а также шелковые ковры из Кашмира. В отличие от других стран производителей, ковроткачеством в Индии в основном занимаются мужчины.

Читайте также:  Журнальный столик из дерева своими руками: инструкция по монтажу, особенности конструкцийена, фото

Турецкие ковры

Известные центры производства — Бергама, Анталья, Таспинар, Карс, Кула, Кумкапи, Ушак, Сивас, Ладик, Конья, Кайзери и особо стоит отметить Хереке, где производятся качественные шерстяные и шелковые ковры. На многих картинах известных художников 15-16 веков, в сюжете можно заметить именно их. Антикварные ковры из Турции являются предметом коллекционирования. Некоторые экземпляры 16 века могут иметь цены до миллиона долларов.

Кавказские ковры

В эту групу входят — Азербайджанские, Армянские, Дагестанские(Лезгинские, Табасаранские, Аварские), Грузинские, а также ковры, произведенные малыми народностями, проживающими на территории Кавказа, например курдами. Производство в данный момент имеет незначительное количество, но очень высокого качества и с натуральными красителями. В основном сейчас на рынке преобладают старинные изделия. Антикварные кавказские ковры очень популярны сегодня у дизайнеров интерьеров.

Ручные ковры

Непальские, тибетские, пакистанские, ковры из Центральной Азии – узбекские(джульхирс, гилам, араби, гажари, терма), киргизские(шырдак, ала кииз), казахские(кошма, текемет, сырмак, чий, тускииз), современные ковры из балканских странах (болгарские, румынские, албанские) а также некоторые этнические африканские ковры таких как марокканские, тунисские, египетские также считаются восточными, но их очень редко можно встретить в магазинах Москвы.

Восточные ковры

Восточные ковры больше не являются изысканной диковинкой. Теперь их можно встретить как в современных студиях, так и в изысканных классических интерьерах. Многие люди выбирают этот предмет декора, так как он не только выполняет эстетическую функцию, но и обеспечивает звукоизоляцию и теплоизоляцию комнаты.

Особенности и история

Восточными коврами называются тканые изделия, произведенные на Востоке. Однако к ним принадлежат не только страны, территориально принадлежащие Востоку (от Турции до Китая), но и страны со сходными традициями производства ковров. К ним можно отнести Египет, балканские государства, Тунис, Марокко и Алжир – те государства, которые ранее или в настоящий момент ощущают сильное «восточное» влияние, что отражается на их культуре. Лучшими поставщиками таких изделий принято считать Азербайджан, Туркмению и Иран.

Настоящие восточные ковры всегда являются результатом ручной работы. Они могут быть плетеными, ткаными или валяными, но исключительно из природных материалов: шелка и шерсти.

Кроме того, изделия украшаются аутентичным орнаментом, который показывает принадлежность к той или иной стране или региону.

Изделия ткут в течении 5-6 месяцев, поэтому цена за один квадратный метр довольно высока – порядка 200-300 долларов. Те экземпляры, которые продаются дешевле, являются подделкой. Восточные ковры очень ценятся во всем мире, поэтому многие страны предъявляют особые требования к их покупателям. Например, в Азербайджане, чтобы вывести покупку за границу вы должны будете предварительно связаться с местным музеем и получить лицензию. Также во многих странах вывоз старинных ковров вообще запрещен, поэтому туристы отдают предпочтение искусственно состаренным моделям.

По дошедшим до нас изображениям можно сделать вывод, что тканые изделия присутствовали в жизни людей уже в XVI веке до нашей эры. Первый же доживший до современности восточный ковер был создан в V веке до нашей эры и получил название «Пазырик».

Считается, что родоначальником ковротворчества была Персия, ведь именно там, по преданиям, для одного из царей создали первый ковер в мире, состоящий из золотых нитей с драгоценными камнями.

Но это все же красивая легенда, а, согласно мнению ученых, согревающие тканые холсты изобрели восточные кочевники, дабы иметь возможность проворно выстроить жилище. Такой дом защищал от ветра и песка и удобно транспортировался.

Когда же кочевники перешли к оседлой жизни, ковры переквалифицировались в изысканные предметы интерьера. За исключением шерсти и шелка, для их изготовления стали использовать нити из чистого золота, цветки из драгоценных камней и хрустальные каналы. Таким был самый дорогостоящий ковер в истории – «Весенний», с рисунком цветущего сада, изготовленный персидскими ткачами. К сожалению, он был уничтожен еще в середине VII века.

Осталось добавить, что изделия разных эпох различались и декором, и сакраментальными картинками, и выбираемыми материалами.

Способы изготовления

Существует три основных способа создания этих настоящих произведений искусства: плетение, ткачество и валяние. Все они представляют собой разновидности ручной работы.

  • Изделие называется плетеным, если пряжа прикреплена к ткани путем вплетенных узелков. Как правило, он покрыт ворсом. Основа может быть из шерсти, шелка, хлопка или акрила. Выделяют разнообразные способы рукоделия и разные наименования узелков: персидский, турецкий, тибетский, берберский, испанский и другие. Работа реализуется на раме – горизонтальном или вертикальном узловязальном станке, что является классикой коврового производства.

Интернет магазин мебели MOON-TRADE.RU

Правильно подобранная мягкая мебель – это залог комфортного отдыха и полноценного сна. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый покупатель подходит к ее выбору со всей возможной тщательностью. Интернет магазин мебели MOON-TRADE.RU предлагает готовые решения по выгодной для Вас цене, сочетающие в себе продуманный дизайн, удобство и долговечность.

Если Вы хотите приобрести мебель в интернет-магазине MOON-TRADE.RU или задать нам вопросы относительно ассортимента, стоимости, условий заказа диванов и прочей продукции, звоните по телефонам +7 (495) 374-80-15 и +7 (800) 500-41-80 , и наши сотрудники с удовольствием предоставят вам консультацию.

Закажите обратный звонок и в ближайшее время вам перезвонит первый же освободившийся специалист.

Звёздочкой (*) отмечены обязательные поля

Обращаем ваше внимание, что услуга «Обратный звонок» доступна только в рабочие часы магазина. Если вы оставили заявку в нерабочее время, она будет обработана в начале следующего рабочего дня. По возможности, пожалуйста, указывайте желаемое время звонка.

Пожалуйста, оставьте Ваши контактные данные.

Менеджер свяжется с Вами для уточнения заказа в ближайшее время (ПН-ПТ с 9:00 до 18:00)

  • Текущий: Москва и Московская область
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область
  • Белгород и Белгородская область
  • Брянск и Брянская область
  • Великий Новгород и Новгородская область
  • Владивосток и Приморский край
  • Владимир и Владимирская область
  • Волгоград и Волгоградская область
  • Вологда и Вологодская область
  • Воронеж и Воронежская область
  • Иваново и Ивановская область
  • Иркутск и Иркутская область
  • Йошкар-Ола и Республика Марий Эл
  • Калуга и Калужская область
  • Карелия
  • Калининград и Калиниградская область
  • Кемерово и Кемеровская область
  • Киров и Кировская область
  • Краснодар и Краснодарский край
  • Красноярск и Красноярский край
  • Курск и Курская область
  • Липецк и Липецкая область
  • Нижний Новгород и Нижегородская область
  • Омск и Омская область
  • Орел и Орловская область
  • Псков и Псковская область
  • Рязань и Рязанская область
  • Самара и Самарская область
  • Саратов и Саратовская область
  • Смоленск и Смоленская область
  • Ставрополь и Ставропольский край
  • Сургут и Ханты-Мансийский автономный округ
  • Татарстан
  • Тверь и Тверская область
  • Тула и Тульская область
  • Тюмень и Тюменская область
  • Уфа и Республика Башкортостан
  • Чебоксары и республика Чувашия
  • Ярославль и Ярославская область
Читайте также:  Деревянные светильники под старину для бани: потолочные, подвесные, настенные, инструкция

Только до 11 мая 2018 года интернет-магазин MOON-TRADЕ.RU предлагает вам купить мебель со скидкой 10%, при покупке двух товаров!

Акция действует в интернет-магазине MOON-TRADE.RU и розничных магазинах MOON-TRADE.RU, расположенных в Москве, МО, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Нижнем Новгороде и Нижегородской области, в Липецке и Липецкой области.
Внимание:
– цены в интернет-магазине указаны БЕЗ учета дополнительной скидки 10%,
– цены в розничной сети указаны БЕЗ учета дополнительной скидки 10%.

АССОРТИМЕНТ, УЧАСТВУЮЩИЙ В АКЦИИ:

В акции участвует ассортимент: товары всех категорий мебели, которые имеются в свободном остатке на складе и предлагаются с доставкой 1 день. Ассортимент, участвующий в акции, уточняйте у менеджеров – консультантов и операторов интернет-магазина.
Сочетание товаров из числа, участвующих в акции, по количеству в рамках одного чека может быть любым.

  1. Первоначальный взнос 0%
  2. Переплата 0%
  3. Сумма рассрочки от 3 000 р до 300 000 р
  4. Срок от 3 до 10 месяцев (можно больше, воспользуйтесь кредитом )
  5. Ежемесячно равными долями

В карточке товара нажмите «купить»

Заполните ФИО, телефон, E-mail, нажмите способ оплаты «В рассрочку» и оформить заказ

После регистрации заказа нажмите на кнопку «Заполнить данные»

После этого с Вами свяжется кредитный специалист для отправки заявки в банк

Усадьба Танеевых в Маринино

Усадьба рода Танеевых в селе Маринино Ковровского района – это редкий памятник дворянских усадеб XVIII-XIX вв., сохранившийся почти в первозданном виде. Деревянному дому имения, который существует сегодня, так же, как и могучим липам вокруг здания – более 250 лет!

Усадьба была основана еще в начале XVII в. Царь Михаил Федорович в 1623 г. пожаловал пустошь Маринино дворянину Тихону Танееву «за ратную государеву службу». В середине XVII в. Танеевы переселили сюда несколько семей своих крепостных крестьян. В 1676 г. была построена деревянная Покровская церковь, и Маринино стало селом.

В 1758 г. отставной майор Михаил Танеев построил дом, который стал композиционным центром усадьбы. В 1808 г. стараниями его сына, помещика А.М. Танеева в селе был возведен каменный Покровский храм на месте бывшего деревянного. Он расположен к югу от господского дома и стал второй планировочной доминантой усадебного ансамбля. Когда-то при этой церкви был большой родовой некрополь Танеевых, к сожалению, разоренный в послереволюционные годы XX в.

В середине XIX в. вокруг центрального дома был разбит уютный парк, с копаными прудами, гротами, беседкой на насыпном холме, мраморными скульптурами. Планировка его центральной части была регулярной: липовые аллеи делили территорию на несколько прямоугольных боскетов, плотная посадка деревьев создавала небольшие замкнутые зеленые зоны, внутри которых были поляны.

Усадьба в Маринино была местом пышных приемов и балов, на которые съезжалась уездная и губернская знать. Танеевы состояли в родственных связях со многими прославленными фамилиями (Кутузовыми, Толстыми, Грибоедовыми, Бутурлиными), радушно встречали гостей из столицы. Они были дружны с А.А. Аракчеевым, М.М. Сперанским, П.И. Чайковским, А.Н. Скрябиным, Л.Н. Толстым.

Из рода Танеевых вышли министры, генералы, чиновники, врачи, адвокаты, поэты, музыканты, сделавшие немало для Владимирского края и всей России. Имя русского композитора Сергея Ивановича Танеева хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. С.И. Танеев – выпускник, а затем и директор Московской консерватории, ученик Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского, учитель С. Рахманинова, А. Скрябина, Р. Глиэра и др., глава московской композиторской школы, ученый-музыковед. Он внес огромный вклад в сокровищницу русской музыкальной культуры.

Более 300 лет имение принадлежало одной дворянской семье Танеевых – настоящее «дворянское гнездо». Как отмечают ковровские краеведы, это было очень редким явлением, ведь часто такие имения продавались, закладывались и пр.

Усадьба Танеевых сегодня развивается как интереснейший музейный и культурно-просветительский комплекс. Центральный дом усадьбы – подлинная деревянная постройка середины XVIII в. Такая уникальная сохранность была возможна потому, что дом практически никогда не пустовал. После национализации в 1917 г. вплоть до 1970-х гг. в здании размещалась сельская школа, затем – клуб и библиотека. С 2006 г. началось восстановление усадьбы, на которое ушло три года, и с 2009 г. она стала принимать первых туристов.

Несмотря на то, что оформление господского дома представляет собой историческую реконструкцию, большинство предметов его интерьера – подлинные, подаренные потомками дворян, когда-то проживавших во Владимирской губернии.

Музей содержит три основных экспозиции. Одна из них посвящена роду Танеевых и его знаменитым представителям. Другая экспозиция рассказывает об истории дворянских усадеб Владимирского края. Усадьбы XVIII-XIX вв. – большой культурный пласт жизни России. В них жили наиболее образованные люди страны, собирали коллекции картин, предметов старины, открывали библиотеки, устраивали театры. Сегодня на Владимирской земле осталось около 160 усадеб, большинство из которых в плачевном состоянии. Еще одна экспозиция содержит информацию о селе Маринино, его флоре и фауне.

Территория усадьбы постоянно обустраивается в соответствии с исторической эпохой. Планируется восстановление Покровской церкви и некрополя Танеевых, дома управляющего и прислуги, хозяйственных построек (дровяного и каретного сараев), пасеки. Разрабатывается проект ландшафтной экспозиции – зеленого лабиринта, в центре которого будет установлена статуя богини мудрости Минервы, которая вписана в герб рода Танеевых. В 2016 г. построено еще одно здание, в стиле существующего центрального дома, но меньшее по размеру, – Музыкальный павильон, где размещена оригинальная выставка музыкальных инструментов «Мир забытой музыки».

Сегодня посетителям усадьбы Танеевых предлагается более 30 разнообразных экскурсионных и культурно-развлекательных тематических программ, цикл календарных и семейных праздников в течение года. Среди них Масленичные, Пасхальные и Спасо-медовые гуляния, Рождественский вертеп, Праздник Валенка, Капустные вечерки, День птиц, День памяти С.И. Танеева и др. В доме Танеевых регулярно проводятся вечера камерной музыки и даже церемонии бракосочетания (на «дворянские свадьбы» записываются молодожены даже из Нижнего Новгорода и Подмосковья). Во взаимодействии с туристами действует принцип наибольшего погружения в культуру и дух дворянской эпохи. Экскурсии проводят сама «хозяйка» усадьбы или «горничные», одетые в костюмы, полностью воссозданные по моделям XVIII в. Гости могут поиграть на танеевском фортепьяно, приглашаются на чаепитие в барскую столовую за огромный дубовый стол.

Читайте также:  Эскизы для резьбы по дереву: инструкция по выбору своими руками, особенности трафаретов

Туристам предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов. Разработаны авторские проекты, например, «Марининская игра», которая знакомит желающих со старинными дворянскими и крестьянскими играми (крокет, серсо, кубарь, бирюльки и др.).

Режим работы музейно-досугового центра:

  • Вторник-воскресенье 11.00 – 18.00;
  • Понедельник – выходной;
  • Последний день месяца – санитарный день.

Адрес: Владимирская область, Ковровский район, село Маринино.
Телефоны: +7 (49232) 2-10-22; +7 (961) 254-41-24 (Фадеева Татьяна Алексеевна).
По вопросам организации групп: +7 (920) 948-42-78; +7 (980) 751-35-50.
Сайт: www.taneevy.ru

Как добраться на автомобиле: по трассе М7, поворот в д. Сенинские Дворики направо (на поселок Красный Октябрь) и прямо до Маринино.

Что такое пардаги?

В начале ХХ в. кустарные промыслы были распространены повсюду. Много их было, конечно, и на Кавказе с его богатым и разнообразным народным искусством. Изготовление медной посуды, гончарный промысел, ковроткачество играли важную роль в быте здешних крестьян. Благодаря своим высоким художественным и техническим качествам кавказские ковры ручной работы славились во всем мире.

В Грузии ковроткачество было не так широко развито, как в соседней Армении и особенно Азербайджане. Тому способствовал целый ряд причин. На протяжении многих веков, соблюдая предписания мусульманства, азербайджанские женщины вели затворнический образ жизни. Они не покидали своей половины дома, а на улицу выходили только под покровом паранджи. Вязание, вышивка, а более всего ковроткачество стали едва ли не единственной сферой применения их труда и творческих способностей.

Кроме того, в своеобразном быте азербайджанской семьи ковры были предметом первой необходимости — глинобитные или кирпичные полы сплошь застилались ими. Мебели в доме не было: ели и пили, сидя на корточках или поджав ноги по-турецки, спали также на полу, разложив тюфяки прямо поверх ковров.

В Грузии все было иначе: в домах деревянные полы, самодельная деревянная мебель, украшенная резным орнаментом. Полы не нужно было утеплять, поэтому вместо толстых ворсовых ковров ткали легкие безворсовые — пардаги, которые либо стелили на тахту поверх тюфяка, либо вешали на стену позади «гостевой» скамьи. Такие ковры изготовляли повсеместно.

Грузия — республика со своеобразным климатом. В Причерноморье субтропики, почти весь год лето, а на северо-востоке, в верховьях горных рек, спадающих с Большого Кавказа, суровая и длительная зима, продолжающаяся с ноября по март. Между двумя этими крайностями и лежит все разнообразие природы Грузии. А ведь она диктует специфику хозяйства, а следовательно, и домашний быт. Поэтому в разных уголках Грузии часто все непохожее: дома, одежда, посуда, песни, танцы и даже кухня.

Также разнятся и народные художественные промыслы. Хотя назвать их этим словом трудно, ибо грузинские мастера своим искусством не «промышляли»: они все делали для собственного хозяйства. Поэтому правильнее говорить о народном творчестве, о художественной культуре грузинского народа. Если брать ковроделие, то пардаги ткали, а кое-где бабушки ткут и теперь (в горных селениях, расположенных в верховьях рек). И сколько было здесь очагов ковроткачества, столько же разных приемов построения композиции, типов орнамента и особенностей колорита.

Безворсовые ковры, аналогичные по технике исполнения грузинским пардаги, ткутся по всему Кавказу: в Азербайджане это «килим», в Армении — «карпет», у курдов — «ямани». Их отлично знают во всем мире — специалисты даже по рисунку и свойствам ткани определят не только район, но часто и деревню, где тот или иной ковер сделан. А вот пардаги экспертам не известен. Это и понятно, раз мастерицы не ткали их на продажу. Лишь в конце ХХ в. художники и искусствоведы обратили внимание на грузинские безворсовые ковры.

Среди многих мест, где изготовлялись пардаги, высокими художественными качествами изделий издавна выделялось селение Квемо-Алвани — культурный и хозяйственный центр района, который зовется Тушетией. Он делится на две части — нижнюю и верхнюю, или горную, Тушетию. В холодное время года крестьяне живут в долине реки Алазани и разводят виноград, а с наступлением жары переезжают высоко в горы, где у каждой семьи есть второй дом. Там мужчины пасут овец, а женщины заняты домашним хозяйством, тоже связанным с овцеводством. Конечно, часть жителей и летом остается внизу и ухаживает за виноградниками, а другие и зиму проводят в горах. И все же у большинства тушин жизнь делится на два периода — зимний и летний.

Что и говорить, своеобразные условия! И безворсовые ковры как нельзя лучше соответствуют требованиям полукочевого быта. Они легки, потому их легко перевозить с места на место. Из ковровой ткани изготавливаются хурджины — переметные сумы, в которых тушины берут в горы домашнюю утварь и провизию. А пастухам пардаги служат подстилкой во время ночевки в горах. Словом, в Тушетии это незаменимая вещь.

Ну, а если взглянуть на нее как на произведение искусства? Мы заботимся сегодня о сохранности архитектурных памятников старины, ибо они свидетельствуют о древней культуре народа. Но и пардаги — тоже памятник высокой культуры, а их создатели — ее носители.

Удивляет лаконичность художественного решения ковра. Основной рисунок дан двумя цветами — черным и белым. Детали же выполняются различными цветами, но настолько приглушенными, что сливаются в единое композиционное целое. Ни одного кричащего пятна, и в этом аскетическом колорите даже самые темные тона — синие, красные, лиловатые усиливая друг друга звучат в полную мощь, как басовые ноты органа. Поражает: откуда у этих простых мастериц такое понимание композиционных задач, такое чувство цвета. Но ведь художественный вкус их формировался веками — вот откуда эта врожденная чуткость.

Ребенок рос и каждодневно видел, как из почти ничего — из бесформенных комков шерсти — получаются нити, как окрашивают их в красивые цвета, как наконец, ложась на натянутую основу, создают они узорную ткань пардаги. В сельских семьях детей рано приучают к труду. Девочка 6−7 лет уже садилась с матерью за станок и помогала ей ткать. Она училась ценить красоту узора, гармонию цветовых сочетаний.

В соседних домах тоже ткали ковры, и девочка сравнивала свою работу с соседской. Если девушка обладала способностями, она, оставаясь в рамках привычного узора и колорита, вносила в традиционное построение пардаги какое-то свое добавление. Так, вырастая и воспитываясь на традиции, мастерица сама двигала ее вперед.

Народное творчество — это сокровище, которое очень легко потерять и крайне трудно восстановить. Вот и пардаги потихоньку уходит в прошлое, и в настоящее время лишь несколько бабушек в высокогорных селах знают секрет их изготовления.

Ссылка на основную публикацию